Прошлое, настоящее и будущее КрасГМА

Становление и развитие Красноярской медицинской академии (КрасГМА) тесно связано с социальными, экономическими и политическими событиями и преобразованиями нашей страны и края.

Мы свое летоисчисление ведем с 1942 года, самого напряженного года в летописи Великой Отечественной войны. Фашисты неистово рвались к Ленинграду, нефти Каспия, к Волге, разрабатывали планы разгрома Москвы. В эти грозные и героические дни истории нашей Родины фронту нужны были солдаты в белых халатах — врачи. И правительство СССР принимает решение эвакуировать в Красноярск из осажденного Ленинграда части трех мединститутов, а также Воронежский стоматологический институт. Прибыли в Красноярск ленинградцы и воронежцы в сентябре — октябре 1942 года. Рождение, становление нашего вуза проходило в сложных, напряженных условиях. Успех дела в организации института был обеспечен помощью местных органов власти, действующих институтов, техникумов, больниц, промышленных предприятий не только Красноярья, но и других областей и краев Сибири. Только благодаря всенародной, всесторонней помощи в считанные дни Красноярский мединститут был обеспечен учебными клиническими базами, необходимым оборудованием, реактивами, учебными пособиями и начал готовить кадры врачей для фронта. Уже через полгода первые выпускники нашего института ушли на фронт. Уходили на фронт и выпускники всех последующих лет ВОВ. Из них далеко не все вернулись к мирному труду.

В те далекие, трудные, но славные годы становления Красноярского медвуза поистине самоотверженный, трудовой героизм проявили первый ректор, профессор Н. И. Озерецкий, академики А. А. Заварзин и П. С. Купалов, профессор М. Г. Привес, доценты А. Т. Астахова, Н. А. Варгунин и многие другие.

В первые послевоенные, мирные годы в развитие службы практического здравоохранения и медицинской науки огромный вклад внесли академики Л. В. Киренский и И. А. Терсков как заведующие кафедрой мединститута, в последующие годы — организаторы и директора институтов физики и биофизики СО АН СССР.

С большой благодарностью мы вспоминаем колоссальный труд ученых нашего вуза: профессоров Н. И. Захарова, А.М. Дмитриева, А. М. Дыхно, А. Т. Пшоника, И. И. Гительзона, Ю. М. Лубенского, Л. Л. Роднянского, Ф. И. Колпакова, Р. А. Нихинсона, В. П. Красовской, доцентов В. Н. Топольского, В. Н. Зиновьевой, Б. М. Зельмановича, О. С. Юкова и др.

Особое место среди когорты ученых-организаторов медицинской академии занимают первый ректор, профессор Николай Иванович Озерецкий, "родоначальник" КГМИ (1942–1943); профессор Петр Георгиевич Подзолков, возглавлявший институт более 35 лет, известный патологоанатом; член-корр. АМН СССР, профессор Борис Степанович Граков, руководивший институтом в течение 13 лет, создатель большой школы хирургов. В настоящее время КрасГМА возглавляет профессор Виктор Иванович Прохоренков.

В 1995 году мединституту был присвоен статус медицинской академии. Сегодня КрасГМА — один из крупнейших медвузов России. В ней обучается около 3,5 тысячи студентов. За 57 лет мы подготовили свыше 26 000 врачей. Знаменательно то, что первый выпуск насчитывал 47 врачей, а последние — 743—585. Число кафедр сегодня — 65. Для сравнения: в 1942 году на единственном факультете их было 15. В настоящее время академия имеет 5 факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, высшего сестринского образования, усовершенствования врачей.

Четырехтысячный коллектив студентов и преподавателей работает в современных корпусах и лабораториях, в лучших больницах города. Сегодня на 65 кафедрах академии трудятся свыше 500 человек преподавательского состава. Из них 65 докторов медицинских наук, профессоров, многие из них являются академиками и член-корреспондентами разных академий, около 300 кандидатов наук, доцентов. Наши выпускники возглавляют коллективы кафедр и научных отделов других вузов и НИИ страны: академики АМН России В. Подзолков (Москва), А. Зборовский (Волгоград), профессора П. Бабкин (Воронеж), П. Власов (Москва), Ю. Родин (Симферополь), П. Зима (Москва), С. Муратов (Чита), Т.Сизых и В. Лалетин (Иркутск), Б. Денисенко (Москва), Г. Окладников (Новосибирск), Р. Розенталь (Рига), А. Пуртокас (Каунас), В. Манчук (Красноярск) и др.

Большая группа выпускников, достигнув высокого уровня в педагогическом искусстве, высоких ученых степеней и званий, заведуют кафедрами в родном вузе: Ф. Ф. Костюк, В.А. Опалева, В. А. Руднев, В. Г. Николаев, А. Н. Орлов, Л. А. Гульман, В. В. Иванов, В. И. Лазаренко, Л. С. Гракова, Г. П. Гончарова, Н.С. Дралюк, Ю. С. Винник, Г. И. Буренков, Л. Д. Зыкова, В. Н. Шубкин, А. А. Модестов, И. П. Артюхов и др.

Весьма знаменательно и то, что не только ректор В. И. Прохоренков, но и проректоры, профессора М.Г. Дралюк, П.А. Самотесов, С. В. Клеменков — выпускники КрасГМА. Нашими выпускниками только за последние 5 лет защищено 19 докторских и 108 кандидатских диссертаций.

Звание "Почетный профессор КрасГМА" присвоено 9 ученым академии, внесшим выдающийся вклад в развитие вуза, в утверждение его российского и международного престижа, являющимися авторитетными специалистами в своей области научной и педагогической деятельности. В их числе В. А. Руднев, В. А. Опалева-Стеганцева, М. И. Гульман, Н. С. Дралюк, Ф. Ф. Костюк, О. Е. Нифантьев, Ю. И. Савченков, В. Г. Николаев, А. Н. Орлов.

Столь мощному корпусу ученых-педагогов, клиницистов, конечно же, по плечу подготовка образованных, умных, интеллигентных врачей, приносящих добрую славу своей альма-матер, где бы они ни работали — в Анголе и Габоне, Камбодже и на Кубе, в Тунисе и Алжире, Корее и Китае, Германии и Израиле, во всех регионах необъятной России. Но свыше 90% врачей трудится в родном крае, республиках Хакасия и Тува, Эвенкийском и Таймырском автономных округах, охраняя здоровье более чем 3 миллионов населения. На протяжении многих лет академия готовила специалистов-медиков для зарубежных стран (Йемен, Ливан, Индия, Греция и др.).

Если принять к сведению, что во всех наших больницах, медсанчастях, курортах удельный вес врачей — выпускников КрасГМА составляет 85—100%, то можно утверждать, что наши выпускники определяют успех всего практического здравоохранения городов и районов края. Коллектив медакадемии может гордиться своими выпускниками, ныне руководителями медучреждений разного уровня: Б. П. Маштаковым, А. В. Подкорытовым, Л. А. Бурнаковой, И. А. Шнайдером, И. С. Сычовой, В. А. Анишиным, А. И. Крыжановским, И. А. Валеевым, С. Г. Климовой, В. В. Шевченко, С. И. Стародубцевым, Р.И.Петровым, С. Г. Резниченко (Красноярск), М. А. Немиком (Заозерный), В. В. Ереминым (Сосновоборск), В. И. Ковалевским (Енисейск), Д. Г. Невмержицким (Шушенское), Ю. К. Андреевым (Богучаны), Б. К. Козликом (Большая Мурта), В. Г. Юрьевым (Ермаковское), А.К. Макушкиным (Красноярское Загорье) и др. Мы гордимся и такими славными именами наших выпускников — практических врачей Красноярья, как Н.И. Степанченко и В. М. Каверина, В. А. Пучко и А. М. Басалаева, С. М. Селин и Л. А. Бабушкина, М. А. Демина и Н. С. Кузнецова, Н. М. Аникутина и Л.П.Киселева, А. В. Протопопов и Н.Г. Прокопенко, В. Д. Полынь и многие другие.

КрасГМА не только кузница врачебных кадров. Она выполняет с чувством высокого достоинства и престижа миссию полпреда медицинской науки России. Главные задачи научных поисков — профилактика, снижение заболеваемости и смертности детей, женщин-матерей, совершенствование методов диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний в Сибири и на Крайнем Севере (в соответствии с республиканской программой "Здоровье человека в Сибири").

Наиболее злободневной проблемой мы считаем проблему охраны здоровья детей. Они наименее защищены от суровых природных, социально-экономических, физиологических, эмоциональных стрессоров. В оригинальных работах красноярские ученые изучили их разрушительный эффект и дали четкие рекомендации по созданию таких условий жизни, при которых стрессогенные воздействия могут быть сведены к минимуму или устранены. Рациональный режим труда и отдыха, правильное питание, обеспечение ребенка витаминами, ультрафиолетовое облучение, оздоровительные мероприятия и многое другое позволяют улучшить условия жизни детей в Сибири и на Севере.

На уровне Москвы, одними из первых в России, нашими учеными (группа профессора А. П. Колесниченко) и практическими врачами в краевой детской больнице разработана и внедрена долгосрочная программа по снижению младенческой смертности. Консультативно-автоматизированная система авторов позволяет оказывать круглосуточную помощь детям из различных регионов края. Объединенными усилиями реаниматологов, акушеров-гинекологов (профессор Н. А. Волков), врачей роддомов внедряется повсеместно и программа снижения материнской смертности.

Наши ученые (профессор Ю. И. Савченков и др.) показали, что борьба за здоровье нового поколения начинается задолго до его рождения. В итоге многолетней работы большим коллективов физиологов, педиатров и акушеров-гинекологов даны конкретные рекомендации профилактического и лечебного направления. Можно бесконечно говорить о научной работе сотрудников каждой кафедры или научной школы: ортопедов-травматологов (Л. Л. Роднянский, В. Н. Шубкин, В. С. Лапинская и др.), хирургов (А. М. Дыхно, Ю. М. Лубенский, М. И. Гульман), офтальмологов (П. Г. Макаров, В.И. Лазаренко и др.), кардиологов, терапевтов (В. А. Опалева, В. А. Шульман, Ф. Ф. Костюк и др.), физиологов (А. Т. Пшоник, Ю. И. Савченков и др.), патофизиологов (С. Г. Брауде, В.В. Иванов).

Особой темой разговора может служить изобретательская, рационализаторская, издательская работа ученых. Приведем лишь несколько примеров по издательской деятельности. За 5 лет нами издано 40 монографий, 28 учебников и пособий, опубликовано 438 работ в центральной печати, 482 — в зарубежных изданиях. Это в 2—2,5 раза больше, чем за предыдущую пятилетку.

Положительным примером служит научная работа студентов КрасГМА. История академии свидетельствует, что активно приобщаются к научным поискам многие студенты. Нередко главным стимулом в мотивации работы в СНО служит не только сознательное желание студентов проникнуть в тайны медицины, но и заразительный пример педагогов-медиков.

В последние годы титулованные ученые КрасГМА уверенно и полноправно вышли на международный уровень сотрудничества и интеграции научных исследований. Мы не раз информировали красноярцев о приоритетных международных работах с учеными и педагогами высшей школы Японии, США, Бельгии и других стран. Наиболее стабильны и перспективны взаимоотношения с коллегами Чикаго, Токио, Канадзавы, Саппоро, с учеными ряда вузов Германии, Австрии, Китая, Норвегии.

Формы сотрудничества расширяются и углубляются. Это участие в международных форумах и их организация, научная стажировка ученых и обмен студентами и аспирантами, обмен опытом диагностики, лечения, организации медицинской помощи и профессиональной подготовки будущих врачей, участие в международных выставках и ярмарках.

Международным признанием работы ученых КрасГМА стало включение результатов наших исследований в издания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в программы "Международный ортопедический медицинский обмен", "Регионарный центр эндоскопии и лапароскопии", "Американская медицинская технология" и др. Ученые КрасГМА принимают участие в работе Международного регистра ООН "Потенциально токсичные химические вещества" и международной программы ООН—ВОЗ по химической безопасности и др.

О многом говорят и рабочие визиты известных ученых в КрасГМА из США (Ф. Форман, М. Клок, Дж. Клау и др.), Японии (М. Нишигаки, К. Ногучи, Т. Уменаи, М. Учияма, М. Кога и др.), Китая (Ма Джи, Тин Миншиу, Чуи Судисе и др.), Франции (П. Барраль) и др.

Сегодня Красноярская медицинская академия ведет подготовку специалистов прежде всего с учетом международных требований, что позволяет нашему вузу войти в единое образовательное и информационное пространство в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования. Приоритетным направлением в академии становится компьютеризация учебного процесса. В распоряжении академии уже сейчас имеется около 100 ПК, продолжается монтаж оборудованных компьютерами учебных классов. Вторым направлением в повышении качества подготовки специалистов мы считаем более широкое внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, которые построены на определенных психолого-педагогических принципах. Третьим направлением является введение единой системы контроля знаний студентов, обязательным требованием которой должны быть фонды конкретных заданий, дифференцированные по курсам и циклам с соблюдением принципа преемственности содержания образования. Хорошо зарекомендовала себя в вузе тестовая форма контроля знаний (в письменном и компьютерном исполнении).

Входит в жизнь в академии 3-этапная система экзамена. На первом — тестовый контроль (определяет уровень теоретических знаний), на втором проверяется уровень, глубина освоенных практических навыков, на третьем этапе путем собеседования определяется всесторонний уровень подготовки студента.

Качество подготовки врача зависит не только от специальных знаний, умений, но и от его общей культуры. С этой целью в учебные планы мы включаем новые дисциплины, курсы, программы (биомедицинская этика, валеология, экология, культурология и др.). Это, несомненно, повышает уровень подготовки врачей-практиков и ученых-медиков.

После успешно пройденной аттестации в декабре 1998 года коллегия Министерства общего и профессионального образования России утвердила аккредитацию нашей академии. По многим показателям КрасГМА находится в десятке лучших среди 47 медицинских вузов России.

У Красноярской государственной медицинской академии славное прошлое, достойное настоящее. Вместе с тем мы уверены, что возраст КрасГМА — возраст творческой, мудрой зрелости, обращенной в XXI век. Наш вуз будет расти, крепнуть, с полным знанием дела (ex professo) оптимизировать качество подготовки врачей, развивать медицинскую науку, и все это служит главной задаче — защите здоровья красноярцев, россиян.

Комментарии и отзывы

Сообщение оставил Мария, 10 Март, 2010 - 05:30:

Понимаю теперь, почему не отозвался поисковик: на страничке истории Медакадемии дано следующее написание: З.Г.Пиротинский. Надо думать, это и есть Захар Борисович Пирятинский :))
http://krasgmu.ru/page_pr_books.php?id=2

С уважением,
Мария Кунките.

Сообщение оставил Мария, 10 Март, 2010 - 05:25:

Здравствуйте!
Я представляю славный город Петербург, являюсь профессиональным историком и в последние 8 лет серьезно занимаюсь историей медицины. Таким образом я и "повстречалась в архивах" несколько лет назад с историей Красноярского мединститута. Результат этого "знакомства" можно видеть в моей книге "Из истории петербургской улыбки. Невский, 46: зубоврачевание и не только..." (СПб., 2004). В книге, в т.ч., подробно рассказано о Ленинградском Стоматологическом институте (ЛСИ), в т.ч. и о его эвакуации в Красноярск.
Процитирую буквально:
"В декабре 1941 г. исполком Ленгорсовета принял решение об эвакуации из блокадного Ленинграда медицинских вузов, в числе которых был назван и Стоматологический институт. Наркомздрав СССР намечал местом эвакуации г. Молотов. Однако копии решения Исполкома отмечены резолюциями (к сожалению, подписи не разборчивы) «Отказать» от 8 декабря и «Тов. Никитскому. Эвакуация в данное время невозможна» от 12 декабря 1941 г. Согласно постановления правительства Ленинградский стоматологический институт эвакуировался из Ленинграда 8 апреля 1942 г. Вместе с институтом, под руководством его директора З.Б. Пирятинского, выехало 24 сотрудника. Более 30 человек было одновременно уволено или отправлено в бессрочный отпуск. Массовые сокращения прошли и после окончания работ по консервации института в начале мая 1942 г.
Эвакуация на Северный Кавказ не стала избавлением от ужасов, пережитых в блокированном городе: война быстро катилась вслед – 25 июля 1942 г. немецко-фашистские войска начали наступление с рубежа реки Дон на Ставрополье, Кубань и Северный Кавказ. В спешном порядке эвакуированные в эти области учреждения перебазировались в Сибирь.
В Красноярск преподаватели и студенты 1-го и 2-го Ленинградских мединститутов, Ленинградского и Воронежского стоматологических институтов прибыли 2 октября 1942 г. Все они были объединены под руководством профессора Н.И. Озерецкого в один институт им. акад. Павлова, где было открыто 2 факультета: лечебный и стоматологический (декан – З.Б. Пирятинский). Занятия на всех курсах начались уже 19 октября. Студенты разместились на частных квартирах. Питание обеспечивалось в закрытой столовой. Поизносившихся студентов приводили в порядок: были организованы мастерские для ремонта одежды и обуви. Кроме того, особенно нуждавшиеся получили новые вещи, выдавалось также мыло, шерсть для валенок и т.д.
Под институт было предоставлено 2 здания для теоретических кафедр, закуплено новое оборудование, для клинических занятий приспособлены городская больница, челюстно-лицевой госпиталь и т.д.
Объединенный институт провел и новый набор студентов: к 16 октября было принято уже 210 человек. Всего же в институте приступило к учебе 742 человека.
Институт активно работал на протяжении всех последующих военных лет, а впоследствии, после возвращения эвакуированных вузов на родину, на его базе был создан Красноярский мединститут (с 1995 – Красноярская Медицинская академия)" (С. 206-207).

К сожалению, на вашем сайте мне не удалось найти (приношу извинения, если была невнимательна, но и поисковик не отреагировал на запрос) имя Захара Борисовича Пирятинского, директора ЛСИ, судя по документам и рассказам людей его знавших, удивительного человека. Именно он довез институт до вашего замечательного города, и его усилиями заработал стоматологический факультет объединенного вуза.
Кстати, если быть точным, то ЛСИ, вошедший формально в приказ как мединститут таковым на тот момент не был, этот статус ЛСИ получил в результате реформы 1949 года. Об всем этом также можно прочесть в моей книге, так что не стану отнимать время.
На случай если это действительно интересно, но книга не попала в сибирские библиотеки, позволю себе дать ссылку на сайт Городской стоматологической поликлиники № 1 Санкт-Петербурга, где эту книгу можно приобрести:
http://gsp1.ru/books/

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Мария Кунките.

Сообщение оставил EVEREST, 24 Ноябрь, 2008 - 18:34:

... Я в прошлом выпускник, КрасГМА. И честно, я горжусь этим ВУЗом, тем более, что теперь не КрасГМА, а КрасГМУ. Немного жаль, что я не застал этого, будучи студентом, и все же я всегда буду предан Нашеку ВУЗу!!! Потому что за время учебы я пережил наиболее яркие моменты моей жизни, узнал, что такое дружба и ложь, преданность и предательство, ну и , конечно же, ЛЮБОВЬ!!! Я знаю, что это больше не повторится, да мне и не нужно. Я всегда с теплотой буду вспоминать те студенческие славные годы, Спасибо Вам всем!!!