В составе Второй Камчатской экспедиции 8 августа 1733 года 20-летний Степан Крашенинников отправился в Сибирь в путешествие, принесшее ему мировую славу. В Красноярске Крашенинников находился ровно месяц, с 18 января по 18 февраля 1735 года. Этот сравнительно короткий срок был удивительно насыщенным. Любознательный студент - активный помощник Г.И. Гмелина в естественно-научных занятиях. Уже 20 января они анатомируют привезенных из Саян двух самцов и самку неизвестных науке мускусных маленьких оленей. Через красноярского воеводу кости одного "зверя кабарги" были отосланы в Петербург. Деятельному, умеющему ладить с людьми Крашенинникову, Г.Ф. Миллер поручает подготовить все необходимое для обследования в окрестностях Красноярска двух пещер и наскальных рисунков первобытных людей. Так Крашенинников стал первым русским спелеологом, исследователем подземных пустот на Енисее. Под его непосредственным началом 30 красноярских казаков, 4 плотника и жители деревень Овсянка и Бирюсинская расчищали подступы к пещерам и "писаному" камню, вырезали в крутом девяностометровом снежном склоне ступени и протягивали веревки-перила к устью верхней Бирюсинской пещеры, делали специальные деревянные лестницы для копирования рисунков, изготавливали факелы из смоляных пучков лучины. Раньше всех других членов экспедиции Крашенинников осмотрел наскальные рисунки и пещеры. Сохранилось его описание не дошедшей до нашего времени писанницы, находящейся в пяти верстах от Бирюсинской ниже по Енисею.
Крашенинников деятельно помогает Г.Ф. Миллеру собирать сведения о коренном и русском населении Красноярского уезда. Именно в Красноярске в "Дорожном журнале" были сделаны очень яркие записи о жизни и обычаях качинских подгородных татар, об их семейно-брачных отношениях. По мнению академика А.П. Окладникова, "еще, быть может, интереснее: еще важнее для этнографии и истории Сибири те черты быта и жизни ее первых русских поселенцев, которые сберег для нас Крашенинников в своих описаниях жизни русских городов того времени". Его первые впечатления о тогдашней Сибири так свежи, столько в них выразительных и точных зарисовок жизни людей первой половины XVIII в., так точен и образен лаконичный язык дневника, что от его пожелтевших страниц невозможно оторваться. Вот некоторые из них: "Городов сибирских жителям - прозванья: енисейские - сквозняки называются, понеже много обманывать умеют; красноярские - бунтовщики, потому что много на воевод доносят: туруханские - светлолобые: А здешнего города Красноярска обычаи, которые мы, там живши, приметили:
- Во время праздничное жители по гостям незваные ходят и чересчур упиваться любят, потому что иные из них одного дня почти весь город обходить не ленятся и инде чарку вина, а инде стакан пива урвут:
- Во время масленницы по горам упиваются водою катушки, на которых во всю ту неделю почти всего города девицы и женщины вместе с мужиками на коровьих кожах катаются. А в последний день, то есть в воскресенье, с оных катушек идучи со всяким, кто бы ни шел навстречу, целуются.
- Смотру невестам никогда или очень редко и то у знатных, бывает, и жених по тех пор ее не видает, покамест ее в церковь к венцу приведут.
- Сговоренным невестам за день перед свадьбой обычай есть ходить на могилы выть, у которых отец или мать, хотя очень давно умер".
Эти этнографические заметки о Красноярске обнаруживают в юном студенте задатки настоящего ученого. Во время самостоятельного изучения им Камчатки они развились в полной мере. Степан Петрович Крашенинников стал основоположником отечественной этнографической науки, одним из первых российских академиков.