Почти сорок лет Юрий Викторович Ваховский работал в школе-интернате № 2. Он преподавал самые главные предметы - изобразительное искусство и художественный труд.
Юрий Викторович родился 27 июня 1934 года ст. Слюдянка Иркутской области.
Детство прошло на севере Красноярского края (Ванавара, Кежма, Байкит, Тура) 1939 - 1947 гг.
1949 - 51 Учеба в РУ № 3 г. Красноярска, кузнец свободной ковки, Комбайновый завод, кузнец 7 разряда до 1953 года.
1953 - 1956 Авиационная школа в Забайкалье. Служба в Минске (I воздушная Армия).
1956 - 1961 Работа в редакции Красноярский комсомолец, Речник Енисея (фото-корреспондент)
1961 - 1963 Октябрьский Дом пионеров.
С 1963 года школа-интернат № 2 (№ 6, 9).
Работа в школе-интернате во многом отличается от деятельности учителя в общеобразовательной школе - и прежде всего тем, что только учитель ведет воспитанника от урока к уроку, без помощи родителей, семьи, братьев, сестер.
Личность учителя само по себе уже является залогом того, как ребенок воспринимает предмет.
Юрий Викторович - художник. Член союза самодеятельных художников, его создатель и председатель. Участник 53 Всесоюзных, республиканских и региональных выставок (городские, краевые и персональные выставки). Лауреат трех Всесоюзных фестивалей Народного творчества в Москве, двух Всесоюзных художественных выставок и трех республиканских. Дипломант Всероссийских, региональных, краевых, городских художественных выставок. Делегат IV Пленума Союза художников СССР.
Есть работы в коллекциях любителей живописи Японии, Германии, Англии, США, Канады, Финляндии и на территории бывшего СССР от Кандалакши до Кушки и от Риги до Владивостока.
Своим талантом Юрий Викторович щедро делился с детьми. Его воспитанники очень любили художественный труд. На уроках Юрия Викторовича дети имели возможность видеть работу художника, знакомиться с процессом творчества, и сами заряжались потребностью в самовыражении. Сотни учеников Юрия Викторовича по всей России помнят уроки добра и любви к своему делу.
Человек оставляет людям песни, книги и города. Ю. В. Ваховский оставил после себя ауру искусства, которая растворилась в тех, кто учился у него сотворчеству, находил интересные (неповторимые) мотивы для своих ученических этюдов и, наконец, обретал радость создания.
Неталантливых учеников у него не было: каждый мог сотворить чудо в глиняной статуэтке, акварельном этюде, украшенной резьбой поделке. При этом каждый ученик находил в нем не только наставника, но и друга, совсем не случайно долгое время дверь его мастерской украшали слова: "Лучше сердечная недостаточность, чем недостаток сердечности". Человек Учитель с колоссальной работоспособностью. Который сам мог на глазах детей сотворить чудо. Это, видимо, и было одной из движущих сил для талантливости его учеников.
"Художник слагается из двух начал - таланта и крепкой воли с непрерывным трудом", - эти слова П. Третьякова как нельзя лучше раскрывают сущность характера Юрия Викторовича.
Захваченность искусством делала его не только фанатически работоспособным, но и возвышала над жизнью в обыденном ее понимании. Сюжеты его картин просты, но это не та простота, которая нивелирует и принижает. Его простота сродни народной философии, извечной мудрости. Красота и неповторимость пейзажей, уникальность портретов не просто приковывают взгляды, а дают какой-то добрый и теплый заряд.
Его человеческая щедрость не знала границ. В домах его друзей можно увидеть немало подаренных картин в юбилеи и праздники, и просто потому, что понравилось (затронуло) душу.
Вход в мастерскую до сих пор украшает искусно вырезанная сова (символ мудрости) и слова русской пословицы: "Ремесло пить, есть не просит, а само кормит". Это изречение можно истолковать не только в материально-бытовом плане, но и как катализатор духовности, нравственности. Сотворивший хоть раз рукотворное чудо не может позволить себе недостойного человека поступка.
Умер наш любимый учитель, коллега, для многих - очень близкий человек - в 2002 году. Потеря невосполнима.
Мы рады написать о нем, потому что это дает нам возможность отдать дать памяти Учителю.
Почти сорок лет Юрий Викторович Ваховский работал в школе-интернате № 2. Он преподавал самые главные предметы - изобразительное искусство и художественный труд. Его не стало в 2002 г. Время показало, что незаменимые люди все-таки есть. Потеря невосполнима, но Юрий Викторович с нами всегда, потому что всюду есть его картины. От этого теплее на душе у всех, кто работает и учится здесь: в школе-интернате № 2.
Тот, кто строил храм
Чудесная восточная притча рассказывает:
Мудрец наблюдал за тем, как несколько человек выполняют одну и ту же работу: возят тележки с камнем.
Тогда он спросил у одного из них:
- Для чего ты это делаешь?
- Я вожу камни, потому что это воля моего хозяина.
Мудрец задал вопрос второму:
- Для чего нужна твоя работа?
- Я перевожу камни, потому что за это платят деньги, а мне нужно кормить семью.
Тогда мудрец спросил третьего:
- А зачем ты перевозишь камни?
- Я строю Храм! - ответил третий.
Важно не то, какую работу выполняет человек, а то, как он ее выполняет, в чем видит смысл своей деятельности. Можно работать, потому что этого требует руководитель. Можно работать, чтобы получать за это деньги. А можно вкладывать в работу всю душу, полностью отдаваясь любимому делу. Это и есть творчество. Так работал Юрий Викторович Ваховский, прекрасный художник, замечательный учитель и очень хороший человек. Он строил Храм. Строил его всю жизнь. Хозяйкой в его храме была Красота. Красота во всех ее проявлениях. Красота пейзажей, которые он писал, красота и одухотворенность лиц, которые смотрят с портретов, созданных кистью Мастера. Красота слов и улыбки, обращенных к ученикам.
Удивительное обаяние сквозило во всем его облике. Эти аккуратно зачесанные назад волосы, ухоженная чеховская бородка "клинышком" и внимательные, слегка прищуренные глаза, лучистые и теплые, делала его каким-то не по-современному интеллигентным. Человек, к которому наша каждодневная суета не имела ни малейшего отношения. Он жил над ней.
Когда я встречала Юрия Викторовича в коридорах школы, он всегда был в белом халате. Вероятно, он надевал, его чтобы не испачкать одежду во время работы. Но мне он странно напоминал доктора, просто Айболита из сказки. Того, который "всех излечит, исцелит:". И действительно исцелял. Только не таблетки были его помощниками. Он знал, что от любой боли есть лекарство - творчество. Юрий Викторович учил ребят видеть Красоту в самых обычных вещах. В кусочке дерева, который в умелых руках превращался в чудесную шкатулку. В глиняном слепке, из которого появлялась забавная зверушка или смешной человечек. В чистом листе бумаги, на котором вскоре оживал удивительный пейзаж. Свое видение мира он передавал ребятам. А слова для этого находил такие, что дети чувствовали себя не просто учащимися, а Учениками Мастера.
В 7 классе, где я преподавала один предметов, училась Таня К. - "твердая троечница", девочка несколько мрачноватая, редко улыбавшаяся, все время чем-то недовольная. Как-то раз, совершенно случайно, я зашла в художественную мастерскую Юрия Викторовича во время урока этого 7 класса. Господи! Я не узнала Таню. Она была настолько поглощена работой, которая у нее явно получалась, что ничего вокруг не видела. С каким удовольствием она выслушивала похвалу учителя! Я просто залюбовалась девочкой.
Вот уж действительно, красивыми нас делает радость творчества. Юрий Викторович отлично знал это, поэтому на уроках художественного труда все дети становились красивыми и талантливыми. Каждый мог сотворить чудо в глиняной статуэтке, акварельном этюде, резной поделке. А еще он учил их трудолюбию. Только оно помогает довести задуманное до совершенства. Жизненным девизом Юрия Викторовича были слова П. Третьякова: "Художник слагается из двух начал - таланта и крепкой воли с непрерывным трудом".
Человек удивительной доброты и щедрости душевной, он был таким и в житейском отношении. Юрий Викторович не складывал свои произведения в запасники. Он их дарил. Дарил друзьям на юбилеи и праздники, и просто - если картина затрагивала душу зрителя.
Человек, к сожалению, смертен. Даже талантливый. Сегодня нет с нами замечательного Матера, доброго и мудрого учителя Ю.В. Ваховского. Но осталась ПАМЯТЬ. Она в тех его произведениях, которые украшают школу. Она в образе искусно вырезанной совы - символе мудрости - над входом в художественные мастерские. Она в душах уже повзрослевших детей, которых Юрий Викторович учил резьбе по дереву, рисованию, художественной лепке.
Ученикам нашей школы-интерната повезло. Они видели, как творит Художник, как он строит ХРАМ.
Кто знает, как сложатся жизни этих ребят? Возможно, кто-то из ни построит свой Храм. И поселит в нем Красоту: