Красноярский край край огромных минерально-сырьевых запасов, где лес занимает одно из ведущих мест. Для широкого промышленного освоения лесных богатств требовались высокопрофессиональные специалисты леса.
В 1930 году в Красноярске был открыт Сибирский лесной институт – первое высшее учебное заведение, базой для которого послужил лесной факультет Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства города Омска. Первенцу отвели лучшее в городе здание по улице Ленина, 50.
Институт был призван стать кузницей кадров для развивающейся лесной и деревообрабатывающей промышленности, лесного хозяйства, а также основой формирования научной, инженерно-технической интеллигенции города и края. Институт начинал свою работу на трех факультетах: лесохозяйственном, лесохимическом, лесомеханическом. В 1930 году на всех специальностях начали заниматься 430 студентов.
Организация учебного процесса, создание материальной базы, комплектование профессорско-преподавательского состава, устройство быта студентов было очень трудным. Малочисленный состав преподавателей (31 человек) не обеспечивал изучение всех программных дисциплин. В первый учебный год были открыты 18 кафедр и несколько лабораторий. В 1933 году было заложено новое здание учебного корпуса площадью до 14500 кв. м и начато строительство дома научных работников. 1934 год ознаменовался открытием факультета механической обработки древесины (МОД). И так почти каждый год – новый факультет, новая лаборатория, новая кафедра, новая специальность.
В связи с возрастающими потребностями народного хозяйства институт расширяет свои функции по подготовке специалистов по более широкому профилю.
В 1933 году институт переименован в Сибирский лесотехнический институт. Первое десятилетие работы института дало ощутимые результаты в выполнении основных задач: в три раза увеличилось число преподавателей (150 человек), более чем в два раза увеличился контингент студентов (960 человек), за десятилетие народное хозяйство получило 760 специалистов, ежегодный выпуск инженеров превысил первоначальный более чем в два раза. В 1938 году вступил в строй новый учебный корпус с современным оборудованием кафедр и лабораторий. Ученые института решали насущные вопросы развития народного хозяйства Восточной Сибири, края и города Красноярска, работала аспирантура, СибЛТИ вступал в новый этап своего развития, который был прерван началом Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны из стен института на фронт ушли 540 студентов, преподавателей, сотрудников. Сегодня удалось установить 72 фамилии погибших на полях Великой Отечественной войны. В их честь у стен университета установлен памятник.
Несмотря на большие трудности, все военные годы, не прерываясь, шли занятия. Студенты учились, вместе с преподавателями работали на предприятиях, дежурили в госпиталях, ходили на воскресники, давали концерты, провожали близких на фронт, сиротели, плакали, радовались. Но каждый год страна получала специалистов Сибирского лесотехнического института, который за все эти огненные годы подготовил 560 инженеров.
Послевоенный период можно назвать вторым рождением института. Вновь начало расти число подготовленных специалистов. К началу 50-х годов оно превысило первоначальный выпуск в 1,5 раза. Пятидесятые годы для СибЛТИ были годами дальнейшего развития.
За эти десять лет количество студентов увеличилось почти в три раза, и счет пошел на тысячи. В институте открывались новые специальности, факультеты, и он получил новое название – Сибирский технологический (1958 г.). Увеличился выпуск специалистов, превысивший уровень 4-й пятилетки в 2,8 раза.
Большее развитие получила научно-исследовательская работа. Фундаментальные работы в области сушки древесины, теории разлома волокнистых материалов, исследования лесов Тувы, Сибири, разработки методов лесного хозяйства, изучение физико-механических свойств древесины сибирских пород и в ряде других важнейших направлений дали ощутимый вклад в развитие Отечественной науки. Вновь открылась аспирантура, которая служила основным источником получения высококвалифицированных кадров.
Во второй половине 50-х годов институт открывает новую главу в истории своего развития, тесно связанную с народнохозяйственными задачами г.Красноярска, края, Сибири. В городе разворачивается широкомасштабная программа строительства предприятий большой химии. Перед коллективом была поставлена задача подготовки высококвалифицированных кадров для химической промышленности, теоретических и прикладных разработок глубокой химической переработки древесины.
К началу 60-х годов институт имел 7 факультетов, 32 кафедры. Выпуск специалистов увеличился в 2,6 раза. Росла и материальная база. Построены здания проблемной лаборатории, 3 учебных корпуса, 4 общежития, столовая, открылись новые факультеты: заочный (1952 г.), вечерний (1962 г.), химико-технологический (1957 г.), инженерно-химикотехнологический (1958 г.), инженерно-экономический (1971 г.), химико-механический (1976 г.), химических волокон (1971 г.).
60-е годы были периодом напряженнейшего труда всего коллектива. Шло становление и развитие факультетов, кафедр, лабораторий, подготовка преподавательских и научных кадров.
В 70-е годы СибТИ превратился в крупный научный центр, в котором фундаментальные исследования успешно сочетаются с прикладными разработками, непрерывно растет объем научных исследований, выполняемых для предприятий края и страны. По тематике более 90% научных работ выполнялись по плану развития народного хозяйства РСФСР, программам Государственного комитета по науке и технике, планам АН СССР, отраслевых министерств и ведомств. За этот период экономический эффект от внедрения результатов законченных работ составил более 20 млн. рублей.
В 1980 году Сибирский технологический институт отметил свое славное 50-летие. К этому времени в стенах вуза обучалось 12 тысяч студентов на 10 факультетах и 47 кафедрах. В аудиториях и лабораториях работало 673 преподавателя, из них 9 докторов, 270 кандидатов наук, доцентов.
Ежегодно СибТИ выпускал 1500 инженеров по 15 специальностям, более 2500 первокурсников садились за парты. Ежегодно представлялось более 80 важнейших научно-исследовательских тем с экономическим эффектом до 5 млн. рублей. К научно-исследовательской работе привлекались студенты числом более 3500 человек.
Деятельность коллектива Сибирского технологического института за 50 лет была высоко оценена руководством страны. Институт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Высокая оценка труда коллектива института обязывала не останавливаться на достигнутом, идти дальше.
В 1982 году приказом Минвуза РСФСР учебно-консультативный пункт в г.Лесосибирске был преобразован в филиал Сибирского технологического института.
В этом же году в институте создан филиал кафедры машин и аппаратов химических производств на базе Красноярского целлюлозно-бумажного комбината - первый из четырех, предусмотренных планом развития на пятилетку.
Большое внимание в первой половине 80-х годов уделялось внедрению в учебный процесс технических средств обучения.
Безусловно, новым словом в учебном процессе стало применение учебного телевидения. В четырех лекционных аудиториях (В-1, В-2, 438, 328) были установлены телевизионные комплексы на сумму более чем 400 тыс. рублей. Одной из первых учебным телевидением была оснащена кафедра военной подготовки. 9 аудиторий подготовлено для применения кино-аудио-видеодемонстраций, 7 классов программированного контроля знаний студентов и общеинститутский класс. Фильмофонд пополнен и обновлен более 50 учебными фильмами, в стадии завершения находился вычислительный центр института.
Новые времена выдвигали задачу более современных подходов к учебно-воспитательной работе со студентами. Учитывая повышенные требования по подготовке специалистов, руководство института в ноябре 1982 года приняло решение о внедрении системного подхода к постановке всей учебно-воспитательной работы: разработка учебно-методических комплексов дисциплин и специальностей на основе новых учебных планов с учетом квалифицированных характеристик специалистов, реорганизация методического совета, широкое применение в учебном процессе учебного телевидения, ЭВМ. За этот период существенно пересмотрена система производственных практик. Во время практик студент должен овладеть практическими навыками на рабочих местах, закрепить теоретические знания, глубже познать технологические процессы и получить навыки работы с трудовым коллективом.
Большим достижением коллектива, ректората, общественных организаций в первой половине 80-х годов явилась подготовка высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. За этот период было защищено 6 докторских и 112 кандидатских диссертаций, что составило 51,7% от общего количества преподавателей со степенью и званиями. Особое внимание партком и ректорат обращал на комплексное программно-целевое планирование подготовки научно-педагогических кадров и повышения их квалификации. Составление такого плана позволило выявить немалые резервы роста кадрового потенциала.
Важнейшим направлением деятельности вуза стала работа по повышению эффективности научно-исследовательской работы. Работа велась в нескольких направлениях: совершенствовалась организация НИР; анализировалась и контролировалась эффективность научных исследований; проводилась организационная работа, связанная с более эффективной деятельностью преподавателей кафедр по госбюджетной научной тематике, с улучшением работы аспирантуры.
В результате целенаправленной работы НИОКР возросла с 70 % в 1978 году до 97,1% в 1984 г. Средний объем условной научной темы вырос с 21, 6 тыс. руб. до 35 тыс. рублей. Научные разработки таких исследователей, как профессоры Э.Н. Фалалеева, Р.С. Степанова, В.Н. Худоногова, Э.Д. Левина, В.Ф. Ветшевой, доценты Н.Т. Разумова, С.П. Достовалова, Ю.Д. Алашкевича, П.Е. Зубаня нашли практическое применение в различных отраслях народного хозяйства.
Значительный творческий вклад в успешное выполнение показателей по изобретательству внесли заслуженный изобретатель РСФСР А.В. Бывшев, И.П. Черенюк, В.Ф. Харин, Н.А. Воинов, В.П. Твердохлебов. Сотрудникам кафедры органической химии Е.Ю. Беляеву, М.С. Товбису, Я.И. Шпинелю за внедрение изобретений со значительным экономическим эффектом в 1984 г. вручены нагрудные знаки "Изобретатель СССР".
В результате широко развернувшегося движения по изобретательству в Госкомитет было подано 100 заявок.
Существенную роль в развитии науки играли отраслевые научные лаборатории вуза, которые открывали большую перспективу в работе коллектива.
Во второй половине 80-х годов страна встала на путь перестройки. Основная цель перестройки - повышение уровня и эффективности высшего образования, смещение акцента с количества на качество подготовки специалистов. Решение поставленных задач можно было решить на путях перехода от экстенсивно-информационного к интенсивно-фундаментальному обучению, интеграции высшей школы, науки и производства, формирования нового типа преподавателя и студента.
Сибирский технологический институт был включен Минвузом СССР в число вузов, которым разрешено частично изменять учебные планы, включать новые предметы, изменять соотношение лекционных и практических занятий при изучении различных дисциплин. Такие предметы, как физика, химия, математика наряду с общественными дисциплинами не только закладывают фундамент материалистического мировоззрения у студентов, но и должны обеспечивать полноту и широту подготовки будущих специалистов по специальным предметам.
Характерной особенностью организации учебного процесса в новых условиях явилось перенесение акцента на самостоятельную работу студентов. Разработки секции (руководитель доцент Н.К. Науменко) были отмечены в 1987г. медалью на ВДНХ. Однако широкому внедрению этих разработок в учебный процесс препятствовал недостаток аудиторного фонда в институте.
Новые и сложные задачи встали перед институтом в связи с переходом на новый тип взаимодействия высшей школы, науки и производства, предусматривающий целевую подготовку специалистов на основе договоров между министерствами и ведомствами, для которых готовились кадры Минвузом СССР. В Сибирском технологическом институте действовало более 148 договоров с различными предприятиями, которые нужно было переоформить в новой нормативной базе и дополнить хозяйственными договорами на проведение совместных научных исследований.
Наконец, высшей формой интеграции высшего образования, науки и производства являлся учебно-научно-производственный комплекс (УНПК). Завершена работа по созданию УНПК, включающего СТИ, СибНПО и крупнейшее в крае производственное объединение "Красноярсклеспром", на предприятия которого распределялось более половины выпускников СибТИ. Работа этого комплекса получила положительную оценку, была впоследствии оценена положительно.
Другая форма интеграции высшей школы и производства филиалы выпускающих кафедр на предприятиях. В институте было 12 таких филиалов (кафедры технологии деревообработки, химической технологии древесины, машины и аппараты химических производств, технологии высокомолекулярных соединений и др.); завершалась работа по созданию филиалов кафедр химии и технологии переработки эластомеров, ЦБП, специальности – технология химических волокон.
Отдельно следует сказать о реализации программы интенсивной целевой подготовки специалистов (ЦИПС) для предприятий. В институте по ряду специальностей (Технология деревообработки, Химическая технология древесины, Автоматизация производственных процессов) была начата подготовка специалистов в рамках этой программы.
В реализации программы были задействованы студенты трехгодичного обучения, со средним профессиональным образованием. Они были направлены предприятиями на обучение и в большинстве случаев готовились для конкретных должностей на производстве.
Создание филиалов кафедр, УНПК, ЦИПС позволило резко поднять качество и уровень практической подготовки будущих специалистов.
Заслуживает внимание опыт кафедры органической химии (зав. кафедрой профессор Е.Ю. Беляев), которая участвовала в выполнении всесоюзной программы "Химреактив". К реализации этой программы широко привлекались студенты химических факультетов. Третьекурсники, во время выполнения лабораторного практикума по органической химии, синтезировали различные органические препараты, необходимые для отраслей народного хозяйства, большинство из которых ранее закупались за валюту в зарубежных странах. На многих выпускающих кафедрах студенты-старшекурсники привлекались для выполнения научных работ в рамках госбюджетных и хоздоговорных исследований. Однако процент участия студентов в этой работе в целом по институту недостаточен.
Необходимой компонентой интенсификации учебного процесса являлась его компьютеризация. Материально-техническая база института по вычислительной технике была явно недостаточной. В СибТИ функционировало 5 компьютерных классов, три класса, оснащенных новейшей техникой.
В течение 1988 года институт получил большую электронно-вычислительную машину ЕС1036, средние ЭВМ - СМ1300, еще дополнительно два компьютерных класса на базе мини-ЭВМ типа ДВК. Все это позволило довести среднее время работы студента за дисплеем до 90-100 часов в год.
Институт являлся одним из исполнителей межвузовской программы СЭВ по компьютеризации учебного процесса, разработок автоматизированных обучающих систем, систем автоматического проектирования.
Чрезвычайно остро встал вопрос об общекультурной, гуманистической направленности технического образования. В СТИ закончена разработка программы культурно-эстетического воспитания студентов, которая объединяла работу в этом направлении кафедры общественных наук, общественных организаций: комсомольской и профсоюзной, факультета общественных профессий, студенческого клуба, народного университета культуры. В рамках этой программы была создана кафедра культурно-эстетического воспитания студентов. В вузе была разработана программа социально-бытового устройства студентов и преподавателей. Открыт современный санаторий-профилакторий на 100 мест, введено в эксплуатацию общежитие № 6, продолжалось строительство общежития № 7 для сотрудников вуза, жилого дома на 90 квартир, заканчивалось строительство 12-квартирного дома на учебной базе, овощехранилища на 300 тонн.
В связи с перестройкой в стране в вузе впервые прошли мероприятия по выдвижению кандидатов для участия в конкурсе на должность ректора.
После обсуждения выступлений кандидатов, многочисленных вопросов членов ученого совета большинством голосов был избран на должность ректора Бука Эдуард Станиславович.
1990 - 1991 годы для института были насыщены кропотливой творческой работой в новых условиях. Постепенно, не ломая старого, опираясь на огромный опыт, коллектив и руководство вуза, максимально используя резервы, приступили к выполнению программы "выживания" и дальнейшего развития вуза.
Впервые в истории высшей школы России в 1992 году институту предстояла государственная аттестация. Это требовало больших интеллектуальных и материальных затрат.
На основании всеобъемлющей проверки, анализа потенциала и динамики развития Сибирского технологического института вуз успешно прошел процедуру государственной аттестации. Руководство и коллектив института с должным вниманием отнеслись к рекомендациям государственной комиссии. Были разработаны мероприятия по их реализации, и как результат выполнения программы развития вуза в июне 1994 года СибТИ переименован в Красноярскую государственную технологическую академию.
Решением Госкомвуза России Красноярской технологической академии выдана лицензия № 16Г-428 от 06.03.94 г. на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования.
За период 1992 - 1996 гг. в КГТА проведены мероприятия по вхождению вуза в рыночную экономику.
Открыты 17 новых специальностей (направлений), подготовки специалистов: Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, Информатика и вычислительная техника, Автоматизация и управление, Профессиональное обучение, Социальная работа, Машины и аппараты пищевых производств, Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды, Бухгалтерский учет и аудит, Экономика, Менеджмент, Технология электрохимических производств, Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов, Биотехнология, Стандартизация и сертификация в химико-лесном комплексе, Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, Природоохранное обустройство территорий, Безопасность жизнедеятельности.
В начале и середине 90-х годов в вузе создано дополнительно 28 филиалов кафедр на промышленных предприятиях, в организациях и учреждениях; и их общее количество - составило 38.
В целях совершенствования деятельности вуза по международному сотрудничеству в области высшего образования, науки и повышения квалификации создана служба по международным академическим обменам, введена должность проректора по международным академическим обменам. Как итог такой деятельности – заключение договоров с зарубежными университетами, в СибГТУ стали обучаться иностранные студенты.
Для совершенствования системы дополнительного и послевузовского образования создан Центр дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.
На базе КГТА создан Международный муниципальный учебный центр, филиал открытого Российского университета.
В состав КГТА вошел высший колледж информатики. Была разработана и внедрена система рейтинговой оценки деятельности факультетов и кафедр. В конце 1991 года в КГТА был открыт Гуманитарный факультет, открыты Центр подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы, Центр непрерывного экологического образования и научных исследований и Центр новых информационных технологий.
В целях совершенствования системы профессионального непрерывного образования создана ассоциация "Сибирский технологический университет", учредителями которой стали: КГТА, Красноярское краевое учебно-производственное объединение профессионального образования, Красноярский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, 15 колледжей и техникумов лесного и химико-лесного комплекса Сибири, Якутии и Забайкалья.
Создан научно-практический центр формирования творческой личности на базе КГТА и школы-лицея №20.
На базе КГТА, КГУ, КГТУ и ВЦК СО РАН создан Красноярский межвузовский центр информационных технологий в экологическом образовании.
Для консолидации научно-технического потенциала региона и подготовки кадров для деятельности вузов в малом бизнесе по внедрению наукоемких технологий на базе КГТА был создан Восточно-Сибирский филиал Центра содействия научно-техническому предпринимательству высшей школы Министерства образования России.
В академии впервые были открыты два докторских специализированных совета по трем специальностям: Неорганическая химия; Технология и оборудование химической переработки древесины; Технология и оборудование деревообрабатывающих процессов, древесиноведение.
На базе КГТА были созданы: Восточно-Сибирское отделение Российской академии проблем качества, филиал Восточно-Сибирского отделения Российской академии естественных наук.
Это позволило более оперативно концентрировать научные силы на решении актуальных задач.
Профессорско-преподавательский коллектив составил к 1996 г.: докторов наук, профессоров - 31 (5,1%) и кандидатов наук - 313 (51,8%), что составляет 56,8% лиц с учеными степенями и званиями.
Среди ППС: 2 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 5 заслуженных изобретателей Российской Федерации, 1 лауреат Государственной премии.
Из числа профессорско-преподавательского состава в период 1992-1996 гг. избраны действительными членами: Международной академии высшей школы – П.М. Матвеев: Международной академии информатики – Г.А. Дорер: Российской академии естественных наук – С.М. Репях, В.Ф. Полетайкин, В.Н. Худоногов, Р.А. Степень, В.С. Петров; Российской академии проблем качества – Э.С. Бука, С.М. Репях, В.Ф. Полетайкин, В.Н. Невзоров, Р.Н. Матвеева.
Избраны членами-корреспондентами: Международной академии высшей школы – С.М. Репях, И.А. Кедринский, В.А. Федоров, А.Г. Лундин, В.С. Петров: Российской академии технологических наук – Э.С. Бука, Е.Ю. Беляев, В.Ф. Корпачев, Ю.Д. Алашкевич; Российской академии естественных наук В.В. Огурцов, Р.Н. Матвеева, В.Н. Невзоров.
В структуре академии функционировало 49 кафедр и 12 факультетов. Высококвалифицированный кадровый состав сформировался на кафедрах органической химии (100%); технологии порохов и твердых ракетных топлив (100%); геодезии (100%); химической технологии древесины (94%); технологии целлюлозно-бумажного производства и химических волокон (94%); неорганической химии (90%); дендрологии (75%); лесной таксации и лесоустройства (85%); лесных культур (85,7 %); экологии и защиты леса (71,4%); машин и аппаратов химических производств (87,5%); физической химии (87%)•, станков и инструментов (80%).
Увеличилось количество кафедр, возглавляемых докторами наук, профессорами с 30% в 1992 г. до 36,7% в 1995 г.
Базовое университетское образование имели 90 преподавателей (14,9%). Средний возраст ППС - 46 лет; зав. кафедрами - 50 лет; профессоров - 62 года; доцентов - 51 год; ст. преподавателей - 45 лет; преподавателей, ассистентов - 31 год.
Подготовка научно-педагогических кадров академия осуществляет через аспирантуру по 19 специальностям. Руководство аспирантурой было поручено ведущим ученым академии. Наиболее плодотворно осуществляют руководство аспирантами доктора наук, профессора: И.А. Кедринский, Е.Ю. Беляев, С.М. Репях, В.Ф. Ветшева, Р.Н. Матвеева. Одним из недостатков в работе аспирантуры была ее низкая эффективность. За период 1993-1995 гг. окончили аспирантуру 23 человека. Защищено 7 докторских диссертаций.
Разработаны Положение об аспирантуре, Положение об именных стипендиях ученого совета для аспирантов очного обучения, которые предусматривали комплекс мер по материальному стимулированию сотрудников академии, работающих над выполнением кандидатских и докторских диссертаций.
Реализация всех этих мероприятий позволило улучшить работу по подготовке кадров высокой квалификации. За последние пять лет защищено 47 кандидатских диссертаций.
За последние 5 лет академия не получила ни одной рекламации на выпускников. Руководители объединений, предприятий, учреждений и организаций давали только высокую оценку качеству подготовки специалистов.
Председатели ГАК в своих отчетах отмечали актуальность тематики дипломных проектов (работ), технико-экономическую обоснованность принимаемых решений, использование вычислительной техники и машинной графики при проектировании. Тематика и содержание дипломных проектов соответствует профилю специальностей.
В эти годы впервые в академии стало развиваться международное сотрудничество в области образования и науки. Были налажены международные связи с зарубежными странами - США, Францией, Германией, Англией, Кореей, Китаем, Норвегией, Сирией, Индией, Португалией, Японией. Основные направления международного сотрудничества: социальная работа, менеджмент, экология, иностранные языки. Проводится работа по международным образовательным и научным программам, обучение студентов и аспирантов за рубежом.
Аспиранты учились в Нью-Йорском университете, стажировались в Японии, 2 студента обучалось в университете г.Талса (США).
Установлена связь кафедры социальной работы и социологии КГТА с институтом социальной работы г. Ренна (Франция) по развитию совместной международной деятельности и созданию международного центра подготовки и переподготовки социальных работников. 18 студентов гуманитарного факультета проходили 2-недельную стажировку в Германии. Осуществлялся обмен преподавателями с университетами Германии, Китая, Норвегии. В КГТА обучалось 2 студента из Сирии и 1 из Индии. В 1996-1997 гг. в академии проходили стажировку по специальности 260100 два студента Дрезденского технического университета, а студент лесоинженерного факультета КГТА проходил стажировку в Дрезденском техническом университете.
Продолжались целенаправленные работы по улучшению социально-бытовых условий студентов и сотрудников академии. В академии 5 общежитий общей площадью 37811 кв. м. Общая площадь, приходящаяся на 1 студента, проживающего в общежитии, составляла 17,7 кв. м. против 4,5 кв. м в 1980 г. Практически все иногородние студенты были обеспечены местами в общежитиях. В 1993 г. сдано в эксплуатацию общежитие №7 для семейных работников академии. Из студенческих общежитий было переселено 60 семей преподавателей в благоустроенные 2-комнатные квартиры.
Для проведения занятий по физическому воспитанию и спорту в распоряжении студентов имеются: спортивный зал площадью 800 кв. м; лыжная база площадью 426 кв. м; малые спортивные залы в студенческих общежитиях. Однако эта материальная база была недостаточна для проведения всех спортивных мероприятий.
Культурно-массовая работа проводится студенческим клубом, который располагает актовым залом на 500 посадочных мест, помещениями для кружковой работы общей площадью 500 кв. м; студенческий клуб имеет вокально-инструментальный ансамбль; вокальный ансамбль; рок-группу; два театральных коллектива; четыре танцевальных коллектива; две детские студии. Более 300 студентов постоянно занимаются в кружках художественной самодеятельности. В академии регулярно проводятся концерты студенческих коллективов художественной самодеятельности с привлечением самодеятельных артистов из других организаций и профессиональных артистов театров города и филармонии. С 1996 г. и в последующие годы коллектив художественной самодеятельности академии постоянно занимал первое место в смотрах – конкурсах среди вузов города.
Медицинское обслуживание студентов и сотрудников осуществляется в медицинском пункте, расположенном в общежитии №5, и в санатории-профилактории академии площадью 2200 кв. м. Лечебный блок состоит из следующих кабинетов: электролечения; теплолечения, лазеротерапии, стоматологического, процедурного и стерилизационного, ЛФК, мануальной терапии, косметического, психотерапии, гинекологии, глазного, ортопедии, в него входили лечебные души, сауна.
В составе профилактория работает квалифицированный медицинский персонал: 3 кандидата медицинских наук; 2 врача 1 категории, 3 врача II категории, медицинские сестры со стажем работы более 5 лет. Только за 1995 г. улучшили свое здоровье 1318 студентов и сотрудников академии. В профилактории имеется столовая площадью 500 кв. м на 54 посадочных места.
В 90-е годы высшее учебное заведение переживало серьезные трудности, на организации учебного процесса, обновлении материальной базы, кадрового потенциала, связанные с недостаточным финансированием центральными органами. Несмотря на сложные обстоятельства, академии наращивала свой потенциал, переходя на новые методы работы по всем направлениям: совершенствовались учебные программы, открывались новые специальности, активизировалась научно-исследовательская работа, обновлялась и расширялась материальная база кафедр, факультетов вуза в целом. Велась огромная работа по повышению качества выпускаемых специалистов. Вопреки прогнозам, количество студентов не только снизилось, но и значительно возросло. Постепенно вуз начал осваивать рыночные формы работы. В 1997 году по итогам аттестации академии вуз получает новый, наиболее престижный статус университета.
Теперь он стал называться Сибирский государственный технологический университет, что обязывало многому.
Развивая накопленный опыт, университет расширяет свои возможности по заочному обучению: на основе Устава Сибирского технологического университета организуется сеть учебных представительств в городах: Братске, Ачинске, Мариинске, Канске, Чите, Улан-Удэ, Селенге. Организуется телекоммуникационная сеть университетского комплекса, что позволит в недалеком будущем перейти к дистанционному обучению студентов.Сегодня трудно представить кафедру или лабораторию, не оснащенной компьютерной техникой; выпускника университета, не владеющего компьютерными технологиями. Информационная система СибГТУ включает в себя полносвязную организационную структуру, коммуникационную структуру, структуру сбора и распределения информации. Корпоративная сеть университета предназначена для объединения в единое информационное пространство всех функционирующих вычислительных классов факультетов, кафедр, центра новых информационных технологий, научно-технической библиотеки и компьютеров других подразделений вуза. Корпоративная сеть университета интегрирована в мировую сеть Internet. На сегодняшний день в университете функционирует 670 современных компьютеров, 30 сетевых компьютерных классов, в сеть вуза включено 24 кафедры. Таким образом, одним из основных направлений деятельности университета является информатизация образования. Центром новых информационных технологий (ЦНИТ) создана база данных по учебным электронным изданиям. В базе зарегистрировано 42 учебных электронных издания, в том числе 9 сетевых курсов, 19 гипертекстовых и 14 текстовых файлов. Ведется работа по созданию WEB – сайта университета.
Новым направлением в работе университета являлось создание Центра переподготовки и повышения квалификации (ЦППКП), который включает в себя следующие направления: Педагогика высшей школы, Лингвистика, Лингвистика и теория перевода, Менеджмент качества, Экологическая безопасность и мониторинг.
В ЦПКП создана кафедра профессиональной педагогики и психологии, имеющая в своем составе лабораторию профессионального становления личности и лабораторию дидактики.
Приказом Министерства образования России открыт единственный на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока (аналогично ЦПКП) – Межрегиональный Центр Минобразования России по комплексной безопасности в регионах Сибири и Дальнего Востока (МЦМРКБ).
Большая работа ведется созданным Центром (на правах факультета) профессионального дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь можно получить второе образование по специальности "Экономика и управление на предприятиях", "Бухгалтерский учет и аудит".
Ведется обучение и переподготовка специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности и другим программам.
В годы реформ резко сократились объемы и источники финансирования научно-исследовательской работы. Многие значащие научные разработки оказались невостребованными по причине свертывания и закрытия производств. Тем не менее, в вузе достаточно интенсивно шла научно-исследовательская работа, которая обеспечивалась выигранными конкурсами на федеральном и региональном уровнях. Объем научных разработок и их финансирование повысился в последней пятилетке. За период 1997 – 2002 гг. получено 52 патента на изобретение из 115 поданных заявок. Активно участвуют в научно-исследовательской работе студенты и аспиранты. Совместно с другими вузами города университет выступил организатором Межрегионального фестиваля "Молодежь, наука – третье тысячелетие", где студенты нашего вуза получили десятки поощрительных премий. Большое количество студентов были удостоены премиями-стипендиями федерального и краевого уровня.
Продолжается интенсивная подготовка высококлассных специалистов через аспирантуру. В конце 2002 года в аспирантуре обучалось 262 аспиранта и 68 соискателей.
В докторантуре обучается 11 человек. Подготовка докторантов осуществляется по 10 специальностям. Только за 2002 год защищено 28 кандидатских и 6 докторских диссертаций. У университета в ближайшие два года имеется резерв по защитам 20 докторских диссертаций. Общая "остепененность" последних трех лет составляет 61,3 – 61,6% от общего числа профессорско-преподавательского состава.
Особое внимание руководство университета уделяет вопросу хозяйственной деятельности: материально-техническому развитию кафедр, лабораторий, факультетов, капитальному и текущему ремонту всех учебных, хозяйственных объектов, общежитий. Затраты исчисляются в миллионы рублей ежегодно.
Несмотря на пятилетнее материально-финансовое положение, слабую федеральную поддержку, университет не только сохранил, но и достаточно активно проводил политику по обновлению и развитию материально-технической базы.
Коллектив университета может гордиться тем, что был введен учебно-спортивный комплекс. Это спортивное уникальное сооружение, равного которому в городе нет. Только за 2002 год общий объем работ капитального и текущего ремонта составил 14 млн. 79 тыс. рублей. По этому направлению СибГТУ смотрит уверенно в будущее. Идет реконструкция старого спортивного зала, заложены основы двух многоэтажных домов, малосемейного общежития.
История СибГТУ тесно связана с историей города, края, страны, с историей развития высшего образования в г. Красноярске, крае и за его пределами.
В 1932 году открывается педагогический институт – основу преподавательского корпуса составляли преподаватели СибЛИ. В 1942 году открывается медицинский институт. СибЛТИ передает учебный корпус и 2 общежития, многие преподаватели ведут занятия со студентами.
В 1953 году открывается Красноярский сельскохозяйственный институт. СибЛТИ предоставляет свои учебные, лабораторные площади, преподавателей для становления КСХИ.
В 1956 году открывается Красноярский политехнический институт, СибЛТИ передает учебный корпус по ул. Ленина, помогает в комплектовании преподавательского корпуса.
И нет, пожалуй, ни одного высшего учебного заведения, где бы СибЛТИ прямо или косвенно не участвовал в его становлении и развитии.
Почти за три четверти века в СибГТУ сложились славные боевые, трудовые, воспитательные, эстетические, спортивные традиции. Они не только не утрачены, но и получают еще большее развитие. Эти традиции передаются из поколения в поколение.
Военно-патриотическое воспитание берет свое начало с первых лет существования института. Кафедра военной подготовки, кружки – "Осовиахим", "Ворошиловский стрелок", "Радиолюбитель" и др. всесторонне подготовили студентов в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
Трудовое воспитание студенчества проявилось в помощи промышленным предприятиям в 30-40 годах, безвозмездный труд на субботниках и воскресниках, строительстве главного учебного корпуса в 1933-1938 годах.
Качественно новые формы трудового воспитания молодежи возникают в стенах СибЛТИ в начале 50-х годов. Задолго (1958 г.) до возникновения Всесоюзных студенческих строительных отрядов в СибЛТИ в 1954 году по инициативе комсомола были организованы несколько студенческих отрядов, которые в летний каникулярный период участвовали в радиофикации сельских районов, строительстве животноводческих ферм, целинных совхозов, жилых домов, сельских клубов. Особый размах это движение получило с развитием индустриализации в 60-80 годах. Тысячи студентов прошли школу трудового, политического, нравственного, патриотического воспитания. Из бывших бойцов комсомольских строительных отрядов института выросли видные организаторы и руководители производств, предприятий, партийных и советских органов, министерств и ведомств СССР.
История СибГТУ есть отражение становления, развития страны в целом. В едином народнохозяйственном, экономическом, социальном, нравственном, политическом комплексе решались различные задачи. Они были не из легких, требовали инициативы, таланта, настойчивости, умения находить решения в самых сложных обстоятельствах.
СЛИ – СибГТУ почти 75 лет. На протяжении этих лет вузом руководили талантливые, глубоко убежденные, ответственные люди, это: Н.В. Носов (1930-1933 гг.), И.В. Бочкарев (1934 г.), А.М. Бутковский (1934-1937 гг.), В.Е. Печенкин (1937-1944 гг.), В.В. Попов (1944-1958 гг.), А.В. Баранов (1958-1967 гг.), И.А. Кедринский (1967-1969 гг.), И.И. Трубников (1969-1985 гг.), В.Н. Севастьянов (1985-1991 гг.), Э.С. Бука (1991- по н.в.)
Большой вклад в становление и развитие вуза внесли сотни преподавателей, ученых, сотрудников. В Сибирском государственном технологическом университете много талантливых людей, чьи имена еще впишутся в летопись вуза, в страницы его жизни.