В 1897 году и Красноярске проживало 31 874 человека. Право голоса имели всего 254 жителя, голосовать же пришло 74 красноярца с 83 голосами. Им предстояло выбрать на 1898-1901 гг. городского голову и 29 гласных. В этот раз выбор пал на пятидесятилетнего Николая Александровича Шепетковского. Его отец - архангельский полицеймейстер, полковник в отставке, перебравшийся в Сибирь из-за разлада с местным начальством, сумел дать сыну хорошее образование. Его первым домашним учителем был М.К. Сидоров, ставший впоследствии известным русским купцом. В Петербурге Шепетковский сначала закончил кадетский корпус, а затем Военно-юридическую академию. Но военная карьера его не привлекала. Выйдя в отставку в чине штабс-капитана, он вскоре переезжает к отцу в Красноярск.
В 1877 году красноярцы избирают его в гласные Думы. С этого времени и до конца жизни Шепетковский занимается просвещением населения. Все свои свободные от работы часы, а он служил в Енисейском отделении Государственного банка, Николай Александрович посвящает конкретным делам. Этот неутомимый общественный деятель организует низшую школу для девочек, на заседаниях Думы стыдит городскую власть за то, что в Красноярске, городе с 16-тысячным населением, 1400 детей беднейших жителей лишены обучения грамоте. Он проводит народные чтения, сам составляет проект устава Общества попечения о начальном образовании и добивается его утверждения, агитирует всех своих друзей стать его членами. Даже генерал-губернатор Восточной Сибири, узнав, что в Красноярске будет открыто такое общество, не мог удержаться от восторга и отметить на одной из резолюций: "Я очень рад".
Более 25 лет общество успешно работало под руководством Шепетковского. Активное участие он принимал и в создании литературно-музыкального общества. В 1889 году Шепетковский становится заведующим городской библиотекой. На этом поприще Николай Александрович зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Как истинный поборник просвещения он не чурался никакой работы. Выдавал читателям книги, писал для каталога карточки, давал справки, вел подписку на газеты и журналы. Следует отметить, что Шепетковский никогда не пил вина, не тратил времени на пустые занятия и развлечения.
С большим рвением приступил он к исполнению обязанностей городского головы. Шепетковский любил порядок, аккуратность и требовал того же от подчиненных. Уже в 1899 году публикуется проект инструкции Красноярской городской управы, разработанный гласным Д.Е. Лаппо на основе городового положения, утвержденного 11 июля 1892 года. В этой небольшой брошюре четко регламентировалась вся исполнительская деятельность городской власти. Эта работа свободно продавалась в магазинах, выдавалась в библиотеках города, и каждый, кто хотел познакомиться с обязанностями членов городской управы, мог это незамедлительно сделать. Шепетковский считал, что работа Думы и управы должна быть максимально гласной.
Всего в инструкции было 322 параграфа, многие из которых и сегодня заслуживают внимательного прочтения. Ниже мы публикуем, с некоторыми сокращениями, фрагменты и выдержки из этого издания:
"1. Исполнительная власть общественного управления г. Красноярска принадлежит городскому голове, городской Управе и исполнительным органам городского общественного управления.
О ГОРОДСКОМ ГОЛОВЕ
3. Городской голова председательствует в городской Думе и в городской Управе и в качестве председателя руководит прениями, резюмирует их, присоединяет свой голос к тому пли другому мнению, объявляет результаты принятого решения.
4. К самостоятельной власти городской головы относится:
а) приостановление исполнения противозаконных решений членов Управы и передачи их на рассмотрение губернатору;
б) принятие мер в случаях чрезвычайных;
в) назначение и увольнение лиц, исполняющих обязанности в Управе по найму;
5. К исполнению городского головы не могут быть передаваемы общественные дела, которые законом поставлены в исключительное ведение городской Думы и городской Управы
О ГОРОДСКОЙ УПРАВЕ
И СОСТОЯЩИХ ПРИ НЕЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
8. Городская Управа состоит из председателя - городского головы и трех членов Управы
9. Должность члена Управы несовместима ни с какою другою должностью по городскому общественному Управлению, ни с должностью постороннего ведомства.
11. Члены Управы обязаны принимать участие в коллегиальном обсуждении общественных дел городской Управы.
17. Члены городской Управы заведуют происходящими в Управе делами, утвержденными городской Думой.
19. Распределение занятии и обязанностей членов городской Управы производится каждые два года.
25. Будучи исполнительным органом, городская Управа в определенных случаях является распорядительным органом Управления, действующим на основании надлежащих Уставов и Положений.
П.1. По Уставу строительному: утверждение планов и фасадов частных здании г. Красноярска и выдача разрешений на перестройки, разрешение устройства общественных купален, заводских и иных промышленных заведений из разряда тех, которые по своей безвредности могут быть допускаемы в населенных местностях беспрепятственно.
П.4. При распределении между городскими обывателями натуральных повинностей городская Управа должна всеми находящимися в ее распоряжении средствами заботиться о более равномерном распределении этих повинностей, при всякой возможности заботиться о том, чтобы удовлетворение подводной и квартирной повинностей было относимо на общие городские средства.
П.7. По положению о трактирном промысле. Городская Дума должна наблюдать за исполнением обязательных постановлений Думы (в ходатайствах о разрешении открытий трактирных заведений должны быть указаны: акт осмотра помещения и подписка просителя в том, что он не подвергался взысканиям, лишаемым его по закону права содержать трактир). Дума определяет общую сумму трактирного сбора, контролирует правильность его уплаты
П.9. По Уставу о народном продовольствии. Сведения о ценах па предметы продовольствия по г. Красноярску собираются Членами Управы и вносятся в особую книгу. Книга подписывается всем присутствием Управы по месяцам и третям года. Управа должна следить за колебанием цен на предметы продовольствия, в случае замеченного ею произвольного повышения цен на печеный хлеб и на мясо, немедленно должны быть предоставлены в Думу проекты такс на указанные предметы.
П.12. По Уставу торговли и промыслов. Прежде чем скрепить и выдать книги учредителям акционерных компаний, городская Управа предварительно должна удостовериться, когда последовало решение об учреждении акционерной компании, какие привилегии ей предоставлены и т.д., а потом ежемесячно требовать к себе отчетные книги для освидетельствования и соответствия закону.
30. Все определения и распоряжения городской Управы, состоявшиеся хотя бы в пределах ее исключительного ведения, могут быть отметены постановлениями городской Думы, как органа, представляющего все городское общество.
55. Красноярская городская Управа разделяется па 3 отделения:
I. Хозяйственное.
II. Распорядительное.
III. Счетное бухгалтерское.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
59. Учреждения и должностные лица, установленные законом, или на основании его городской Думой, принадлежат к исполнительным органам Городского Общественного Управления, подведомственного городской Управе.
60. К исполнительным органам принадлежат:
а) оценочная комиссия.
б) санитарная комиссия,
в) Училищная комиссия,
г) комитеты музея и библиотеки,
д) городская лечебница,
е) попечители учебных заведений,
ж) исполнительные комиссии для принятия чрезвычайных мер в деле общественного благоустройства,
з) коллегиальные учреждения для управления больничными, благотворительными и иными общественными заведениями,
и) должностные лица, определяемые для заведывания городским имуществом, зданиями, сооружениями, доходными статьями,
к) городской архитектор и городской землемер.
65. Органы общественной исполнительной власти не могут быть ограничиваемы в правах, обязанностях и пределах их ведения, когда таковые присвоены положительными указаниями закона.
66. Городской голова и члены Управы, когда пожелают, могут принимать участие, без права голоса, в совещаниях исполнительных комиссий.
О ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
67. Подготовительные комиссии учреждаются при государственной Думе для предварительного рассмотрения городских росписей о доходах и расходах, отчетов и других сложных дел.
68. Подготовительные комиссии составляются из гласных Думы на публичном заседании.
72. Состав подготовительных постоянных комиссий может быть ежегодно возобновляем, если городская Дума усмотрит в том надобность.
89. По прошествии каждых 2-х месяцев председатель комиссии сообщает городскому голове сведения о положении и ходе дела с объяснением причин, замедляющих окончание исполнения поручении городской Думы
91. Если по рассмотренному делу последует несколько разных заключений или ни одно из них не будет принято большинством членов, то в докладе помещаются все заключения.
105. Состоящие при городской Управе по особым поручениям определяются для исполнения отдельных поручений городской Управы по городскому хозяйству и общественному благоустройству, как-то: надзиратель базаров, за освещением города, за извозным промыслом, за питейной торговлей, за постройкой мостов и зданий и вообще для исполнения поручении...
ГОРОДСКОЙ ХОЗЯЙСТВО
207. Все городские недвижимые имущества, имеющие значение в интересах городского общественного Управления, подвергаются описанию и составляют "инвентарь городским недвижимым имуществом".
209. Инвентарь составляется из 4 отделов.
В I отделе - сосредотачиваются описания и сведения о принадлежащих городу на праве полной собственности недвижимых имуществах, имеющих назначением служить городу источником его доходов.
II отделение - собираются описания недвижимых имуществ, принадлежащих городу также па праве полной собственности, по предназначенных им для постоянного отбывания возложенных на город повинностей (казармы, полицейские дома, и т.д.) или для удовлетворения общественных потребностей (канавы, лечебницы, богадельни, разные сооружения благоустройственного характера).
III отделение - содержит сведения о предназначенных к общему всех пользовании землях, водяных сообщениях, отдельных зданиях, строительных и технических сооружениях, на которые городу принадлежит ограниченное право собственности.
В IV отделении заключаются описание и сведения об общественных памятниках, содержание которых обращено на счет города.
235. Управа обязана страховать все городские здания не ниже той стоимости, какая означена по инвентарю...
238. Принадлежащие городу пустопорожние, находящиеся среди частных дворов владений, маломерные земельные участки должны быть предметом особого внимания городской Управы в том отношении, не подлежат ли оные непосредственному пользованию со стороны общественного управления или не могут ли быть с большой выгодой отчуждены частным лицам. В последнем случае должны быть неупустителъно соблюдаемы постановления по строительной части, а равно требования общественного благоустроиства.
239. Эксплуатация городских лесов допускается только по указаниям городской Думы. Земельные участки, занятые произрастающими на них лесами, не подлежат передаче в частное пользование, если оное может быть вредно сохранению лесов.
240. Городская Управа должна разрабатывать меры по постоянному поддержанию доходности недвижимых имуществ и к возможному усилению доходов.
241. Преимущественный способ извлечения доходов из означенных имуществ состоит в передаче последних в срочное, за известную плату, частное пользование согласно разработанным Думой правилам.
244. Вменяется в обязанность при сдаче в аренду городских зданий, лавок, земель, мест под торговлю на площадях и пристанях и вообще всех оброчных статей заключать письменные на срок не свыше 12 лет договоры явочным порядком, обеспеченные залогом, с платежом арендной платы за год вперед, со включением при этом непременного условия, что в случае надобности городу аренда может быть отобрана и что всякие споры должны разбираться в суде. В случае невнесения арендной платы в течение полугодия Управа должна предъявлять судебный иск, предварив о том недоимщика за 2 недели. При этом, однако. Управа должна строго руководствоваться соображениями о выгодности ведения дела...
245. Установление сроков при сдаче имущества в арендное пользование должно быть предметом внимательного соображения, дабы краткостью или продолжительностью срока не допустить убытка городским интересам. ..
265. Поручается одному из членов Управы ежедневно обозревать жалобную книгу... и о записанных жалобах не позже другого дня доносить Управе для производства дознания.
267. Вменяется городской Управе в обязанность заботиться о поддержании общественных колодцев и водоемов, для сего они должны быть осматриваемы одним из членов Управы не менее 2 раз в месяц и о результатах осмотра ежемесячно доводиться до сведения Управы.
269. Общественные весы на базарах должны быть проверяемы не менее 1 раза в месяц одним из членов Управы.
274. Ежегодно в июне месяце городская Управа должна проверять расписание участков для ночных караулов".
В эти же годы были отпечатаны смета доходов и расходов города Красноярска на 1899 год - "Отчет Красноярской Управы о деятельности Красноярского общественного управления и подведомственных ему учреждений за 1898 год". Теперь каждый житель города мог с карандашом в руках подсчитать, куда и как тратятся налоги, собираемые с него городской управой.
Шепетковскии умел анализировать экономическое положение города и прогнозировать его дальнейшее развитие. В 1901 году, выступая на одном из заседаний, он говорил, что расходы Красноярска за последние 10 лет значительно возросли. Содержание полиции с 8720 рублей в 1891 году достигло в 1900 году - 10969 рублей, пожарной команды- с 7927 до 18406 рублей. Увеличились расходы на народное образование с 5950 рублей в 1891 году до 14182 рублей в 1900 году, на медицинскую и ветеринарную помощь - с 2375 до 31995 рублей. Много сил и денег требовало благоустройство города, особенно ремонт дорог. Жалко выглядело освещение города, хотя и в этом направлении работа не прекращалась. Если в 1891 году на него было истрачено 647 рублей, то в 1900 году уже 3633 рубля. Стоит сказать, что весь город освещался 320 керосиновыми фонарями, то есть один фонарь приходился на 700 кв. саженей. Между тем преступность в городе увеличилась, поэтому освещение улиц было делом необходимым.
В планах Шепетковского вопросы канализации занимали одно из главных мест, так как, по подсчетам специалистов, из города вывозилась едва ли десятая часть нечистот, остальные загрязняли почву и способствовали распространению в Красноярске заразных эпидемии или заболеваний, таких, как дифтерия. По-прежнему город нуждался в водопроводе. Вода, которую брали жители для питья из Енисея, в весеннюю пору имела цвет крепкого чайного настоя.
Собственных зданий у города было мало. Даже городская управа не имела своего угла. Только с приходом в Думу Шепетковского удалось создать для работников управы необходимые удобства. Здание полицейской и пожарной части пришли в негодность и для ремонта их также требовались немалые деньги. Особенное удивление горожан вызывала пожарная каланча, которая при сильном ветре так качалась, что с нее даже каланчиста пришлось убирать.
Если раньше, с приходом 6 декабря 1895 года первого поезда в Красноярск, экономическое положение города резко улучшилось, то с прекращением строительства железной дороги оно стало хиреть. Более того, перед губернским и городским начальством встала трудная задача - обеспечить бесперебойную работу дороги. Первые сибирские морозы показали, что металл не выдерживает: на многих участках приходилось срочно менять рельсы. За нахождение лопнувшего рельса рабочим увеличили премию - до трех рублей вместо одного, как это было принято на дорогах Российской империи. Ошибка проектировщиков дорого обходилась казне. Многие железнодорожники увольнялись и уезжали. Главными причинами были некультурность края, дороговизна жизни и полная необеспеченность. В 1898 году с дороги ушло 3293 человека, в 1899 - 4257, в 1900 - 3809.
Никто из экономистов и предпринимателей не ожидал, что с проведением железной дороги резко подскочат цены на земледельческие продукты. Даже при обильных урожаях цены на хлеб держались высокие, гораздо выше, чем до проведения "железки". Городскую управу беспокоили пожары, постоянно вспыхивавшие па Енисейском железнодорожном мосту. Его деревянный настил, по которому планировался конный проезд, горел в августе 1899 года, в декабре 1900, в марте 1901 (два раза) и в апреле 1902 года. Вскоре его заменили на металлический, а в будках сторожей установили телефоны для немедленного вызова пожарных обозов из Красноярска. Казалось бы, такие проблемы лишь косвенно задевали городскую управу, однако, если смотреть глубже, то они очень влияли на бюджет Красноярска, особенно на его доходную часть.
Шепетковский умел отстаивать свое мнение. Выступая по проекту бюджета перед гласными Думы, он подчеркивал, что "такие расходы, как пособие казне, содержание городского управления, квартирное довольство войск, содержание полиции, пожарной команды, училищ, медицинской, ветеринарной и санитарной части и имуществ, будучи по своему характеру постоянными и большею частию обязательными, не допускают сколько-нибудь значительных сокращений. Остается лишь одна статья - благоустройство города. Расход на этот предмете 1900 году составил 11973 рубля, - говорил Шепетковский, - но если бы город вынужден был вовсе упразднить этот расход, то ему пришлось бы отказываться от освещения улиц и от содержания мостов, тротуаров, канав, между тем допустить это совершенно немыслимо".
Расходная часть бюджета в 1900 году составляла 131005 рублей и превышала доходную на несколько тысяч рублей. К 1902 году долги города достигли 65 тысяч рублей, и чтобы их погасить, требовались дополнительные ссуды. Запасной капитал Красноярска был исчерпан до дна. Тем не менее город разрастался. С 1896 года было отдано в аренду значительное количество городской земли под усадьбы, главным образом железнодорожным служащим и рабочим.
Шепетковский считал, что существенное пополнение городской казне может принести продуманная оплата аренды земли, хотя к 1902 году свободных участков у города почти не оставалось.
Красноярск издавна распродавал свои земли частным лицам почти за бесценок и уступал бесплатно разным учреждениям. Если в 1891 году город получил доход от аренды земли 1553 рубля 79 копеек, то к 1902 году этот размер вырос почти до 12771 рубля 40 копеек. Так постепенно управа училась рачительно вести свои хозяйственные дела.
В декабре 1900 года на средства О. Данилова и его сыновей было построено превосходное здание городской библиотеки, где проходили заседания местного географического общества. Читальный зал оказался настолько теплым, сухим, уютным, что даже самое высокое начальство любило сюда заглянуть на огонек. Городской голова здесь бывал почти ежедневно. Рядом с библиотекой строилось здание народного дома-театра. Почти ежегодно открывались народные училища, работали две воскресные школы, устраивались народные чтения, и в Красноярске все меньше становилось детей, не знающих грамоты. Мечта сибирских просветителей "ни одного неграмотного" уже почти становилась реальностью.
На виду у всех город обретал ухоженность, опрятность, становился уютнее, чище. Шепетковский вполне мог быть избран на второй срок. Выборы на 1902-1905 гг. проходили два дня - 11 и 18 ноября. Из 50 тысяч населения только 405 человек имели недвижимое имущество - дома, заводы, фабрики, мастерские, участки земли, стоимость которых была не ниже 1000 рублей, то есть соответствовали избирательному цензу для Красноярска. (В Москве и Петербурге избирательный ценз был равен 3 тысячам рублей, в более мелких городах - 1,5 тысячи - Л. Б.}.
Окрыленный успехом, Шепетковский стремится сделать свою работу еще более открытой.
Наши соседи - иркутяне и томичи - уже в 80-х годах прошлого века понимали, что городскому самоуправлению необходимы свои печатные органы. С 1886 года два раза в месяц выходил журнал "Известия Иркутской городской Управы". Подобное издание выходило и в Томске. С 1903 года его преобразовали в еженедельник "Известия Томского городского Управления". Пресса помогала всесторонне осветить сложную муниципальную жизнь городов, показать лица их руководителей, указать им на удачи и промахи.
Красноярск в этом отношении от своих соседей явно отставал. Причин тому было много. Тут и нежелание гласных "выносить сор из избы", и равнодушие губернского начальства, считавшего затею с печатанием журнала преждевременной, и, конечно, финансовые трудности. Николай Александрович Шепетковский был уверен, что только люди невежественные, равнодушные тс судьбе города могут препятствовать развитию прессы.
28 апреля 1902 года главному цензору края - губернатору городской голова пишет прошение. Суть его такова. Дума подготовила оригинал брошюры "Обзор хозяйства г. Красноярска за январь-март 1902 года" и "имеет честь покорнейше просить разрешения Вашего Превосходительства о напечатании этой брошюры в количестве 500 экземпляров для раздачи городским обывателям". Н. Шепетковский просит губернатора, чтобы разрешение было дано как можно быстрее, иначе данные, опубликованные в ней, устареют, и у горожан пропадет интерес к подобному изданию.
Вскоре брошюра была напечатана, и к удивлению многих оппонентов Шепетковского, разошлась среди горожан всего за несколько дней. С тех пор вплоть до 1915 года красноярцы регулярно четыре раза в год знакомились с новыми номерами "Обзора хозяйства города Красноярска". Здесь печатались отчеты о городском бюджете, об очередных выборах в городскую Думу, освещались с максимальной полнотой вопросы, связанные с работой думских городских комиссий, давались краткие справки об отводе горожанам земельных участков, об отдаче в аренду городских земель предпринимателям, об установках городской управой базарных цен на основные продукты питания и другие полезные и нужные для жителей Красноярска сведения.
Шепетковский старается детально изучить каждую область городского хозяйства, узнать ее нужды и беды. Так, работой пожарной команды Шепетковский постоянно недоволен. Несколько жалоб граждан на плохую работу пожарных вынуждают Думу принять суровое решение - ходатайствовать перед губернатором об отстранении от должности брандмейстера Миняйло - за невознаградимые убытки, нераспорядительность и беспомощность. Убогость инвентаря, жалкий вид пожарных, задавленных нуждой, заставляют его обратиться с письмом в Сенат в надежде, что там, наверху, услышат голос из провинции, обратят внимание на ее нужду. Это был наивный порыв, который, как впоследствии оказалось, принес Шепетковскому одни неприятности.
Письмо чудом уцелело, и спустя годы мы можем окунуться в мир забот городского головы.
"Управе больше, чем кому другому, известно, что в состав пожарных идут только те лица, которым безусловно некуда делаться, ибо за 13 рублей 30 копеек в месяц на своем содержании прожить очень трудно, почему эти лица часто меняются. Непривлекательна для службы пожарных и другая сторона - это та обмундировка, которой они снабжаются от города: суконная куртка, шаровары и шапка - одни и те же на зиму и лето, при этом в одном только комплекте. В этой одежде пожарный должен проводить жизнь свою дома, выходить в праздник в гости, чистить ежедневно конюшни, в ней же выезжать на пожары. Между тем зимняя стужа и пожары требуют шубы, теплой шапки, сапогов и валенок, каковы вещи пожарный должен иметь свои, причем порча их на пожарах сама по себе очевидна. До обучения ли тут при подобных условиях? Хорошо если удастся суметь задержать на службе мало-мальски опытного пожарного работника".
Ответ не заставил себя ждать. В Петербурге выводы сделали быстро: городской голова никудышный, беспомощный, работать сам не желает, а только ждет дополнительных правительственных субсидий, а потому Сенат рекомендовал губернатору наложить дисциплинарное взыскание на членов управы и на председателя Думы Шепетковского.
Вот так, одним махом, столица решала жизненные вопросы провинции.
Особенно наседал на городскую Думу губернатор, стремящийся вот уже несколько лет подряд увеличить штат полиции Красноярска на 26 городовых за счет бюджета города. Шепетковский как мог сопротивлялся. Если принять губернаторские условия - это значит оставить на потом благоустройство города, разрушить планы народного образования и здравоохранения. Он снова и снова доказывает вышестоящим властям, "что город не имеет возможности увеличить число городовых, против существующего штата" (64 человека - Л.Б.) и что "ввиду особенности сибирских городов, заключающих в составе своего населения значительный процент ссыльного элемента, который, главным образом, и требует за собою усиленного полицейского надзора и как сосредоточенного здесь, по распоряжению правительства, то вполне справедливо было бы и расходы по надзору за ними отнести на средства казны".
Красноярск в начале двадцатого века был богат людьми одаренными, высокоинтеллектуальными, которые понимали, что без культуры жизнь становится лишенной всякого разумного смысла. Это братья Владимир и Всеволод Крутовские, П. Коновалов, И. Савенков, Д. Лаппо, А. Григорьев, Н. Скорняков, В. Баландина, М. Красноженова и другие. Если городская Дума шаг за шагом успешно решала задачу всеобщего образования, то единомышленники Шепетковского сумели убедить губернские власти, что только грамотное сельское население сможет поднять эффективность сельской экономики.
Повсеместно в селах и деревнях возникают бесплатные народные библиотеки - читальни, значительные шаги делает книготорговля как в городе, так и в деревне. Появляются первые кинотеатры, успехом у жителей края пользуются музыкальные представления, концерты.
50-летие со дня смерти Николая Васильевича Гоголя Красноярск отмечал торжественно и солидно. Городская Дума приняла по этому поводу решение - поставить в городском саду бюст Гоголя, открыть и назвать его именем школу и главную улицу в Николаевской слободе.
События 9 января 1905 года потрясли всю Россию. Высказать к ним свое отношение попыталась и Красноярская Дума. Мнения выступавших по этому вопросу разделились. Протоиерей Д. Вологодский говорил, что "нельзя не возмущаться пролитием неповинной крови, при каких обстоятельствах оно ни происходило бы", другие с такой оценкой не согласились. Текст в Петербургскую Думу утверждали голосованием. Присоединившись к голосу лучших сынов России, Красноярская Дума выразила пострадавшим жителям Петербурга соболезнование по поводу всего совершившегося 9 января над мирными и безоружными гражданами.
19 октября Дума созвала экстренное заседание по поводу Высочайшего манифеста 17 октября о даровании политической и гражданской свободы. В своей вступительной речи Шепетковский, указав на важное значение этого акта в жизни страны, сделал существенное добавление, что долг справедливости заставляет требовать в настоящее время полной амнистии всем борцам за свободу Родины, и в заключение предложил выразить чувство радости по этому поводу в телеграмме на имя государя.
После обсуждения различных редакции текста остановились на последней: "Выслушав в экстренном заседании Высочайший манифест 17 октября, возвестивший начала гражданской и политической свободы, Красноярская городская Дума охвачена чувством глубокой радости. Отвечая на призыв содействовать успокоению страны, Красноярская городская Дума выражает твердую уверенность, что достижение этого возможно только в том случае, если немедленно последует амнистия политическим борцам за свободу, будут уничтожены военные положения, усиленная охрана и исключительные полицейские полномочия Товарища Министра внутренних дел и когда народ получит всеобщее, прямое и равное избирательное право с тайной подачей голосов".
Эта телеграмма ушла на имя председателя Комитета министров графа С.Ю. Витте.
Между тем на улицах Красноярска было неспокойно. 21 октября произошло столкновение красноярских черносотенцев с отрядами рабочих дружинников. В результате этой стычки погибло 11 человек и около 40 ранено.
Эти кровавые события никого из горожан не оставили равнодушными. Все думали о том, как наказать виновных и не допустить новых кровавых столкновений. 22 октября Шепетковский снова назначает чрезвычайное заседание Думы. Гласные приходят к одному решению - обратиться к населению Красноярска с воззванием. Здесь же составляется его короткий текст:
"ОТ КРАСНОЯРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ВОЗЗВАНИЕ
Граждане и братья!
Высочайший манифест возвестил нам великую радость; мы, не поняв друг друга, льем братскую кровь. Граждане и братья, опомнитесь, вспомните Бога, повелевавшего любить друг друга, даже врагов своих; вспомните, что у каждой жертвы есть дети, отец и мать, братья и сестры, горе же их безмерно!
Успокойтесь, оставьте братоубийственную борьбу и, когда пройдет немного времени, Вы увидите, что, разномысля, Вы стремитесь одинаково к благу народному и что наш Царь, давший нам радостный манифест, вместе со всем своим народом в немногие годы сделает счастливой всю Россию.
Успокойтесь, Граждане и Братья, и с верой в великое будущее Родины приступайте к мирному труду!"
События же следуют одно за другим. В городе ползут слухи о том, что 4 декабря - в день выборов гласных на следующее четырехлетие 1906 - 1909 гг. - готовится мощная демонстрация, чтобы их сорвать. Дума созывает экстренное заседание. После долгих дебатов было решено дату выборов оставить прежней. В назначенный срок они все-таки состоялись.
6 декабря отряды рабочих и солдат объединились. 10 декабря в Красноярске выходит первый номер большевистской газеты "Красноярский рабочий". До 3 января 1906 года в Красноярске хозяйничали отряды революционеров. Губернские и городские власти были парализованы.
Как видим, второй срок пребывания Шепетковского на посту городского головы заканчивался на трагической ноте.
В 1907 году, когда Шепетковскому исполнилось 60 лет, его заслуги перед городом были, наконец-то, по достоинству отмечены. Дума присвоила ему звание почетного гражданина Красноярска. Но на этом общественная и политическая деятельность статского советника Шепетковского не заканчивается. В 1910 году за противоправительственную агитацию он содержится недолгое время под стражей. Как лицо явно неблагонадежное, а он принадлежал к партии кадетов, его отстраняют от службы в суде, без подачи прошения. Эти гонения местных властей только усиливают популярность Николая Александровича в местном обществе.
Начиная с 1908 года, Красноярск первый из сибирских городов вводит у себя всеобщее начальное обучение. Теперь все дети, и богатых и бедных родителей, не знают отказа при поступлении в школу и в этом большая заслуга основателя Общества попечения о начальном образовании Шепетковского. 18 января 1914 года 3-му приходскому училищу присваивают имя Николая Александровича Шепетковского, а через 10 дней в здании училища вывешивают его поясной портрет. За всю историю города такого высокого признания удостоились лишь несколько человек. Среди них - губернатор П.Н. Замятнин, мещанин А.Ф. Комаров, Н.А. Шепетковский, Н.К. Переплетчиков и др.
Шепетковский умер в Красноярске 18 января 1919 года. В некрологе, подписанном его друзьями, подчеркивалось, что вся жизнь этого удивительного человека "прошла в служении Красноярску" (наверное, точнее и не скажешь).