Лихачев Максим - авиатор

Признаться, редко у кого из молодых встретишь такую целеустремленность и сверхтребовательность к себе, как у Максима Лихачева, выпускника Сибирской аэрокосмической академии.

За пять студенческих лет Максим успел удивительно много: успешно участвовал в научно-практических конференциях, учился за границей, был удостоен стипендии им. К.Э. Циолковского, участвовал и побеждал во многих соревнованиях по авиаспорту.

В школе, по его словам, был двоечником по английскому. Конечно, степень "двоечничества" явно преувеличивает. Тем более в это трудно сейчас поверить, так как уже после первого курса побывал в Международном космическом лагере при центре Дж. Маршала (США). Чтобы попасть в группу российских студентов, знание английского должно было быть выше среднего уровня. И оно стало таковым, и опять же не случайно, а после упорных занятий, ибо еще при поступлении в вуз он твердо решил, что обязательно поедет учиться за границу. "Все мои действия были направлены на это. Думал, что уровень преподавания там выше, чем у нас", - с некоторым снисхождением к своему мальчишескому честолюбию рассказывает сейчас. Строка в характеристиках "в совершенстве владеет английским" - как победная реляция после трудного боя.

Кроме того, поступивший на 1 курс выпускник Красноярской школы № 67 имел разряд по парашютному и авиаспорту, был участником соревнований по авиа-ракетомоделизму.

В восемь лет самостоятельно купил в магазине книжку Анатолия Маркуши "Облака под ногами". Самолет на обложке понравился. Зачитывался несколько дней, рассказы об истории авиации захватили воображение. С этого началась истовая любовь к авиатехнике.

Также самостоятельно разыскал авиамодельный кружок в красмашевском клубе юных техников и сделал там первую кордовую модель самолета. Летает и сейчас на спортивных самолетах.

- Главное в полете - красота. Сумасшедшая какая-то. Абсолютная. А потом добавляется спортивный азарт, заводное желание победы. Но после полета - каждый раз - становишься другим, другими глазами смотришь на все. Вообще летающий человек - не совсем "нормальный" человек.

При его целеустремленности и страстном желании летать добился осуществления давнишней мечты - в сентябре 1996 года принимал участие в чемпионате России по авиаспорту. 1 место в обязательном упражнении и 4-е в общем зачете при сильнейшей конкуренции опытных летчиков-инструкторов. В 1997 году Максим стал самым молодым летчиком-спортсменом России.

Он считает, что у него просто честолюбивый характер. И добавляет серьезно: "Я считаю это хорошим качеством". Честолюбие во имя достижения цели, во имя еще одной ступеньки в познании.

Интерес ко всему летающему, зароненный небольшой книжечкой, определил жизнь. Из двадцати двух лет девять отданы авиации. Отданы осмысленно, одержимо. Изучение истории отечественной авиации и космонавтики вызвало в нем гордость за российскую науку и технику. "Здесь нам есть чем гордиться", - уверен Максим, - и вообще я - патриот". Воевать за Державу, славу ее не громким словом, не трескучим призывом, а победой мысли, созданием технических новинок, пусть малым, но научным открытием, - в жизненной программе студента. Это тем более ценно, что ему есть с чем сравнивать. В 1995 году он приехал из Америки после годичного обучения в технологическом институте города Рочестера, получив грант АСПРЯЛ. Информационное обеспечение - вот, пожалуй, единственное, чему он позавидовал, будучи в Штатах. "На специализации наших прибористов учат серьезнее, чем у них инженеров-программистов. Вообще в нашем вузе более высокий уровень обучения", - слова эти явно не поза. "В чем американцы молодцы, так в воспитании чувства национального достоинства. Достижений других стран для них просто не существует. Судя по публикациям в прессе, материалам выставок, в космических исследованиях приоритет полностью США, а о полетах наших космонавтов ни слова, не говоря уж об успехах в области авиации и космонавтики", - с некоторой горечью говорит Максим.

Вернувшись, решил пересдать все экзамены за третий курс по всем предметам, что проходили без него. Вошедшему в столбняк деканату (таковых, чтобы добровольно изучили и пересдали экзамены, там еще не встречали) объяснил коротко: "Уровень полученных знаний мне кажется недостаточным".

Дипломный проект Максима посвящен вычислительной аэродинамике. В одной из лабораторий академии "энтузиастически" настроенная команда создала сверхлегкий самолет. Некоторые расчеты сделал Максим. "За счет компьютеризации существенно снижаются затраты на эксперимент. К тому же у меня будут параметры, которые помогут мне в летных испытаниях. Работа интересная, развивает уже найденное. Прочистить, продуть, продиагностировать сложные технические системы не всегда получается, и вычислительный эксперимент упрощает эту задачу. Конечно, мои исследования не имеют глобального значения, но на некоторых разработках обучаются студенты". Ну, что ж, не пройтись безликим имярек в биографии школы, института, отечественной авиации, науки. Быть отмеченным в истории хоть малой, но значимой точкой - позиция не для слабых и просто самолюбивых. Без приложения всех сил, без концентрации воли, без больших запросов к себе не стать ничем. А это Максиму Лихачеву не годится.