Интенсификация музыкально-эстетического воспитания в КрасГМА во многом была связана с деятельностью лауреата всесоюзных и всероссийских фестивалей художественного творчества трудящихся — народного камерного оркестра.*
Это был первый камерный оркестр в крае и один из немногих любительских камерных оркестров в стране. Его деятельность продолжалась 25 лет (1970–1995 гг.). В исполнении оркестра звучали немеркнущие творения классики (симфонии Вивальди, Гайдна, Мысливечека, концерты Корелли, Вивальди, Генделя, Баха, сочинения Моцатра) и музыка современных композиторов (Барток, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский, Раков и др.). Многие произведения впервые были представлены слушателям в исполнении этого коллектива. Оркестр гастролировал в Новосибирске, Томске, Новокузнецке, Иркутске, Абакане, Игарке, Норильске. Он выступал как в больших концертных залах, так и в скромных сельских клубах, столь отдаленных от культурных центров, что исполнение музыки великих мастеров было там первым и, возможно, последним. С оркестром солировали педагоги института искусств, артисты оперного театра и театра музыкальной комедии. Оркестр выступал по радио и на телевидении. Деятельность коллектива легла в основу публицистических и научных исследований.
Инициатором создания коллектива был руководитель художественной самодеятельности института Борис Владимирович Случевский (1920–1986), который и предложил Э. М. Прейсману (ныне профессор, член-корреспондент СО МАН ВШ, проректор по научной и творческой работе Красноярского государственного института искусств) организовать и возглавить коллектив.
Создание в мединституте такого коллектива не случайно. Искусство врачевания и искусство музыки связаны нерушимыми узами. Еще древние мыслители отмечали влияние музыки на духовное состояние человека. И в последующие эпохи между медициной и музыкой всегда были точки соприкосновения. Обращая взгляд к отечественным деятелям медицины, видим, что С. П. Боткин, родной брат русского музыкального критика В. П. Боткина, имел широкие познания в области музыки. Н. В. Склифасовский и В. К. Хорошко в разное время играли в любительском симфоническом оркестре Московского университета. А. Д. Сперанский, великолепно знавший литературу и искусство, был превосходным виолончелистом. И в Красноярске до революции существовало общество врачей, которое играло значительную роль в духовной жизни города, внесло существенный вклад в создание Народного дома имени А. С. Пушкина (сейчас — театр им. А. С. Пушкина), поднявшего занавес своей сцены в 1902 году, и с симпатией относилось к музыке. Взаимодействие медицины и музыки сегодня общеизвестно, и перспективы его развития представляются захватывающе интересными.
В мединституте, как тогда называлась медицинская академия, в 1970-е годы уже работал большой эстрадный оркестр, которым руководил Ю. Макаров, вокально-инструментальный ансамбль «Гиппократ» (впоследствии название упразднили), который возглавляли Е. Лексиков, затем С. Чернобельский, позже — В. Коваленко. Одновременно с камерным оркестром был создан вокальный ансамбль, которым руководила ведущая артистка театра музыкальной комедии И. Г. Мезит-Шевченко, впоследствии под руководством Т. Ф. Сомовой-Панасенко и Л. И. Серчени он получил название «Тоника». Некоторое время работал ансамбль баянистов. Б. В. Случевский руководил театром эстрадных миниатюр. Работал хореографический и другие любительские коллективы. В мединституте количество творческих коллективов относительно общего числа студентов было значительно выше, чем в других вузах. Концерты художественной самодеятельности снискали широкую популярность. В распахнутых дверях плотной массой стояли те, кому не досталось места. Тепло и весело встречали студенты каждое выступление. Нередко в этих концертах эстрадный оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, камерный оркестр занимали отделение или большой блок.
Было у оркестра и постоянное общение с одной и той же аудиторией. Это часть студентов мединститута, ставших постоянными слушателями, экипаж теплохода, на котором оркестр совершил 24-дневную поездку, обслуживая плавсостав Енисейского бассейна (концерты давались на разных судах, но всегда на них присутствовали свободные от вахты члены экипажа), участники проводившихся по инициативе кафедры философии (заведующая кафедрой доцент Л. А. Шевырногова) «философских сред» и другие. Эти общения, благодаря их регулярности, разнообразию программ, подробному и точному комментарию вполне можно рассматривать на музыкально-образовательном уровне. На «философских средах» после выступления оркестра возникали оживленные и интересные дискуссии, где затрагивались проблемы многих областей знаний и человеческой деятельности. Это были своеобразные семинары для всех их участников.
Развитие процесса гуманитаризации образования определил еще один раздел музыкально-образовательной деятельности: участие камерного оркестра непосредственно в лекционном курсе. Опыт работы в мединституте выявил два способа такого участия. Первый — непосредственная иллюстрация положений, излагаемых в лекциях. Второй — концерт из произведений, прослушивание которых предусмотрено учебной программой, комментирующейся педагогом применительно к творческим положениям лекционного курса. Оба способа в равной степени целесообразны, ибо первый помогает усвояемости учебного материала в последовательности от простого к сложному, а второй содействует теоретическому и художественному обобщению материала. Привнесение в учебную лекцию живого исполнительства трансформирует ее в лекцию-концерт: музыка воспринимается не в обстановке аудиторного занятия, а в атмосфере концертности, где многократно расширяется объем эстетической информации и возникает потребность ее осмысления.
Благодаря деятельности любительских художественных коллективов в вузе образовалась благотворная духовная среда. Ее влияние положительно сказывается на повышении общей культуры студенчества, следовательно, на их отношении к учебе.
Сегодня медицинская академия вошла в группу вузов, где институтом искусств впервые в истории музыкальной жизни города проводилась творческая акция «Музыка для всех нас» — цикл лекций-концертов «Мировая музыкальная культура», составленный в соответствии с программой музыкального образования в учебных заведениях нехудожественного профиля. Помимо этого, в академии выступают оркестры, ансамбли и солисты — педагоги, аспиранты и студенты института, дает спектакли учебный театр кафедры мастерства актера.
Перспективы сотрудничества медицинской академии с учебными, научными и творческими учреждениями искусств очевидны: они зиждятся на потребности человечества в духовном и физическом совершенствовании.