С детства я очень любила историю. Смотрела исторические передачи; как только научилась читать читала исторические статьи в газетах, интересные книги по истории древнего мира. А когда пошла в школу, естественно, моим любимым предметом была (и остается) история.
Данную тему для работы мне предложила преподаватель истории в нашей школе Ольга Григорьевна. Работа заинтересовала меня, и я решила поучаствовать. Мне показалось интересным провести параллели и сравнить мое детство с детством близких мне людей. Будет ли что-нибудь общее, что бы объединяло нас? Быть может, на этом можно было бы построить какую-то национальную идею, которая объединила бы многие народы на пост советском пространстве, ведь мы все, независимо от национальности, родом из детства, и именно детство порой определяет не только наши судьбы, но и судьбу нашей страны.
В процессе работы мне очень хотелось бы проследить, какой отпечаток на наше детство, на воспитание, на формирование личности накладывает история, исторические события. И какие последствия это имеет, в свою очередь, для истории страны. А, может, наш российский менталитет сильнее и исторические события не имеют серьезного влияния на процессы воспитания в семье? Но, самое главное, - какой он, будущий россиянин, детство которого прошло в 80-е годы, мой современник?
Для того, чтобы придти к каким-то выводам по данным, интересующим меня проблемам, необходимо было собрать материал.
Для этого мною были составлены вопросы. Что более всего оказывает влияние на становление личности, её мировоззрение? Ответ и был использован в качестве критерии отбора для вопросов анкеты. Всего вопросов получилось 26. В качестве респодентов привлекались родные и близкие мне люди, преподаватели гимназии №4, одноклассники. Для возможности сравнительного анализа использовались три возрастные группы, чьё детство пришлось на 30-40-е годы, 50-60-е годы, 80-90-е годы XX века. Я посчитала, что данные хронологические этапы насыщены ключевыми, определёнными событиями в истории России. Первоначально ставилась задача отбора респондентов по национальному и территориальному принципу, но из-за ограниченности времени от этого пришлось отказаться.
В процессе работы родилась идея использовать литературные источники, проанализировав их о вопросам анкеты. Я посчитала, что взгляд художника литературного слова позволит обобщённо и образно взглянуть на интересующие меня периоды, дополнить детали, на которые респонденты порой не обращали внимание. Кроме того, есть возможность расширить хронологические рамки и заглянуть в век XIX.
В качестве дополнительного, уточняющего материала использовались научно-публицистические статьи, содержащие материал по интересующей меня теме.
Анализируя анкетные данные, я составила лист социологического опроса, где указывала вопросы анкетника, виды ответов и количество респондентов, давших аналогичных ответов. Лист социологического опроса был сделан по каждой возрастной группе. К полученным данным прибавлялись сведения из анализа анкет по литературным источникам (см. приложение) и научно-публицистических статей.
Анализ листов опроса вызвал определённые затруднения. Поскольку источником являлись данные воспоминаний, то происходили наложения памяти. Для респондентов старших поколений было свойственно смещать свои поздние, но яркие впечатления на более ранний период. Приходилось всё время переправлять и делать ссылку на погрешности.
Составляя обобщённый портрет «детства» поколения 30-40-х, я получила следующие данные:
Родиной считают место, где родился и вырос: посёлок, деревня, улицу, город.
В семье в среднем от 4 до 7 детей. Имена давались в честь старших в роду и по традиции крещения.
Работать начинали рано, с 8 лет.
Игрушек мало, их делали своими руками.
Игры, в основном, подвижные, азартные, ролевые, из ролевых – войнушка.
Любили заниматься с животными.
Читали не так много, но, в основном, - это лассические произведения отечественных и зарубежных авторов.
Песни пели игровые, пионерские («Орленок»), русские народные, военные («Катюша»).
Положительными героями поколения были герои Великой Отечественной Войны, отрицательными - литературные, исторические или собирательный образ предателя.
Среди детей были популярны кружки рукоделия (вязания, прядения, вышивания, моделирования). Дети состоялись в детских коммунистических организациях, участвовали в школьном самоуправлении.
Большое влияние имела семья и авторитет матери. Отца у многих не было. В семье получали трудовые навыки.
Праздники справлялись, в основном, в кругу семьи. Очень популярными были христианские праздники (Рождество, Масленица), политические (1 мая) и Новый год. День рождения не отмечали.
На поколение оказали влияние два основных события: Гражданская война и ВОВ, особенно, проводы на фронт.
Девочки мечтали в детстве стать врачом или продавцом.
Семейные династии учителей, рабочих.
Образование получали разное от 4 до 7, 10 классов.
Проанализировав эти выводы, можно проследить влияние истории на формирование личности. Детство поколения 30-40-х пришлось на годы Великой Отечественной Войны. И конечно это наложило отпечаток, закалило характер и позволило вырасти настоящему человеку. Ребенок воспитывался на примере героических подвигов взрослых. Детство было трудным: очень часто у ребенка не было отца, на которого можно было бы опереться, но зато была мать, которую нужно было защищать и поддерживать. Жили впроголодь. Приходилось в раннем возрасте идти на работу, чтобы хоть как-то прокормиться.
Большое влияние мела семья, где воспитывались на трудовых традициях, взаимопомощи, традициях народной песни и христианского праздника. Собственно и вообще традиция имела большое значение. Отчётливо видна связь поколений. Удивительно, но не смотря на то, что ребята состояли октябрятских, пионерских и комсомольских организациях, на Сибирский семейный уклад это оказало мало влияния. Дети не росли индивидуалистами, большинство времени они проводили в коллективе и играли в массовые игры.
Главная идея – это идея подвига во имя Родины, гордость за страну. Видимо, это и позволило этому поколению восстановить страну после войны. Им, казалось, всё по плечу. Этим, наверное, объясняется появление программы построения коммунизма.
В результате опроса 20 респондентов коллективный портрет поколения 50-60-х выглядит следующим образом: Респонденты считают малой родиной место, родился и провёл детство: двор, улицу, город, отчий дом, пионерский лагерь, Россию. Среди опрошенных преобладают горожане.
В среднем в 50-60-х в семье было 2-3 ребёнка. Имена давали в честь родственников, но чаще просто популярные. Происхождение фамилии редко кто знает.
Работали с 14-17 лет.
Влияние на воспитание имели бабушка, отец, мама, но большим авторитетом пользовалась мама.
Семьёй ходили в цирк, на природу. Более разнообразными были семейные хобби
Вместе справляли праздники. Наиболее популярными были Новый год и День рождения, затем демонстрации в честь политических событий и лишь затем христианские.
Поколение имело самые разнообразные игрушки: пупсы, плюшевые мишки и зайцы, детская мебель, скакалка, мяч, машины, железные дороги, куклы.
Среди игр преобладают спортивные и подвижные (футбол, третий лишний, чехарда, лапта, цепи кованные, жмурки, мяч, салки), а также ролевые. Играли в индейцев, войнушку, школу, дочки-матери.
Среди любимых песен можно встретить репертуар «Beatles», пионерские, русские народные, из кинофильмов, военные.
Большое влияние оказывало кино. Смотрели сказки, комедии, индийские фильмы, музыкальные, детские и познавательные передачи, пионерские.
Поколение 50-60-х читающее. В основном это детская классика, приключения, романы, сказки.
Дети ходили в самые разнообразные кружки, в школе, как правило, в октябрятских и пионерских организациях.
Положительными героями были литературные, а также герои Гражданской войны и ВОВ. Среди отрицательных: Гитлер, Раскольников, Квакин, среди респондентов появляются такие, которые не могли ответить на этот вопрос или отвечали отрицательно.
Больше запомнились события из детства, связанные со школой, её проказами; пионерским лагерем, лето в деревне.
Работать начинали с 14 лет. Популярны профессии инженера, учителя, переводчика, космонавта, врача, геолога, стюардессы. Среди династий преобладают рабочие.
Анализируя собранные данные, я прихожу к выводу, что дети не замечали политических событий. Видимо дома о них, по крайней мере, в присутствии взрослых, не говорилось. Но по данным анкет заметно проявление оттепели: это отразилось на чтении иностранных книг, популярности песен «Beatles», просмотра зарубежных фильмов. Формируется поколение космополитов.
???? Поколение романтиков, искателей приключений.
Ощущается некая двойственность, С одной стороны вроде пионерская организация, пионерские песни, передачи. С другой стороны ни один из респондентов не вспомнил о пионерском детстве, пионерских мероприятиях, зато упоминают популярные дома христианские праздники.
Урбанизированное поколение. Если бабушки и дедушки родились и выросли в деревне, то большинство респондентов 50-60-х родились и росли уже в городе, в отцовских квартирах.
Ощущается влияние НТП на появление игрушек, связанных с техникой.
Война действительно имела огромное значение для детей нашей страны. Её нравственно-духовное, психологическое влияние ещё требует дополнительного исследования. Видно, что её трагедия сохранилась в памяти поколений и несколько десятилетий объединяла народы бывшего СССР. Это можно увидеть в играх детей, в выборе героев, преобладании материнского влияния на воспитание.
Поколение читающее и увлекающееся разными кружками и секциями, пытающееся попробовать все. Эти ребята оказались более открыты для будущих перемен. Они спокойно отнеслись к крушению коммунистической символики.
Не удивляет быстрый переход к христианству, так как из семейного воспитания традиции христианских праздников не исчезали.
Поколение 80-х. Общие выводы.
Поколение, родившееся в конце 80-х, воспитано уже на кукле западного образца (Барби), собирающихся - разбирающихся игрушках. Впервые игрушками становятся живые животные, которые упоминаются как развлечения.
В ролевых играх присутствуют гражданские профессии. Появляется больше сидячих, индивидуальных игр.
Увлекаются эстрадными песнями. Музыку в основном слушают, а не исполняют.
Поколение 80-х читает разнообразную литературу, но впервые встречаются не читающие респонденты.
Большую роль играет телевизор. Смотрят игровые, развлекательные передачи, американские сериалы, западные и японские мультфильмы и детское советское кино
Поколение не участвует ни в каких общественных организациях. В большей степени увлекается силовым спортом, иностранными языками, театром, танцами..
Не поющее поколение, но знающее гораздо больше считалок.
Положительные герои поколения - западного образца, отрицательные же – из русских мультфильмов и сказок.
Семью объединяют только праздники и редко совместные чтения. Уменьшаются упоминания о семейных хобби, совместных занятиях.
Праздники присутствуют в ответах анкет самые разнообразные: христианские, языческие, западные католические, из семейных- день рождения. Не упоминаются политические праздники.
По-прежнему большим авторитетом в семье пользуется мама, другие члены семьи упоминаются реже. Количество детей в семье в основном 1-2. Имена даются по степени популярности на тот период, реже - в честь родственников. Редко кто знает историю семьи.
Наиболее памятные события детства – экстремальные ситуации, в основном с отрицательным эффектом.
Династии не встречаются. Происходит смена направлений выбора профессий. На первое место выходит практический критерий- возможность заработать, а также престиж.
Главные политические события, запомнившееся поколению, – распад СССР, попытка переворота, война в Чечне.
Общие тенденции.
1.Больше отрицательных, разрушительных моментов: спорт - силовой, положительные герои берутся из отрицательных, случаи из жизни связаны с негативными экстремальными ситуациями, из истории политики запомнились негативные моменты (именно на детство 80-х пришлись события, связанные с войной, разрушениями).
2.Идеал поколения - запад: игрушки западные (Барби), американские сериалы, западные мультфильмы, Положительные герои берутся из западных фильмов, а отрицательные, наоборот, из русских мультфильмов и сказок, появляются западные праздники.
3.Какова роль семьи на формирование личности человека? Очевидно, незначительная. Из памятных событий детства никто не вспомнил семейных, уменьшается количество семейных занятий, хобби, только на уровне семейных праздников сохраняется контакт,по прежнему сохраняется влияние авторитета матери в семье.
Нет гордости за семью: поколение не помнит историю семейной фамилии (а значит, и своих предков).
4.Поколение индивидуалистов. Песни слушали, а не пели. Ведь для исполнения песен нужен коллектив.
Поколению не хватает общения: в семье в основном 1-2 человека, в качестве игрушек появляются живые животные, очень мало массовых игр (в основном игры рассчитаны на одного). В то же время нет стремления объединиться в коллектив. Отсутствует упоминание об участии в самоуправлении. Интересы больше индивидуальные.
5.идеологическое влияние оказывают:
СМИ - развлекательные передачи, даже если смотрятся старые фильмы, то в основном комедии.
Церковь - христианские праздники начинают отмечаться, но поверхностно. Христианские традиции не соблюдаются.
Книги - в основном детская литература, впервые появляются не читающие.
Степень организованности, коллективизм:
Основные семейные праздники в узком кругу, игрушки и игры больше на одного человека и требуют усидчивости (собирающиеся - разбирающиеся игрушки, сидячие игры, нет массовых игр). Дети не состоят ни в каких организациях, но активно посещают кружки и секции и занимаются спортом. Хобби, интересы больше индивидуальные (семейных, организационных нет).
Исторические моменты:
Отсутствие войны долгое время, НТР (появились новые игрушки), из политических событий- кризисные явления.
На формирование личности повлияло:
Открытие «железного занавеса» (появились новые профессии, книги, западные фильмы, игрушки). К нам перешла западная поверхностность, нежелание задуматься над общими проблемами, интерес к развлекательному, что глубоко не трогает душу.
50-60.
Не замечали политических событий.
Вывод: очевидно, что политические события не оказали особенного влияния на детство респондентов. Научно-технический прогресс определил воспитание ребенка, его увлечения, игры. Появилось много нового, о чем поколение 20-40-х даже не подозревало: новые игрушки, игры
Приложение.
«Детство» М. Горький.1.2 половина 19 века, мещане.
3.Дед обучал азбуке, затем- школа.
4.Бабки, прятки,драка, кидались лаптями с татарами.
17.2 брата.
23.Портные.
24.Ребенку внушали уважение к богу.
25.Свой дом (затем продали, купили меньший).
«Воспоминания» Т. Л. Сухотина-Толстая.
1.Татьяна Львовна Толстая.
2.1864г., село Ясная Поляна
3.Учились дома.Изучали английский и французский языки.
4.В первое время мама мастерила (кукла-негр из черного коленкора). Игрушек немного, в основном самодельные: фарфоровая кукла Женя, жаворонки из ржаной муки, кукла Машенька (подарок крестного отца),7 фарфоровых куколок (единственный подарок отца).
5.Прятались от невидимого по имени «он», представление прочитанных рассказов и повестей бумажными куклами, прятки.
8.когда не умела читать – иллюстрации Каульбаха к гетеровскому «Рейнеке-Лису», позже С.Ф. Сегюль «Приключения Сонечки».
15.Шведская зарядка по утрам, утренняя и вечерняя молитва.Семейные праздники-крещение,святки, рождество.Семейные традиции-наряжать елку (обертывать фольгой орехи,наряжать «скелетцев»).
16.Отец.
17.6(2 сестры,4 брата).
18.Татьяна в честь воспитательницы Льва Толстого, тетушки Татьяны Александровны Ергольской.
23.Писатели.
24.Иконки, молитвы.
25.Усадьба.
«Капитанская дочка» А. С. Пушкин.
1.Петр Андреевич Гринев.
2.1 половина 19 века, дворянская семья.Сибирская деревня.
3.С пяти лет-грамота
5.Чехарда,гонять голубей.
17.9 детей.
25.Свой дом
№ вопроса |
Ответы респондентов | Нач. XX века 20-40е |
Серед. XX века 50-60е |
Кон. XX века 80е |
1 | м | - | 4 | 3 |
ж | 4 | 9 | 16 | |
2 | Провели детство в деревне | 1 | 2 | - |
Провели детство в г.Красноярске | 1 | 9 | 15 | |
Провели детство в городе | 1 | 3 | 2 | |
Малая Родина -город Красноярск |
1 | 5 | 14 | |
Малая Родина – город, где провели детство | 1 | - | 3 | |
Малая Родина – село, где провели детство |
1 | 2 | 3 | |
Малая Родина - город, где родился | - | - | 1 | |
Малая Родина - район города (поселок) | - | 1 | 1 | |
Малая Родина - Отчий дом | - | 1 | - | |
Малая Родина - пионерский лагерь | - | 1 | - | |
Малая Родина - Россия | - | 1 | - | |
Малая Родина - дворик, где провел детство | - | 1 | - | |
3 | Классов образования: | |||
10кл | 1 | 3 | - | |
4кл | 1 | - | - | |
8кл | 1 | 1 | - | |
7кл | 1 | - | - | |
11кл | - | 1 | 2 | |
Средняя школа | - | 1 | - | |
Высшее | - | 2 | - | |
9кл | - | - | 18 | |
4 | Кукла | 4 | 5 | 3 |
Настольные игры | 1 | - | 1 | |
Детская мебель | - | 1 | - | |
Плюшевый мишка | - | 1 | 5 | |
Пупс | - | 2 | 3 | |
Мягкие игрушки | - | 2 | 7 | |
Действующая модель самолета | - | 1 | - | |
Машинка | - | 1 | 1 | |
Железная дорога | - | 1 | 1 | |
Лук и стрелы | - | 1 | - | |
Мяч | - | 1 | 1 | |
Скакалка | - | 1 | - | |
Собака | - | - | 1 | |
Барби | - | - | 4 | |
Трактор | - | - | 2 | |
Трансформеры | 1 | |||
Бабушкины помидоры | 1 | |||
Кот (живой) | 1 | |||
Пирамидка | 1 | |||
Заводной клоун | 1 | |||
Резиновая игрушка с пищалкой | 1 | |||
5 | Третий лишний | 1 | 2 | 1 |
Прятки | 1 | 4 | 10 | |
Чехарда | 1 | 1 | ||
Войнушка | 1 | 3 | 1 | |
Лапта | 2 | 4 | ||
Городки | 1 | 1 | ||
Скакалки | 1 | 1 | 1 | |
Чека | 1 | 1 | ||
Пристенок | 1 | 1 | ||
В индейцев | 1 | |||
Колечко | 1 | 1 | ||
Глухой телефон | 2 | 1 | ||
Выжигало | 3 | 1 | ||
Чиж | 1 | |||
Цепи – цепи кованые | 2 | 1 | ||
Детское лото | 1 | |||
Классики | 4 | 3 | ||
Жмурки | 1 | 2 | ||
В мяч | 1 | 1 | ||
В школу | 1 | 2 | ||
В куклы | 1 | 1 | ||
В дочки матери | 1 | 3 | ||
Теннис | 1 | |||
Салки | 2 | 5 | ||
Футбол | 2 | 3 | ||
В Барби | 4 | |||
В машинки | 1 | |||
В бутылочку | 1 | |||
Домино | 1 | |||
В резиночку | 1 | |||
В больницу | 2 | |||
В козла | 2 | |||
Казаки - разбойники | 1 | |||
В «Денди» | 2 | |||
Водяной | 1 | |||
Строили шалаши | 2 | |||
6 | Игровые | 1 | ||
«В лесу родилась елочка» | 1 | 5 | ||
«Петушок» | 1 | |||
«Орленок» | 1 | |||
«У дороги чибис» | 1 | |||
Колыбельная | 1 | |||
Песни группы «Beatles» | 1 | |||
«Взвейтесь кострами синие ночи» | 2 | |||
«Пусть бегут неуклюже » | 1 | 4 | ||
Песня про барабанщика | 1 | |||
Из к/ф «Кавказская пленница» | 1 | |||
«Вместе весело шагать» | 1 | |||
«Антошка» | 1 | |||
«В ту гавань заходили корабли» | 1 | |||
Пионерские песни | 2 | |||
«Там, где клен шумит» | 1 | |||
Эстрадные песни | 2 | |||
«В траве сидел кузнечик» | ||||
«Голубой вагон» | ||||
Песня Бременских музыкантов | ||||
«Крылатые качели» | ||||
«Капитан, капитан, улыбнитесь» | ||||
«Чунга - чанга» | ||||
« Чижик - пыжик» | ||||
7 | Масленица | 1 | ||
Новый год | 3 | 10 | 20 | |
1 мая | 1 | 1 | ||
рождество | 1 | 2 | ||
День рождения | 6 | 10 | ||
8 марта | 2 | |||
День молодежи | 1 | |||
День Октябрьской Революции | 1 | |||
Детские | 1 | |||
14 февраля | 1 | |||
Иван Купала | 2 | |||
День Защиты Детей | 1 | |||
8 | Тургенев | 1 | ||
Бальзак | 1 | |||
Дюма | 1 | 1 | ||
Гюго | 1 | |||
Драйзер | 1 | |||
сказки | 1 | 3 | ||
Про животных (3 поросенка) | 1 | 1 | ||
Андерсен | 1 | |||
«Как закалялась сталь» | 1 | |||
Пушкин | 1 | |||
Купер | 2 | |||
Киплинг | 1 | |||
«Алые паруса» А.Грина | 1 | |||
«Том Сойер» М.Твен | 1 | |||
Колобок | 2 | 1 | ||
«Горе от ума» | 1 | |||
«Война и мир» | 1 | |||
«Дети капитана Гранта» | 1 | |||
Конан Дойл | 2 | |||
Гофман | 1 | |||
«Остров Сокровищ» | 1 | |||
«Император теней» | 1 | |||
Чуйковский | 2 | |||
«Дюймовочка» | 2 | |||
«Пчелка Майя» | 2 | |||
«Карлсон» | 3 | |||
«Морской волчонок» | 1 | |||
Детективы | 1 | |||
Линдгрен | 1 | |||
Не читал | 1 | |||
«Дядя Федор, пес и кот» | 2 | |||
«Пэппи Длинный чулок» | 1 | |||
Мифы и легенды Греции | 1 | |||
«Собачье сердце» | 1 | |||
Народные сказки | 1 | |||
«12 месяцев» | 1 | |||
«Остров Эскадо» | 1 | |||
«Приключения Людовика и его друзей» | 1 | |||
«Меховой интернат» | 1 | |||
«Вредные советы» | 1 | |||
9 | Телевизора не было | 1 | 1 | |
Передачи: | ||||
«В гостях у сказки» | 3 | |||
«В мире животных» | 1 | |||
«АБВГДейка» | 1 | |||
«Будильник» | 1 | |||
«Пионерская зорька» | 2 | |||
«Поле чудес» | 2 | |||
«Спокойной ночи, малыши» | 9 | |||
«Зов джунглей» | 2 | |||
«Ералаш» | 2 | |||
Фильмы: | ||||
«Василиса Прекрасная» | 1 | 1 | ||
«Садко» | 1 | 1 | ||
Советские фильмы | 1 | |||
«Красная шапочка» | 1 | 2 |