Имидж ВУЗов

Введение.

К началу 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются группами общественности. В российских организациях начали активно работать над формированием имиджа.

Корпоративный, или организационный имидж – это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, математическим, человеческим) и ведение операций, способствует узнаванию и формирует отношение к данной компании.

Имидж может быть несколько различен для различных групп общественности, так как желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Таким образом, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности – свой.
Имидж – инструмент достижения стратегических целей организации. Стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако, позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы.

Имидж высшего учебного заведения.

Цель: Разработать модель привлекательного имиджа учебного заведения.

Задачи:

  1. Идентифицировать имидж СибГАУ.
  2. Оценить значимость каждого из составляющих имиджа.
  3. Составить стандарт имиджа идеального учебного заведения и рассчитать положение СибГАУ относительно идеала.
  4. Ответить на ряд других вопросов .

Я выделила следующие составляющие внешнего имиджа высшего учебного заведения: место расположения, престижность, качество знаний, наличие знаменитости, наличие символики, наличие традиций, оформление, возможность самореализации, поощрение студентов, наличие инфраструктуры, возможность трудоустройства.

После проведения опроса 45 учащихся Сибирского Аэрокосмического Университета, получилась следующая картина:

Удобное место расположения 29 35 10 13 3 7 3 Неудобное место расположения
Престижное учебное заведение 13 29 26 19 13 0 0 Непрестижное учебное заведения
Высокое качество знаний 3 32 26 23 6 10 0 Низкое качество знаний
Наличие знаменитости 0 16 7 3 16 29 29 Отсутствие знаменитости
Наличие символики 30 16 26 6 3 13 6 Отсутствие символики
Наличие традиций 13 6 26 23 10 16 6 Отсутствие традиций
Презентабельное оформление 6 10 26 19 16 13 10 Непрезентабельное оформление
Возможность самореализации 6 29 20 13 16 13 3 Нет возможности самореализации
Поощрение студентов 3 10 26 23 13 0 25 Студенты не поощряются
Наличие инфраструктуры 6 23 19 26 3 10 13 Отсутствие инфраструктуры
Возможность трудоустройства 0 17 29 19 10 6 19 Нет возможности трудоустройства

Далее я суммировала эти данные:

Удобное место расположения   S           Неудобное место расположения
Престижное учебное заведение     S         Непрестижное учебное заведения
Высокое качество знаний     S         Низкое качество знаний
Наличие знаменитости         S     Отсутствие знаменитости
Наличие символики   S           Отсутствие символики
Наличие традиций     S         Отсутствие традиций
Презентабельное оформление     S         Непрезентабельное оформление
Возможность самореализации     S         Нет возможности самореализации
Поощрение студентов       S       Студенты не поощряются
Наличие инфраструктуры       S       Отсутствие инфраструктуры
Возможность трудоустройства       S       Нет возможности трудоустройства

Удельный вес каждого из составляющих был расставлен следующим образом:

1 Качество знаний 20
2 Возможность трудоустройства 15
3 Престижность 13
4 Возможность самореализации 10
5 Место расположения 9
6 Наличие инфраструктуры 8
7 Поощрение абитуриентов 7
8 Оформление 6
9 Наличие символики 5
10 Наличие традиций 4
11 Наличие знаменитости 3
Итого 100

Затем я определила, на какой позиции должны находиться каждый из составляющих имиджа идеального учебного заведения:

Удобное место расположения I             Неудобное место расположения
Престижное учебное заведение I             Непрестижное учебное заведения
Высокое качество знаний I             Низкое качество знаний
Наличие знаменитости I             Отсутствие знаменитости
Наличие символики I             Отсутствие символики
Наличие традиций I             Отсутствие традиций
Презентабельное оформление I             Непрезентабельное оформление
Возможность самореализации I             Нет возможности самореализации
Поощрение студентов     I         Студенты не поощряются
Наличие инфраструктуры   I           Отсутствие инфраструктуры
Возможность трудоустройства   I           Нет возможности трудоустройства

Далее было рассчитано положение СибГАУ относительно идеала по следующей формуле: Ав=Σwi|iix|, i=1,...,n

где: wi – удельный вес составляющего;
i – номер позиции, на которой находится отметка об идеальном имидже;
x – номер позиции, на которой находится данное учебное заведение;
Ав - положение данного учебного заведения относительно идеала.

Для начала я обозначила точку отсчета, то есть благоприятный конец, который в любом случае равен нулю. А затем посчитала худший вариант:

А худшее = 20|1-7| + 15|1-7| + 13|1-7| + 10|1-7| + 9 |1-7| + 8|1-7| + 7|1-7| + 6|1-7| + 6|1-7|+5|3-7| + 4|2-7| + 3|2-7| = 583

Далее было подсчитано положение СибГАУ относительно идеала:
А = 20 |1-2| + 15|1-3| + 13 |1-3| + 10|1-5| + 9|1-2| + 8 |1-3| + 7 |1-3| + 6|1-3| + 5|3-4| + 4|2-4| + 3|2-4| = 186

Также был задан ряд вопросов, таких как:

  1. Какими источниками информации Вы предпочитаете пользоваться при выборе ВУЗа?
  2. Вам нравится обучаться в данном ВУЗе?
  3. Изменилось ли Ваше мнение о данном учебном заведении после поступления в него? И, если да, то в какую сторону?
  4. На что Вы, прежде всего, обращали внимание при выборе данного ВУЗа?

1. Источники информации были даны на выбор. И результаты получились следующие:

2. На этот вопрос отвечали «да», «нет» или «не знаю».

3. Проанализировав ответы на этот вопрос, я получила, что у 65% студентов мнение о СибГАУ не изменилось:

4. На вопрос о том, на что, прежде всего, абитуриенты обращают внимание при выборе ВУЗа ответы, получились следующие:

Так как получение образования требует денежные вклады в него, то в любом случае существует ряд рискованных ситуаций, наличие которых влияет на имидж, поэтому я оценила степень риска учащихся при инвестировании в образовании.

Риски вклада денежных средств в обучение оценивалась по стобальной шкале:
0 – риска нет
25 – риск, скорее всего не реализуется
50 - о наступлении события ничего определенного сказать нельзя
75- риск, скорее всего, проявится
100 – риск наверняка проявится

Разновидность риска Оценка степени риска для людей обучающихся/окончивших ВУЗ Оценка степени риска для людей со средним образованием
1 Нехватка/забастовка учителей 25 0
2 Несчастный случай 50 50
3 Невостребованность специальности 25 50
4 Неуспеваемость 25 0
5 Неустойчивая ситуация в стране 50 50
6 Изменение желания абитуриента 50 0
7 Повышение цен на обучение; нехватка денежных средств. 50 0
8 Переход от ручного труда к машинному 0 75

Данная диаграмма отображает степень риска абитуриентов ВУЗа:

Одним из составляющих имиджа является спрос. Спрос имеет прямую зависимость от выгод, то есть от эффективности затрат, которые в свою очередь складываются из срока окупаемости. Поэтому срок окупаемости также играет немаловажную роль при формировании имиджа.

Расчет срока окупаемости обучения

Затраты на обучение являются одним из основополагающих факторов имиджа, хотя и не играют главенствующей роли.

Следующий рисунок отображает альтернативные потоки доходов выпускников школ и высших учебных заведений:

Человек, поступающий в ВУЗ, выбирает один из двух альтернативных потоков заработков: поток А начинается сразу после окончания школы, но при этом не очень велик; поток В (выпускники институтов) первые пять лет отрицательный (из-за расходов на обучение и упущенного дохода), но затем становится положительным и быстро растет, превышая заработки выпускников школ.

Очевидно, что суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти заработки работника со средним образованием.

По статистике западных стран доходы у людей, находящихся на разных социальных ступенях, является следующим:
Высококвалифицированный специалист = 74.560 у.е.
Доктор наук = 54.904 у.е.
Степень магистра (полное высшее образование) = 49.368 у.е.
Бакалавр (4 года образования в ВУЗе)= 24.398 у.е.
Человек с незаконченным высшим образованием = 19.666 у.е.
Человек, окончивший среднюю школу = 18.737 у.е.
Человек с незаконченным средним образованием = 12.809 у.е.
При этом затраты на высшее образование на западе составляют от 16 до 30 тыс. у.е. в год.

Дополнительные доходы от высшего образования для многих людей являются стимулом для инвестиций в образование. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени. Таким образом, инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость (V0) денежного потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование.

где С – общие затраты на высшее образование;
Вn – ежегодная разница в заработках выпускников высших учебных заведений и общеобразовательных школ.
r – ставка дисконтирования

Рассчитаем денежный поток будущих дополнительных доходов для степени магистра и людей со средним образованием за пять лет, причем общие затраты на высшее образование условно составят 20 тыс. у.е. в год, которые ежегодно возрастают на 400 у.е. Также предположим, что каждый год общий доход человека с высшим образованием увеличивается на 300 у.е., а человека со средним образованием на 100 у.е.:

Зар/пл. в год у выпускник-ов ВУЗа (у.е.)
Зар/пл. в год у выпускник-ов
школ (у.е.)
Разница в заработках выпускников ВУЗов и средних школ. (у.е.)
Коэф. Дисконт.
Затраты на высшее образование (у.е.)
1 год
49368
18737
30631
0,9091
20000
2 год
49868
18837
31031
0,8264
20400
3 год
50368
18937
31431
0,7513
20800
4 год
50868
19037
31831
1,6830
21200
5 год
51368
19137
32231
0,6209
21600
Итого:
104000

За пять лет поток будущих дополнительных доходов составит:
V0 = 30637 / 0,9091 + 31031 / 0,8264 + 31431 / 0,7513 + 31831 / 0,6830 + 32231 / 0,6209 = 33693 + 37550 + 41835 + 46605 + 51910 = 211593 у. е.
Показатель доходов больше затрат на высшее образование, следовательно, в предложенном случае инвестиции в образование выгодны.
Существуют два критерия оценки эффективности инвестиций в образование:

  1. Метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и сравнения с ней объема инвестиций в образование.
  2. Метод внутренней нормы отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока будущих доходов равна инвестициям в образование.

В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.

Поэтому можно сделать четыре предположения, касающихся спроса на высшее образование:

  1. вероятность поступления в высшее учебное заведение людей, ориентированных на текущее потребление, меньше, чем людей, ориентированных на получение доходов в будущем (при прочих равных условиях);
  2. в большинстве случаев студентами становятся люди в молодом возрасте;
  3. количество обучающихся в платных высших учебных заведениях уменьшается при увеличении расходов на обучение (при прочих равных условиях);
  4. количество обучающихся в высших учебных заведениях возрастет, если различия в заработках лиц с высшим образованием и выпускников школ увеличатся (снова при прочих равных условиях).

Полные затраты складываются из:
- государственный и муниципальный бюджет;
- средства работодателя;
- семейный бюджет;
- фонды и средства общественных организаций.

В нашем случае расходы на обучение будут складываться из семейного бюджета.
Затраты состоят из затраченных средств и упущенного дохода. С помощью этих показателей я рассчитала срок окупаемости
Если обучение платное, то инвестиции в образование в год составят ? 30.000 руб. За 5 лет вклад составит 150.000 руб.
За 5 лет, которые затрачены на обучение, можно было, работая, получить доход ? 5000руб. Значит, упущенный доход за пять лет составит 300.000 руб.
Вклад в образование составит 300.000 + 150.000 = 450.000 руб.
Предположим, что в первый год работы (после окончания ВУЗа) заработок составит 5000 руб. и в течение 6 последующих лет будет увеличиваться на 1000 руб.

Зар/пл в месяц
(руб.)
Зар/пл в год
(руб.)
Коэф. Дисконт.
Доход с учетом коэф. Дисконт.
1 год
5000
60000
0,9091
54546
2 год
6000
72000
0,8264
59500,8
3 год
7000
84000
0,7513
63109,2
4 год
8000
96000
0,6830
65568
5 год
9000
108000
0,6209
67057,2
6 год
10000
120000
0,5645
67740
7 год
10000
120000
0,5132
61584
8 год
10000
120000
0,4665
55980

Сумма
(без учета 8 года)

-
-
-
439105,2

Непокрытый остаток за 8 год: = 450000 - 439105,2 = 10894,8 руб.
Остаток 8 года = 10894,8 / 55980 =0,19

Динамический срок = 7 + 0,19 = 7,19 лет

Заключение:

Каждая организация, кампания стремится к тому, чтобы у потребителя о ней складывались положительные стереотипы. Способов достижения этого множество, но чтобы достичь желаемого результата, необходимо знать, что является главным фактором для потребителя. А таковых очень много, прежде всего это собственная выгода и как можно больше гарантий.
Данное исследование позволило мне:
- выделить главные составляющие имиджа ВУЗов
- оценить положение СибГАУ относительно идеала
- рассчитать срок окупаемости затрат на обучение и поток будущих доходов за пять лет.

Комментарии и отзывы

Сообщение оставил Iga, 14 Апрель, 2009 - 20:07:

Спасибо Вам огромное! Мне, как студенту Маркетинга это очень помогло. Делаю аналогичные исследования. Огромное спасибо!

Сообщение оставил Таня, 22 Май, 2008 - 20:19:

я ни как не могу разобратья как были получены цифры в таблице первой. если ен сложно дайте объяснение. мне очень нужно. за ранее спасибо.