Очередные выборы городского головы состоялись 6 ноября 1891 года. Их особенностью было то, что впервые за всю историю Красноярска возглавлять местное самоуправление стало лицо, получившее университетское образование.
Имя Иннокентия Алексеевича Матвеева хорошо было знакомо красноярцам. Закончив в Военно-медицинской академии ветеринарное отделение, он зарекомендовал себя хорошо знающим дело специалистом. Кроме того, горожане справедливо считали его одним из главных основателей городского музея.
Сразу же молодой городской голова столкнулся с казуистикой российских законов. Дело в том, что в марте 1892 года литературно-музыкальное общество обратилось в Думу с прошением о продлении срока аренды театра еще на 5 лет. Но тут кто-то из гласных вспомнил статью закона 1882 года, где говорилось, что театры, в которых ставятся опереточные спектакли, не могут быть отнесены к категории учреждений, служащих делу просвещения местного населения, поскольку они не преследуют эстетических и образовательных целей и поэтому должны быть признаны предприятиями торгово-промышленными. Действительно, в красноярском театре, кроме серьезных спектаклей, ставилось много водевилей, в том числе глупейших. Компромисс нашли следующий - аренду продлить еще на 5 лет, поставив одно условие: с каждого проданного билета арендаторы будут отчислять в фонд Синельниковского благотворительного общества по 5 копеек.
В 1892 году было объявлено о новой городской реформе, которая по сравнению с трехразрядной избирательной системой 1870 года заметно сокращала круг жителей, принимающих участие в голосовании. По новым правилам обладать правом голоса теперь могли те домовладельцы, которые владели обложенным оценочным сбором недвижимого имущества, стоящим по оценке не ниже 1000 рублей. Из владельцев торгово-промышленных предприятий к выборам были допущены лишь купцы 1-й и 2-й гильдий. Число избирателей в Красноярске резко сократилось. Если в 1870 году их было 517, то в 1894 году оказалось только 160. Кроме того, лица, выбранные в городскую управу, да и сам городской голова, автоматически входили в разряд государственных чиновников.
Так, Иннокентию Алексеевичу Матвееву был присвоен чин коллежского советника, члены городской управы были произведены в коллежские асессоры, городской секретарь носил звание титулярного советника.
Это означало, что все служащие, приглашаемые для занятия должностей в городской управе, должны были утверждаться губернатором. Таким образом, ни одно лицо не могло занять должность по городскому управлению без согласия администрации. Такого порядка не было даже в самых отсталых странах.
Во внутреннем устройстве органов городского управления также произвели изменения: число гласных в Красноярске подверглось сокращению, если до новой реформы их было 36, то после нее осталось только 23.
Управа по-прежнему выполняла исполнительные функции, но сейчас она была поставлена в более независимое положение от Думы.
Права городского головы значительно расширились: теперь он мог собственной властью снимать поставленные на думское заседание вопросы (прежде для этого требовалось согласие Думы). Гласные не могли сделать ни одного самостоятельного шага без решения на то городского головы, не могли они и потребовать созыва чрезвычайного собрания Думы. Главное же, что Дума лишилась права отдачи под суд членов управы, которые начинали чувствовать себя зависимыми в большей мере от администрации, чем от гласных. Действия городского головы зависели во многом от губернатора. Любые действия городского самоуправления он мог самолично отменить. Как писали журналисты тех лет, "реформа 1892 года превратила городскую Управу в коллегию выборных чиновников, подчиненных губернским властям, а Думу - в простой совет при Управе".
Кроме того, все решения самоуправления обязательно утверждались губернатором. Практика показывала, что постановления, принятые Думой, допустим, 1 ноября, после всех согласований реально могли воплощаться в жизнь лишь начиная с 1 декабря. Решение более сложных вопросов иногда затягивалось губернатором на 2-3 месяца.
Городской голова Матвеев понимал, что находить общий язык с губернатором Теляковским, который, между прочим, ратовал за возврат России к крепостному праву, ему будет чрезвычайно сложно. Он мучительно ищет выходы из этого тупика. В те годы русская печать рекомендовала всем лицам, работающим в городских самоуправлениях, ознакомиться с русским переводом книги К. Гуго "Новейшие течения в английском городском самоуправлении" и даже сделать ее настольной.
Ознакомиться с ней решили представители красноярской городской власти. Каждая страница книги была наполнена размышлениями, фактами. Жизнь английских городов не шла ни в какое сравнение с нашими.
Англичане со дня рождения и до самой смерти стремились окружить жителя города заботой, старались, чтобы бани, прачечные, городской транспорт были в руках муниципалитета, чтобы оказываемые услуги были доступны людям даже с самым минимальным доходом. Особое внимание они обращали на жилье. За городской счет уничтожались целые кварталы, где жилищные условия были невыносимыми. На их месте возводились просторные светлые муниципальные дома, где плата была гораздо ниже, по сравнению с частными. Английские муниципалитеты стремились приобретать продукты из первых рук, непосредственно от производителей, без участия услуг поставщиков-посредников. Не случайно поэтому они сделались очень крупными потребителями самых разнообразных товаров и продуктов. В каждом удобном случае английские муниципалы устраивали разного рода мастерские по ремонту машин, домашней утвари, причем в муниципальных предприятиях зарплата была выше, чем в частных. Водопровод, канализация, телефонная сеть, ремонт дорог - все это входило в круг забот английских муниципалитетов. Городское самоуправление стремилось к передаче в свои руки всякого клочка свободной и незастроенной земли, производило огромные затраты на приобретение обширных парков, принадлежащих старинным родам, только бы не допустить, чтобы эти бесценные богатства попали в руки спекулянтов-строителей.
Наступление шло и на частное страхование с тем, чтобы создать достаточно мощные страховые городские компании.
Избирательную систему в Англии никак нельзя было сравнить с нашей. С 1835 года в этой стране был уничтожен имущественный ценз, все избиратели получили равное право не только избирать, но и быть избранными. Кроме того, избирательное право было предоставлено незамужним женщинам и вдовам как главам семейств.
Городской голова Матвеев понимал, какую огромную работу надо проделать в Красноярске, чтобы порядки в нем хоть чуть-чуть походили на английские. Городу требовались хорошие мостовые. Весной и осенью Красноярск тонул в грязи, а летом окутывался облаками пыли. Следовало подумать о регулярной чистке улиц, достаточном числе общественных садов и бульваров, доброкачественной питьевой воде, гигиенически устроенной канализации, отвозе и уничтожении мусора. В области медицины, народного образования задачи стояли еще более серьезные.
Над городом в эти дни постоянно витала опасность холерной эпидемии. Матвеев предпринял самые решительные меры, чтобы не допустить ее прихода в Красноярск. На все мероприятия затратили более 7 тысяч рублей.
Преобразования местной жизни пришлось начинать с экономики. Но не менее важными для города оказались вопросы порядка, судебной власти. В декабре 1892 года Матвеев впервые вводит в городскую управу должность юриста, в обязанности которого входило следить за законностью решений и постановлений, принимаемых городской Думой и управой, а также консультировать неимущих по всем спорным житейским вопросам.