Введение.
К началу 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются группами общественности. В российских организациях начали активно работать над формированием имиджа.
Корпоративный, или организационный имидж – это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, математическим, человеческим) и ведение операций, способствует узнаванию и формирует отношение к данной компании.
Имидж может быть несколько различен для различных групп общественности, так как желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Таким образом, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности – свой.
Имидж – инструмент достижения стратегических целей организации. Стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако, позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы.
Имидж учебного заведения.
Цель: Разработать модель привлекательного имиджа учебного заведения.
I .Задачи:
- Идентифицировать имидж аэрокосмической школы и обычной школы. Сравнить их имидж.
- Оценить значимость каждого из составляющих имиджа.
- Определить сходства и различия основных стандартов имиджа образовательного учреждения.
- Составить стандарт имиджа идеального учебного заведения и рассчитать положение аэрошколы и обычной школы относительно идеала.
- Разработать модель формирования имиджа.
- Узнать, какими источниками информации о данном учебном заведении предпочитает пользоваться потребитель.
- Определить, по каким каналам и какая информация об имидже проходит у потребителя.
Я выделила следующие составляющие имиджа учебного заведения: место расположения; внешнее и внутреннее оформление; наличие перспективы; наличие споукперсон; возможность самореализации; методы подхода к обучению; наличие традиций, эмблемы, гимна; поощрения; качество знаний; демократическое или авторитарное обучение.
После проведения опроса учащихся аэрокосмической школы, я получила следующую картину по аэрошколе:
Удобное место расположения | 6 | 25 | 5 | 21 | 13 | 23 | 7 | Неудобное место расположение |
Презентабельное оформление | 11 | 14 | 18 | 27 | 9 | 16 | 5 | Непрезентабельное оформление |
Есть дальнейшие перспективы | 51 | 29 | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | Нет перспектив |
Есть знаменитости | 27 | 29 | 16 | 14 | 2 | 4 | 8 | Нет знаменитостей |
Возможность самореализации | 51 | 28 | 8 | 7 | 1 | 1 | 4 | Нет возможности самореализации |
Интересное преподавание предметов | 44 | 32 | 13 | 5 | 3 | 0 | 3 | Неинтересное преподавание |
Наличие традиций, эмблемы, гимна | 56 | 16 | 17 | 7 | 0 | 0 | 4 | Нет традиций, эмблемы, гимна |
Поощрение особо отличившихся | 67 | 19 | 6 | 4 | 0 | 0 | 4 | Дети не поощряются |
Высокое качество знаний | 62 | 25 | 9 | 2 | 0 | 2 | 0 | Слабые знания |
Демократическое обучение | 35 | 24 | 12 | 9 | 3 | 7 | 10 | Авторитарное обучение |
Затем я провела такой же опрос, только уже об обычной школе, получила следующий результат:
Удобное место расположения | 56 | 21 | 16 | 5 | 0 | 0 | 2 | Неудобное место расположение |
Презентабельное оформление | 11 | 28 | 19 | 23 | 7 | 8 | 4 | Непрезентабельное оформление |
Есть дальнейшие перспективы | 5 | 9 | 5 | 8 | 5 | 19 | 49 | Нет перспектив |
Есть знаменитости | 33 | 9 | 17 | 10 | 10 | 6 | 15 | Нет знаменитостей |
Возможность самореализации | 16 | 23 | 11 | 25 | 7 | 11 | 7 | Нет возможности самореализации |
Интересное преподавание предметов | 19 | 23 | 14 | 11 | 21 | 5 | 7 | Неинтересное преподавание |
Наличие традиций, эмблемы, гимна | 26 | 12 | 9 | 19 | 10 | 12 | 12 | Нет традиций, эмблемы, гимна |
Поощрение особо отличившихся | 15 | 26 | 12 | 13 | 14 | 14 | 6 | Дети не поощряются |
Высокое качество знаний | 27 | 29 | 14 | 11 | 7 | 8 | 4 | Слабые знания |
Демократическое обучение | 13 | 17 | 10 | 14 | 12 | 14 | 20 | Авторитарное обучение |
И суммируя данные по аэрошколе, у меня получилось:
Удобное место расположения | 3 | Неудобное место расположение | ||||||
Презентабельное оформление | 3 | Непрезентабельное оформление | ||||||
Есть дальнейшие перспективы | 3 | Нет перспектив | ||||||
Есть знаменитости | 3 | Нет знаменитостей | ||||||
Возможность самореализации | 3 | Нет возможности самореализации | ||||||
Интересное преподавание предметов | 3 | Неинтересное преподавание | ||||||
Наличие традиций, эмблемы, гимна | 3 | Нет традиций, эмблемы, гимна | ||||||
Поощрение особо отличившихся | 3 | Дети не поощряются | ||||||
Высокое качество знаний | 3 | Слабые знания | ||||||
Демократическое обучение | 3 | Авторитарное обучение |
И по обычной школе:
Удобное место расположения | 5 | Неудобное место расположение | ||||||
Презентабельное оформление | 5 | Непрезентабельное оформление | ||||||
Есть дальнейшие перспективы | 5 | Нет перспектив | ||||||
Есть знаменитости | 5 | Нет знаменитостей | ||||||
Возможность самореализации | 5 | Нет возможности самореализации | ||||||
Интересное преподавание предметов | 5 | Неинтересное преподавание | ||||||
Наличие традиций, эмблемы, гимна | 5 | Нет традиций, эмблемы, гимна | ||||||
Поощрение особо отличившихся | 5 | Дети не поощряются | ||||||
Высокое качество знаний | 5 | Слабые знания | ||||||
Демократическое обучение | 5 | Авторитарное обучение |
После этого я расставила удельный вес каждого составляющего имиджа и получила:
Качество знаний | 25 |
Методы подхода к обучению | 20 |
Возможность самореализации | 15 |
Наличие перспективы | 11 |
Стиль обучения | 9 |
Оформление | 6 |
Поощрения | 5 |
Место расположения | 4 |
Наличие традиций, эмблемы, гимна | 3 |
Наличие споукперсоны | 2 |
Затем я определила, на какой позиции должны находиться каждый из составляющих имиджа идеального учебного заведения:
Удобное место расположения | I |
Неудобное место расположение | ||||||
Презентабельное оформление | I |
Непрезентабельное оформление | ||||||
Есть дальнейшие перспективы | I |
Нет перспектив | ||||||
Есть знаменитости | I |
Нет знаменитостей | ||||||
Возможность самореализации | I |
Нет возможности самореализации | ||||||
Интересное преподавание предметов | I |
Неинтересное преподавание | ||||||
Наличие традиций, эмблемы, гимна | I |
Нет традиций, эмблемы, гимна | ||||||
Поощрение особо отличившихся | I |
Дети не поощряются | ||||||
Высокое качество знаний | I |
Слабые знания | ||||||
Демократическое обучение | I |
Авторитарное обучение |
Отсюда я получила, что по самым важным критериям ближе к идеальному имиджу имидж аэрошколы. Это я проверила по следующей формуле: Ав=Σwi|iixiв|, i=1,...,n
где: wi– удельный вес составляющего
i – номер позиции, на которой находится отметка об идеальном имидже
xiв – номер позиции, на которой находится данное учебное заведение
Ав - положение данного учебного заведения относительно идеала.
Для начала я обозначила точку отсчета, то есть благоприятный конец, который в любом случае равен нулю. А затем посчитала худший вариант:
А=25 |1-7| + 20 |1-7| + 15 |1-7| + 11 |1-7| + 9 |1-7| + 6 |1-7|+ 5 |1-7| + 4 |1-7| + 3 |1-7| + 2 |2-7|=600
Посчитав положение аэрошколы сравнительно идеала, я получила:
А=4 |1-5| + 6 |1-3| + 11 |1-1| + 2 |1-2| + 15|1-1| + 20|1-1| + 3 |1-1|+ 5 |1-1| + 25 |1-1| + 9 |2-2|=20
А затем я посчитала положение обычной школы относительно идеала:
А=4 |1-1| + 6|1-3| + 11|1-5| + 2|1-3| + 15|1-2| + 20 |1-2| + 3 |1-1| + 5 |1-2| + 25|1-2| + 9|2-6|=161
Итак, аэрокосмическая школа находится ближе сравнительно идеала, чем школа, причем, с большим отрывом.
Затем я разработала модель формирования имиджа, которая показывает, по каким каналам у потребителя проходит информация и каким образом у него создается впечатление о данной организации.
Также я опросила потребителей по вопросу о том, откуда они берут информацию по данному учебному заведению. И получила следующую картину:
II. Задачи:
- Определить стандарты внутреннего имиджа для аэрокосмической школы и сравнить их имидж.
- Определить значимость каждого из составляющих имиджа учебного заведения.
- Определить сходства и различия основных стандартов имиджа образовательного учреждения.
- Составить стандарт имиджа идеального учебного заведения и рассчитать положение аэрокосмической школы и обычной школы относительно идеала.
- Определить:
- Какими источниками информации предпочитают пользоваться педагоги при получении информации о данном учебном заведении.
- Что важнее: имидж или высокая заработная плата.
- На что в первую очередь обращают внимание при получении информации.
- Разработать имиджевые программы для аэрокосмической школы и обычной школы и подвести итоги.
Я опросила педагогический коллектив аэрокосмической школы и обычной школы и после опроса я получила следующие данные:
По обычной школе:
Удобное место расположения | 66 | 19 | 0 | 10 | 0 | 0 | 5 | Неудобное место расположение |
Доброжелательная атмосфера в коллективе | 35 | 13 | 20 | 18 | 6 | 0 | 8 | Недоброжелательная атмосфера в коллективе |
Хорошие условия работы | 24 | 0 | 15 | 41 | 5 | 6 | 9 | Плохие условия работы |
Презентабельное оформление | 0 | 0 | 29 | 25 | 11 | 10 | 25 | Непрезентабельное оформление |
Финансовая обеспеченность | 0 | 2 | 0 | 30 | 4 | 12 | 52 | Недостаток финансирования |
Высокий общественный статус | 26 | 40 | 5 | 15 | 9 | 0 | 5 | Низкий общественный статус |
Лояльное руководство | 27 | 30 | 14 | 15 | 0 | 0 | 14 | Нелояльное руководство |
Поощрение сотрудников | 5 | 7 | 0 | 15 | 16 | 29 | 30 | Сотрудники не поощряются |
Наличие «команды» | 15 | 5 | 2 | 45 | 15 | 0 | 18 | Отсутствие «команды» |
Наличие традиций | 12 | 30 | 9 | 30 | 4 | 7 | 8 | Отсутствие традиций |
Наличие символики | 23 | 8 | 12 | 7 | 10 | 0 | 40 | Отсутствие символики |
Удовлетворенность результатом работы | 9 | 21 | 13 | 32 | 15 | 10 | 0 | Неудовлетворенность результатом работы |
По аэрокосмической школе:
Удобное место расположения | 6 | 61 | 0 | 30 | 0 | 3 | 0 | Неудобное место расположение |
Доброжелательная атмосфера в коллективе | 78 | 11 | 11 | 0 | 0 | 0 | 0 | Недоброжелательная атмосфера в коллективе |
Хорошие условия работы | 0 | 12 | 44 | 44 | 0 | 0 | 0 | Плохие условия работы |
Презентабельное оформление | 0 | 40 | 38 | 12 | 0 | 0 | 0 | Непрезентабельное оформление |
Финансовая обеспеченность | 25 | 30 | 11 | 23 | 11 | 0 | 0 | Недостаток финансирования |
Высокий общественный статус | 33 | 50 | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | Низкий общественный статус |
Лояльное руководство | 68 | 22 | 0 | 10 | 0 | 0 | 0 | Нелояльное руководство |
Поощрение сотрудников | 55 | 45 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Сотрудники не поощряются |
Наличие «команды» | 42 | 48 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | Отсутствие «команды» |
Наличие традиций | 36 | 49 | 0 | 15 | 0 | 0 | 0 | Отсутствие традиций |
Наличие символики | 68 | 25 | 0 | 7 | 0 | 0 | 0 | Отсутствие символики |
Удовлетворенность результатом работы | 21 | 67 | 0 | 0 | 12 | 0 | 0 | Неудовлетворенность результатом работы |
Затем я суммировала эти данные:
По обычной школе:
Удобное место расположения | 5 | Неудобное место расположение | ||||||
Доброжелательная атмосфера в коллективе | 5 | Недоброжелательная атмосфера в коллективе | ||||||
Хорошие условия работы | 5 | Плохие условия работы | ||||||
Презентабельное оформление | 5 | Непрезентабельное оформление | ||||||
Финансовая обеспеченность | 5 | Недостаток финансирования | ||||||
Высокий общественный статус | 5 | Низкий общественный статус | ||||||
Лояльное руководство | 5 | Нелояльное руководство | ||||||
Поощрение сотрудников | 5 | Сотрудники не поощряются | ||||||
Наличие «команды» | 5 | Отсутствие «команды» | ||||||
Наличие традиций | 5 | Отсутствие традиций | ||||||
Наличие символики | 5 | Отсутствие символики | ||||||
Удовлетворенность результатом работы | 5 | Неудовлетворенность результатом работы |
По аэрокосмической школе:
Удобное место расположения | 3 | Неудобное место расположение | ||||||
Доброжелательная атмосфера в коллективе | 3 | Недоброжелательная атмосфера в коллективе | ||||||
Хорошие условия работы | 3 | Плохие условия работы | ||||||
Презентабельное оформление | 3 | Непрезентабельное оформление | ||||||
Финансовая обеспеченность | 3 | Недостаток финансирования | ||||||
Высокий общественный статус | 3 | Низкий общественный статус | ||||||
Лояльное руководство | 3 | Нелояльное руководство | ||||||
Поощрение сотрудников | 3 | Сотрудники не поощряются | ||||||
Наличие «команды» | 3 | Отсутствие «команды» | ||||||
Наличие традиций | 3 | Отсутствие традиций | ||||||
Наличие символики | 3 | Отсутствие символики | ||||||
Удовлетворенность результатом работы | 3 | Неудовлетворенность результатом работы |
Удельный вес каждого из составляющих был расставлен следующим образом:
Финансовая обеспеченность | 16 |
Атмосфера в коллективе | 14 |
Условия работы | 13 |
Руководство | 12 |
Наличие "команды" | 10 |
Поощрение сотрудников | 9 |
Удовлетворенность результатом работы | 8 |
Наличие традиций | 6 |
Общественный статус | 5 |
Оформление здания | 4 |
Место расположения | 2 |
Наличие символики | 1 |
Удобное место расположения | I |
Неудобное место расположение | ||||||
Доброжелательная атмосфера в коллективе | I |
Недоброжелательная атмосфера в коллективе | ||||||
Хорошие условия работы | I |
Плохие условия работы | ||||||
Презентабельное оформление | I |
Непрезентабельное оформление | ||||||
Финансовая обеспеченность | I |
Недостаток финансирования | ||||||
Высокий общественный статус | I |
Низкий общественный статус | ||||||
Лояльное руководство | I |
Нелояльное руководство | ||||||
Поощрение сотрудников | I |
Сотрудники не поощряются | ||||||
Наличие «команды» | I |
Отсутствие «команды» | ||||||
Наличие традиций | I |
Отсутствие традиций | ||||||
Наличие символики | I |
Отсутствие символики | ||||||
Удовлетворенность результатом работы | I |
Неудовлетворенность результатом работы |
Внутренний имидж аэрокосмической школы также оказался ближе к идеальному, чем имидж обычной школы. Но чтобы удостовериться в этом снова проведем расчет их положения относительно идеального имиджа.
Для аэрошколы:
А= 2 |1-3| + 14 |1-1| + 13|1-3| + 4 |1-3| + 16|1-3| + 5 |1-2| + 12|1-1|+ 9|1-2| + 10|1-2| + 6|1-2| + 1|1-1| + 8|1-2| = 108
Для обычной школы:
А= 2|1-2| + 14|1-3| + 13|1-4| + 4|1-4| + 16|1-5| + 5|1-3| +12|1-3| + 9|1-5| + 10|1-4| + 6|1-4| + 1|1-3| + 8|1-3| = 281
А идеальное = 0
А худшее = 2 |1-7| + 14|1-7| + 13|1-7| + 4|1-7| + 16|1-7| + 5|1-7| +12|1-7| + 9|1-7| + 10|1-7| + 6|1-7| + 1|1-7| + 8|1-7| = 600
Итак, предположение о том, что аэрокосмическая школа находится ближе сравнительно идеала, чем обычная школа, оказалось верным и. Это связано с тем, что аэрокосмическая школа по некоторым, наиболее важным, критериям находится на более высоком уровне, но обычная школа тоже не уступает ей по многим критериям.
Для того, чтобы было легче разрабатывать имиджевые программы, я задала несколько дополнительных вопросов в анкете:
- Как Вы считаете, что важнее: привлекательный имидж или высокая заработная плата?
- Что Вас удерживает на этой работе?
- Какими источниками информации Вы предпочитаете пользоваться при получении информации о данном учебном заведении?
- На что Вы в первую очередь обращаете внимание при получении информации о данном учебном заведении?
1. 37% всех педагогов считают, что важнее заработная плата.
13% считают, что важнее имидж. А остальные 50% думают, что важно и то и другое.
2. На данной работе учителей удерживает многое, включая привычку и желание выработать необходимый стаж:
3. Источники информации были даны на выбор. И результаты получились следующие:
4. При получении информации о данном учебном заведении, 30% опрошенных обращают внимание прежде всего на условия работы, а 24% - на коллектив. Остальные данные представлены в гистограмме:
С учетом модели формирования имиджа и гистограммы, представленной выше, я разработала мастер-план имиджа, чтобы улучшить положение аэрокосмической школы и обычной школы относительно идеала.
Для аэрокосмической школы:
- Как видно из оценки атрибутов имиджа, аэрокосмическая школа отстает по месту расположения. Так как здание передвинуть нельзя, я предлагаю арендовать один или, может быть, несколько автобусов, оформить их фирменным стилем. Они могли бы доставлять учащихся, живущих в отдаленных районах нашего города до аэрошколы с минимальной потерей времени. Кроме того, чтобы учащиеся, первый раз идущие в аэрошколу, могли быстро сориентироваться, я разработала плакат-карту, который одновременно будет выполнять функцию наружной имиджевой рекламы (т.к. мы выяснили, что наружной рекламе доверяет достаточно большое количество опрошенных).
- Теперь насчет оформления. Я думаю, что оформление кабинетов в аэрокосмической школе хорошее, то есть они оформлены макетами ракет, самолетов и в одном кабинете есть даже большая конструкция строения ракеты. В коридоре каждый месяц вывешивается новая лицейская газета. Есть стенды с лучшими чертежами, стенд с фамилиями хорошо успевающих учеников. В общем, внутреннее оформление соответствует профилю аэрошколы и приятно в эстетическом плане. А внешне аэрошкола выглядит не так благородно. Для решения этой проблемы, я предлагаю сделать какую-либо красивую вывеску. Так как это аэрокосмическая школа, то можно повесить какие-нибудь большие стенды (биллборды), где изображались бы ракеты, самолеты и может быть космические корабли.
Для обычной школы:
- Как выяснилось: немаловажная проблема школы – это стиль обучения. Я предлагаю следующее ее решение: организовать в школе, так называемые "кружки качества", где собирались бы учителя и ученики и вместе решали школьные проблемы. Такие кружки проводились в Японии на предприятиях.
Прогнозирование.
С учетом реализации предлагаемого мастер плана имиджа в ближайшее время, можно дать краткосрочный прогноз будущего развития аэрошколы.
Я решила дать прогноз по одному из показателей развития – численности учащихся аэрошколы, проанализировав динамику численности учащихся с 1995-2002 г.г. учебные годы:
И оказалось, что самый большой прирост численности был в 1996-97, 1998-99, 2000-2001, 2001-2002.
Я проанализировала связь проводимых аэрошколой имиджевых программ и мероприятий и выяснила следующее:
год Темп прироста Имиджевые программы и мероприятия.
1996-97 |
69,5% |
Свое здание; первая лицейская неделя (конференции); привлечение к работе со школьниками преподавателей САА и КГУ. |
1998-99 |
14,3% |
Первый МКЛ; первая поездка на Российскую конференцию; конкурс стипендиатов; появление первых звезд среди учащихся; праздник посвящения в лицеисты. |
2000-01 |
39,8% |
Активное участие в Аэрошоу; выставка авиационного и космического моделизма; конкурс лидерских стипендиатов. |
2001-02 |
23,6% |
Появление гимна, девиза; оформление аудиторий в фирменном стиле. |
2002-03 |
25,9% |
Собственный фирменный автобус; наружная имиджевая реклама; зимний МКЛ. |
При помощи метода экстраполяции трендов дадим прогноз численности учащихся в 2002-03 учебном году.
(14,3% + 39,8% + 23,6%) / 3 = 25,9%
834 — 100%
x — 25,9%
x = 216
834 + 216 = 1050
Так как темп прироста учащихся достаточно велик, то можно сказать, что имидж аэрокосмической школы больше положителен, чем отрицателен; это же следует и из расчета положения ее сравнительно идеала.
Заключение.
Проведенная работа позволила мне:
- Выделить основные стандарты имиджа.
- Оценить положение аэрошколы и обычной школы относительно идеала.
- Скорректировать модель формирования имиджа
- Спрогнозировать прирост учащихся аэрошколы на будущий период.
- Разработать мастер - план имиджа для аэрошколы и обычной школы.