В 19 веке и двадцатых годах нашего века скотоводство в Енисейской губернии было развито не только на юге края, среди коренных жителей - хакасов. Высокий уровень скотоводства существовал и в русских старожильческих деревнях. По свидетельству жителей края, каждая крепкая крестьянская семья имела, кроме овец и свиней, до десятка коров и 3-4 лошади:
- Раньше у нас в деревне, если у мужика 2-3 коровы да лошаденка - так это бедняк (с. Арефьево Бирилюсского района).
Большое количество скота в изобилии обеспечивало крестьянскую семью добротными и высококачественными продуктами:
- У нас ране-то кадушки масла стояли в кладовой. В пост молосное есть нельзя, маманька пошлет в кладовку, так пальцем-то зацепишь с горшка сметаны либо масла. Трудно постовать было: еды много всякой
(с. Богучаны).
Часть производимой крестьянами продукции использовалась в семье, другая шла на продажу. Её увозили в город либо на прииски. Конечно, содержать большое количество скота могли люди работящие и физически здоровые. Ведь необходимо было заготовить огромное количество сена, а для лошадей еще и овса. Благо еще, что в Сибири земли было много, не ленись только расчищать тайгу под поля и покосы. Обычно у каждой семьи покосные деляны находились далеко от дома, так как прилегающие к деревне равнины были заняты полями с пшеницей, рожью и другими культурами.
По народному календарю, покос в Енисейской губернии начинался сразу после Петрова дня (29 июня по старому стилю, 12 июля - по новому):
- С Петрова дня начинали косить. Две недели жили на поле, а к Ильину дню приезжали к празднику в баню (с. Пинчуга Богучанского района).
- Петров день - начин сенокоса. Сёдня гуляют, а завтра все по Чадобцу на покос, лодка за лодкой, бечевой по камням. У нас до покоса 12 порогов было (с. Заледеево Богучанского района).
Выезжали на дальние покосы, крестьяне жили там вплоть до окончания работ, а завершить уборку сена старались к Ильиню дню (2 августа по новому стилю). Эти три недели крестьяне жили на покосах почти безвыездно, лишь изредка отправляя в деревню кого-либо за продуктами. В напряженной покосной страде отдых был очень редким, но все же существовали особые дни, когда крестьяне остерегались работать. В Приангарье это был день Кирики Улиты (12 июля по старому стилю), а в Казачинском, Тасеевском и Бирилюсском районах - Ильинская Пятница, предшествующая Ильину дню. По общепризнанному мнению, в эти дни работать было совершенно бесполезно, так как собранное сено уничтожалось непогодой, и сами работники при этом могли пострадать:
- Кирика Улита сильно вредная. Мы поехали на дальний покос. Там сено по дороге высохло. Тятя говорит: "Не ходи, не греби!" Я сгреб: жалко сена было. А на другой день смотрю: все 10 копен сгорело
(д. Каменка Богучанского района).
- Кирика-матушка - пакосливая. Очень опасный этот день. У нас раньше-то всегда с покосов выезжали в баню. А в колхозе в этот день работали. Вот в Пинчуге было. Пинчугские-то в Кирику сидели, обедали. Вдруг откуль ни возьмись, молния, гром. Сразу убило четырех
(с. Пинчуга Богучанского района).
Ильинская пятница тоже воспринималась жителями как день "грозный, вредный, пакосливый, притчеватый":
- Все говорили, что она притчеватая была, эта пятница. И даже я знаю. Раз поехали в Ильинскую пятницу мы и сосед недалеко от нас. У него 10 коней было. Накосили сена, он это сено сметал. Зашла туча. Молния ударила, и все это сено сгорело. Нельзя работать (с. Закемь Казачинскеого района).
С дальних покосов сено можно было вывезти лишь зимой, по санному пути. Поэтому крестьяне старались иметь хоть небольшие покосные делянки недалеко от деревни. Существовал и другой способ прокорма домашних животных. До вывоза сена коней и коров перегоняли на заимку, где и был запасен корм и где со скотиной жил кто-либо из домочадцев. Пожилые женщины рассказывают нам, как в юности им приходилось жить по полтора-два месяца вдали от деревни на заимке "на жеребых кобылах" или с коровами.
У старожилов-сибиряков был накоплен богатый опыт, облегчающий домашнее скотоводство. Так, весной, после окончания посевных работ, жители края отпускали лошадей на свободный выпас. В Причулымье их переправляли на острова, где они паслись до покоса или более поздних сроков. Так же поступали в Приангарье либо отпускали табун лошадей в тайгу. Если у стада хороший вожак, то лошадям были не страшны лесные хищники и они находились в лесу до появления сильного гнуса. А затем комары и оводы выгоняли животных домой.
Помимо накопленного практического опыта, у крестьян приенисейского региона в XIX-XX вв. существовал цикл обрядов, направленных на достижение благополучия в скотоводстве. В этих обрядах переплетаются реальные наблюдения над животными с магическими верованиями, оберегами, запретами. Обрядовые действия исполнялись в определенные сроки. В годовом цикле забота о благополучии скота видна уже в святочных обходах домов. Многие святочные колядки должны были с помощью магии слова обеспечить хороший приплод скота и его здоровье:
- Поздравляем с Новым годом,
Со скотом - животом,
Со пшеницей и овсом.
Чтоб скотинушка водилась,
Чтоб коровушка телилась,
Поросята водились,
Курочки плодились:
Кроме того, скотоводческим обрядам был посвящен ряд дней с конца зимы и до начала лета. Одни из них известны всем жителям края, другие отмечались новопоселенцами. Так, в новых селах Тасеевского района отмечали день Агафьи-коровницы (5 февраля по старому стилю) и Онисима-овчарника (15 февраля по старому стилю). По поверью, святая Агафья способствовала благополучному отелу коров, а Онисим охранял от волков овец в овчарнях.
В народной культуре Енисейской губернии существовали и дни, имеющие общерегиональное распространение. Таким был день святого Власия (11 февраля по старому стилю), которого в народе почитали как покровителя скота. Исследователи считают, что этот христианский святой унаследовал функции языческого бога Волоса-Велеса, покровителя скота и богатства.
Местами он только почитается за покровителя домашнего скота, но не празднуется, причем Власия смешивают с именем святого Васса. Когда отелится корова или оягнится овца, их окуривают "богородцкой" травой и приговаривают: "Святый Власей (или Васса), дай здоровица теленочку" :или "дай здоровица ягненочку". Это делают обычно хозяйки.
Выпуская в первый раз скотину в поле, крестьяне приговаривают: "Угодник Божей Власей! Не оставь скотинку в пути и в дороге, итить безо всякого припятствия. Ключ и замок - крепкие слова".
- Был день Власа. Его считали покровителем скота. Когда покупали корову, то его вспоминали (с. Казачинское).
- Когда летом плавили лошадь через Чулым, то отец все приговаривал: "Батюшка Власий, батюшка Власий" (с. Арефьево Бирилюсского района).
Забота о домашнем скоте видна и в масленичных магических обрядах. Вероятно, это объясняется тем, что близился очень важный для крестьянского хозяйства период отела коров, окота овец и появления приплода других домашних животных.
В новопоселенческих селах Тасеевского района на масленичной неделе первый блин отдавали корове:
- Мать пекла блины. Первый блин отдавали корове, чтоб доилась лучше (с. Фаначет Тасеевского района).
В с. Лебедево Тасеевского района обрядовое действие совершали не с первым, а с последним блином:
- Первый блин никому не давали, а последний - мы несли дедушке-суседушке (домовому): "Дедушка-суседушка, я гостинца принесла, блинок тепленький, кушай!" Приносили ему, чтоб он скотину любил. (с. Тасеево).
Очень важной датой в исполнении животноводческих обрядов был день Георгия-победоносца, или Егорьев день (23 апреля по старому стилю).
По свидетельству А. Макаренко, Егорий - "один из наиболее почитаемых святых, как покровитель домашнего скота".
В Европейской России, в Белоруссии и на Украине в этот день совершался торжественный выгон скота на луга. Даже если из-за тепла и подросшей травы скот выгоняли в поле раньше, в Егорьев день совершали парадный выгон. Крестьяне верили, что в этот день Георгий разъезжает верхом на коне и "берет под свою защиту весь выгоняемый в этот день скот".
Этот обряд существовал и на территории нашего края:
- В первый раз скотину обязательно на Егория выгоняли, чтобы она хорошо росла, чтобы коровы молока много давали (с. Мотыгино).
В Енисейской губернии к 6 мая земля еще не покрывается травой, а в северных местностях даже лежат снега. Поэтому не во всех районах края в этот день исполнялись обряды первого выгона скотины. Да и там, где выгон скотины все-таки совершался, он имел зачастую сугубо ритуальный характер.
- Первый выгон скота был в Егорьев день. Выгоняли скот утром, пригоняли после обедни (с. Межово Саянского района).
После обрядового выгона многие крестьяне продолжали держать скот дома до появления зелени:
- Скотину на поле выгоняли гулять. А кормили дома (с. Гольтявино Богучанского района).
В нашем крае в Егорьев день скотину на поле выгоняли в основном позднепоселенцы. Видимо, крестьяне, приехавшие в начале XX в. из Белоруссии, Украины и центральных губерний России, не забыли древнего обряда и исполняли его вопреки сибирским природным условиям.
Во время первого выгона коров тихонько хлестали веточкой вербы, принесенной из лесу к вербному воскресенью. В вербное воскресенье ветки святили в церкви, приносили домой и оставляли несколько веточек за иконой до Егорьева дня:
- Праздновали Егорьев день. Это скотину выгоняют на улицу первый раз. Её выгоняли вербочкой, которую приносили из лесу в вербное воскресенье (с. Троицк Тасеевского района).
- Каждую корову надо было хлестнуть веточкой вербы. Её святили в церкви в вербное воскресенье. Хлестали, чтобы Бог сохранил за лето скотинку. Святой Егорий считался покровителем скота (с. Унжа Тасеевского района).
- Скотину гоню и говорю: "Выгоняю скот в Егорьев огород". Считали, что Егорий хранит, пасет скотину (с. Ялань Енисейского района).
- Выгоняю и говорю: "Иди по божьей земле, чтобы ничего не случилось" (с. Заледеево Богучанского района).
- Выгоняю скот на Егорья и приговариваю: "Иди, моя скотиночка! Выгоняю скотиночку, белая (или там какая другая) шерстиночка! Выгоняю на зеленую траву, на Юрьеву росу, в чисто поле и в темные леса". Скотинку гоню освященной вербой, храню ее с вербного воскресенья (с. Чернореченская).
Со двора скотину выгоняли не только с присловьями, но нередко сопровождали выгон обходами дома и подворья. При обходе участники обряда как бы создавали вокруг дома невидимый магический круг, внутри которого должно было сохраниться здоровье и благополучие и сквозь который не могли проникнуть злые силы и недобрые помыслы.
Магический круг обладал и продленной защитной способностью. Заключенный в него скот должен был обрести недосягаемость для хищных зверей и вне дома:
- Егорья праздновали, когда скот выгоняют в поле. Кругом двора обносишь хлеб-соль, чтобы волки скот не драли. Говорили что-то, приговаривали, чтобы овцы целые были (с. Сивохино Тасеевского района).
По народным представлениям, хлеб обладает защитной силой, способен обеспечить плодородие, здоровье, сохранность скота. Вместо испеченного хлеба в обрядах сибирских белорусов иногда использовались колосья ржи:
- Когда жнешь рожь, горстку сожнешь и ставишь перед иконой. Когда выгоняешь, покладешь рожь в ворота и скотину через горсточку перегонишь. Говорили: "Ступай с Богом!" (с. Ивановка Бирилюсского района).
В народном сознании по воздействию защитная сила хлеба приравнивалась к христианской святыне-иконе. Поэтому обход скота нередко совершали с иконой:
- Раньше скот обходили кругом с иконой, благословляли (с. Тасеево).
Для большей надежности крестьяне могли использовать в обрядовом обходе одновременно и хлеб, и икону:
- Пекли хлеб, ставили его на икону (видимо, на икону Георгия Победоносца) и обходили скот кругом с молитвой. Икону с хлебом держишь в руках (с. Тасеево).
Помимо обрядовых обходов, некоторые хозяева совершали особые действия, чтобы скотина хорошо ходила домой, не убегала:
- В первый день заставляли скотину перешагивать через опояску. И вокруг столба водили, чтобы домой хорошо приходила (с. Мотыгино).
- Хозяин выгонял скот, а под ворота клали ремень, чтобы скотина ходила домой (с. Межово Саянского района).
- При выгоне скота стелили во дворе поясок и приговаривали: "Как поясок ходит за хозяином, так и корова домой" (с. Галанино Казачинского района).
- Вставали в Егорьев день до солнышка и кормили скот. Чтоб не терялся, его в этот день выгоняли через веревочку. На веревочку вязали 9 узлов и клали ее на землю перед хлевом. В ковшик наливали воды. Куриное крыло макали в воду и кропили крест-накрест скот. Весь скот: и крупный, и мелкий - обязательно прогонят через веревочку (c. Заледеево Богучанского района).
В начале века А. Макаренко записал в Приангарье заговор, сопутствующий первому выгону скотины, и сопроводил его следующими комментариями:
- Не доверяя одним заботам Егорья о своей скотинушке, хозяйки, перед тем как выпустить в первый раз в поле лошадь, корову, телку, овцу, непременно покормят ее "кусочками с солью" из своего подола, приговаривая: "Как сажица от цела не отходит, так и от меня, рабы Божьей, Буренушка (или лошадушка), не отходи!".
Несколько подобных заговоров красноярским ученым удалось записать от жителей Приангарья спустя почти 100 лет после А. Макаренко. Одни из них направлены на то, чтобы скотина возвращалась домой:
- Выгоняя первый раз весной на пастбище, скотину надо покормить из фартука или с заслонки три раза, приговаривая такие слова:
"Как фартук не отходит от хозяйки, так и ты, моленая скотинушка, не отходи от меня. Как заслонка не отходит от печи, так и ты, моленая скотинушка, не отходи от дома".
Другие заговоры призваны защитить от хищных животных:
- Когда провожаешь скотину в лес, говоришь: "Волку и медведю пень да колода, а моим коровушкам (или другим животным) - чистая дорога" (с. Мотыгино).
- Когда выгоняли скот на луга, говорили: "Скотина моя, иди, тебе чистая дорога, а медведю - пень да колода" (с. Карабула Богучанского района).
В крупных селах, где были церкви, в Егорьев день совершались крестные ходы и молебны в честь первого выгона скота:
- В этот день в селениях, где есть церкви, "правят" молебны "миром", "обчеством" - на площадях или полях. И частные, у отдельных домохозяев - по скотным дворам (Ангара).
В уездном городе Енисейске (с 1715 года) совершается 23 апреля крестный ход "в память избавления от падежа скота".
Принято к месту молебна сгонять домашний скот для окропления святой водой, после чего его выпускают на подножный корм, "на волю Божию", или под присмотр общественных и артельных пастухов, наем которых производится раньше.
В 20-х годах нашего века молебен со скотом совершался в селе Межово Саянского района.
- В Егорьев день гоняли весь скот к церкви. Загоняли в церковный двор, а батюшка святил скот, кропил святой водой, чтобы скот не болел и не умирал.
В селах, где в Егорьев день совершался выгон скотины, особое расположение выказывалось пастуху. В ряде регионов Европейской России и Русского Севера пастух воспринимался крестьянами как фигура колдовская, "знаткой" человек, владеющий магическими приемами сохранения стада. В Енисейской губернии подобное восприятие пастуха не зафиксировано, но в большинстве новопоселенческих сел пастуха выбирали незадолго до Егорьева дня. Выгоняя скотину, пастуха одаривали обрядовой едой, в которой главное место занимали яйца и хлеб.
-В Егорьев день утром первый раз выгоняли скотину. Раньше был пастух. Ему каждый стряпал и приносил. Кто принесет пирог, кто яйцо, булочку какую (с. Троицк Тасеевского района).
В старожильческих селах Приангарья сохранились рассказы о людях, которые с помощью магии обеспечивали сохранность стада:
- Скотину выгоняли в поле гулять. Как проталинки появятся - так гонят. У нас был старик, как обошел вокруг елани - медведь-то уж не идет. Тут чисто (с. Заледеево Богучанского района).
В северных селах Енисейского уезда, у старожилов Причулымья, а также на территории современного Богучанского и Кежемского районов в Егорьев день первый выгон скота не устраивали. Но зато этот день отмечался как конский праздник. На лошадях в этот день не работали, их старались получше накормить и напоить, ухаживали за ними: чистили, подрезали гривы.
- Егорьев день - конский праздник потому, что Георгий-то на коне победил дракона. На конях работали, но стегать нельзя было (с. Арефьево Бирилюсского района).
- Егорий - скотский праздник. Нельзя было в этот день работать на лошадях (с. Сухово Тасеевского района).
Как конский праздник этот день до сих пор знают в Приангарье, а также в селах Еловка Бирилюсского района, Бархатово Березовского района, в дд. Сухово, Караульная Тасеевского района и ряде других:
- Егорьев день - лошадиный праздник. В этот день сказывался большой почет лошадям. Их лучше кормили, поили (с. Говорково Богучанского района).
В отдельных селах этот день считали конским праздником лишь до обеда. Так было в с. Яркино Богучанского района:
- Егорий до обеда - лошадиный праздник. Запрягают коней только после обеда.
Поскольку на иконе св. Георгий изображен на лошади, то лошадь воспринималась крестьянами как животное, посвященное данному святому. В некоторых деревнях лошадей в этот день называли по имени святого, т.е. совершался своеобразный обряд окликания:
- Егорьев день - 6 мая. Стало быть, коням праздник. Коню говорили: "Ох ты, Егорьев" (с. Пинчуга Богучанского района).
В некоторых поселенческих деревнях Тасеевского района, где в Егорьев день выгоняли скотину, в центре хозяйственных обрядов были не лошади, а коровы:
- Накануне Егорьева дня хозяин осматривал скотину в хлеву в полночь.
В ряде сел существовал строгий запрет работать в Егорьев день:
- Егорьев день праздновали те, у кого есть скотина. Егор злой - может волков накликать на скотину. В этот день нельзя ничего делать, чтобы не разозлить Егора (с. Тасеево).
Фольклорно-этнографические материалы убеждают, что основные циклы животноводческих обрядов в Енисейской губернии были приурочены к периоду с февраля по конец апреля (по старому стилю). Нетрудно заметить, что это наиболее опасные для домашнего скота периоды. Один из них соответствует времени отела домашних животных, другой связан с переходом животных из "своего", т.е. домашнего, пространства, где скот был укрыт и от дурного глаза, и от хищного зверя, в пространство, открытое возможным негативным воздействиям.
Однако кроме животноводческих обрядов, имеющих календарную приуроченность, были обрядовые действия, совершаемые вне определенных календарных сроков, исполняемые в соответствии с той или иной ситуацией.
По народным поверьям XIX-XX вв., благополучие скотины во многом зависело от расположения домового, подлинного "хозяина" дома.
Особые действия совершались в тех случаях, когда скотину находили в хлеву в поту и в пене. Согласно представлениям, это означало, что "скотину мучил домовой":
- Если теленок в поту (вредит дедушка-суседушка), надо у мужика от брюк отрезать опушку и завязать на шее у теленка (с. Пинчуга Богучанского района).
Чтобы обеспечить хорошее отношение домового к скотине, крестьяне должны были держать домашних животных определенной масти, а именно той, которая нравилась "хозяину", "суседке". Покупая новых животных, хозяева дома просили "дедушку-суседушку" заботиться о скотине. В сельских районах края этот обряд сохранился до нашего времени. Об этом свидетельствуют приведенные ниже заговоры. Все они были записаны в 70-80 гг. XX в.:
- Чтобы домовой не мучил скотину, то, когда ее заводят в хлев в первый раз, просят: "Дедушка-суседушка, возьми мою скотину, пои, корми, не утрать" (с. Иркинеево Богучанского района).
- Когда новую скотину приводят, в хлеву на выступ бревна кладут кусочек хлеба и говорят: "Дедушка-суседушка, возьми мою скотинушку, пой, корми, гладь, чтобы была божья благодать" (с. Богучаны).
- Когда покупаешь новое животное, надо завести в хлев и сказать: "Дедушка-батонушка, люби нашу (название скотины), пой, ласкай, корми" (с. Рыбное Мотыгинского района).
- Когда покупают корову, надо, чтобы веревка была для коровы от хозяина. И обязательно берут кринку и говорят: "Ну, господи, благослови, дай Бог с легкой руки взять, пользоваться мне добром". А дома надо юбку снять или полотенце и положить перед коровой, чтобы она прошла через нее (с. Болтурино Кежемского района).
- Перед тем как идти покупать корову, хозяйка надевала на себя два халата. Корову вели домой на веревке бывшего хозяина. Подходя к дому с коровой, хозяйка снимала один халат, расстилала перед коровой и проводила ее во двор через халат. Шла на чердак, обвязывала трубу веревкой, снятой с коровы, и говорила: "Батюшка-суседушка, принимай гостей, пой, корми, для себя береги" (с. Дворец Кежемского района).
Целый ряд обрядовых действий направлен на то, чтобы купленная скотина прижилась в новом доме:
- Когда покупают корову, уводят ее на той веревке, которую налагает ей на рога хозяйка. Перед тем как ввести корову во двор, веревку эту снимают с рогов и кладут под ноги корове, чтобы она ее перешагнула, говоря при этом следующие слова:
Водись, скотинушка,
На радость Ванюшке,
На радость Марьюшке,
Да малым детушкам.
Затем эту веревку завязывают за трубу на крыше (г. Боготол).
- Корову домой сначала ведут на веревочке, а когда подводят к дому, то надевают полотенце. Потом надо взять в рот хлеб и, когда жуешь, говорить: "Тут твой двор, тут твоя и память". А когда заведешь во двор, нужно, чтобы она этот хлеб съела. Никому другому об этом рассказывать не надо (с. Кускун Манского района).
- Если корова убегала к старому хозяину, дают ей кусочек хлеба и говорят: "Буренка, в старый дом тебе пень да колода, в новый дом - открытая дорога". Потом надо три раза плюнуть (с. Дворец Кежемского района).
- Купленную корову заводят во двор через ремень. Его кладут в воротах и говорят следующие слова: "Дом сгорел, хозяин ума лишился, хозяйка с ума сошла, а ты, люба, тут живи. Живи, люба, тут". Этот заговор повторяют 2-3 раза (с. Еловка Бирилюсского района).
- Когда корову покупаешь, надо умыться три раза на заре. Этой водой три раза напоить корову. Или мелко подстричь ногти, сперва с правой руки, потом с левой, и скормить с хлебом корове. Или отрезать немножко волос с подмышки, с лобка, попоить корову (с. Ярки Богучанского района).
- Чтобы корова не убегала к старым хозяевам, надо кусочек хлеба посолить, положить на заслонку от русской печки и скормить с заслонки корове (с. Ярки Богучанского района).
- Когда покупаешь какую скотину у людей, чтобы она прижилась, нужно захватить со двора горсть земли (с. Ярки Богучанского района).
В народной традиции нашего края сохранились редкие заговоры, которыми сопровождалась покупка других домашних животных:
- Когда покупаешь поросенка или теленка, то незаметно надо взять немного соломки с того места, где поросенок лежал. При этом сказать: "Поросенок мой и приплод со мной". Хозяину плохо не будет, и у тебя приплод будет (с. Б. Солба Идринского района).
- Когда покупаешь поросенка, нужно сажать его головой вперед, а выпускать дома, распоров мешок с другой стороны (с. Б. Солба Идринского района).
Особыми обрядовыми действиями сопровождался отел домашних животных:
- Если корова телится первый раз (нетель), то хозяйке при первом доении этой коровы надо снять со своей головы платок, обвязать этим платком рога коровы крест-накрест и произнести трижды:
"Раньше ты была девица, а теперь ты молодица" (с. Б. Косуль Красноярского края).
- Когда отелится корова, теленка в избу должен завести чужой человек (не член семьи). Увидев теленка в первый раз, надо сказать трижды: "Не теленок, а волчонок" (чтобы не сглазить) (с. Б. Завод Боготольского района).
Домашние животные всегда очень много значили в крестьянском хозяйстве. Конечно, от "коровушки" и "лошадушки" зависело здоровье и благополучие всей семьи, но воспринимали животных не только прагматически. Скорее, в них видели равноправных членов семейства. Недаром в святочных колядках домашние животные упоминаются в одном ряду с домочадцами. Ухаживая за животными, хозяева ласково разговаривали с ними, не допускалось и грубое отношение к скотине. Только такое очеловеченное восприятие животных могло породить заговоры, призванные уменьшить тоску матери-коровы и дитя-теленка, отлучаемых друг от друга.
Молитва от тоски коровы, когда у нее отнимают теленка:
- Утренняя заря отстает от солнца,
А вечерняя от месяца,
Так бы моя красная корова
От своего белого теленочка отставала,
Во сне его задумывала,
В гульбе бы загуливала.
Аминь! Аминь! Аминь!
Святого духа (с. Малая Ялань Казачинского района).
- Если теленок сильно кричит, тоскуя по корове, берут лопатку, которой выталкивают хлеб из печи, и похлопывают теленка, приговаривая: "Как моя лопата не тоскует, не ревет о печи, так и ты, телок, не тоскуй, не реви о своей матушке-коровушке" (с. Никольское Пировского района).