Что знают студенты о Великой Отечественной войне

Приближается 60 годовщина Великой победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. За эти годы многое произошло в истории СССР, а затем и России. На смену коммунистическому режиму пришла демократия, изменились взгляды и ценности народа-победителя, выросло несколько поколений россиян. Все меньше остается в живых участников боевых действий, тружеников тыла, детей военных лет; всех тех, кого можно назвать живыми свидетелями истории.

Предметом нашего исследования стало выяснение того, что знают и помнят о событиях Великой Отечественной войны молодые россияне, правнуки и праправнуки солдат Великой Отечественной войны.

В исследовании приняло участие 40 студентов 2 и 3 курсов одного из вузов нашего города.

На вопрос о дате начала и окончания ВОВ были получены такие результаты: 38 человек (95 %) написали, что война началась в 1941 и закончилась в 1945 годах. 2 человека (5%) не смогли ответить на этот вопрос. Дату - 22 июня 1941 г. и 9 мая 1945 г. - уточнили только 8 респондентов (20%), 31 человек (77,5%) точные даты начала и окончания ВОВ не уточнили. В одной анкете (2,5%) была указана дата начала войны - 1 сентября 1941 г. Следующий вопрос звучал так: "Какая страна начала военные действия". 37 человек (92,5%) ответили, что Германия. 3 человека (7,5%) не ответили. Фамилию политического лидера страны-захватчика - Адольф Гитлер - вспомнили 34 респондента (85%), 6 (15 %) затруднились с ответом. Имя Иосифа Виссарионовича Сталина в ответе на следующий вопрос написали лишь 23 человека (57,5%), 14 человек (35%) не ответили, 3 человека (7,5%) написали "не знаю". При ответе на вопрос "Какие страны были вовлечены в ВОВ" респонденты написали: Франция - 22 чел. (72,6%), США - 18 чел. (59,4%), Англия - 17 чел. (56,1%), Чехия, Польша - 12 чел. (39,6%), Япония - 9 чел. (29,7%), Италия - 7 чел.(23,1%),, Швеция - 3 чел. (9,9%). Не ответили - 10 человек (25%). Было получено два необычных ответа: первый респондент - Германия, второй - Сталинград, Москва, Киев.

Вот какие страны-союзники СССР в борьбе с немецкими оккупантами вспомнили опрашиваемые: Англия - 18 чел. (72%), США - 15 чел. (60%), Франция - 13 чел. (52%), Польша - 1 чел. (4%), Финляндия - 1 чел. (4%). Не ответили - 15 чел. (37,5%). 4 респондента (10%) ответили довольно бестолково: Германия (1 человек), Украина (1 человек), Тува (2 человека).

В вопросе о политическом течении в СССР и Германии во время ВОВ ответы разделились следующим образом: коммунизм в СССР - 12 чел. (30%), фашизм в Германии - 11 чел. (27,5%), 3 чел. (7,5%) написали - демократия. 14 человек (35%) не смогли дать ответ.

Следующий вопрос звучал так: "Какие решающие сражения, переломные моменты в ходе войны можете вспомнить, когда они проходили". На него не смогли ответить 12 человек (30%), а ответы 28 (70%) респондентов можно представить так: Курская дуга - 20 ответов (80%), битва под Сталинградом - 15 ответов (60%), битва под Москвой - 5 ответов (20%). 3 человека написали - освобождение блокады Сталинграда.

На вопрос "Каких военачальников можете назвать, чем они известны" ответило 25 человек (62,5%), из них вспомнили Жукова 21 чел. (84%), Рокоссовского - 6 чел. (24%), Говорова - 3 чел. (12%), Сталина - 2 чел. (8%), Гитлера - 2 чел. (8%). Были и довольно странные ответы: Андропов - 6 чел. (24%), Хрущев - 6 чел. (24%), Кутузов - 3 чел. (12%). Никого из великих полководцев не смогли вспомнить 15 человек (37,5%).

Следующим заданием было объяснить кто такие: добровольцы - ответили 28 респ. (70%), дети полка - ответили 14 респ. (35%), военнопленные - ответили 25 респ. (62,5%).

На вопрос "Кто-нибудь из вашей семьи принимал участие в ВОВ" мы получили такие ответы: да - 9 человек (22,5%), нет - 6 чел. (15%), уточнили, кто именно воевал или работал в тылу - 18 чел. (45%), ответили "не знаю" - 7 чел. (17,5%).

Мы хотели выяснить, из каких источников современная молодежь черпает информацию о ВОВ. Были предложены варианты: учебники истории, художественная литература, художественные фильмы современные и прошлых лет, рассказы родственников, свой вариант. Предлагалось оценить эти источники по 5-балльной системе. Оценку "5" 20 чел. (50%) поставили советским художественным фильмам, учебникам истории - 13 чел. (32,5%), российским художественным фильмам - 11 чел. (27,5%),рассказам родственников - 8 чел. (20%), художественной литературе - 1 чел. (2,5%). В "1" балл респонденты оценили предложенные источники в следующей последовательности: художественная литература - 16 чел. (40%), рассказы родственников - 15 чел. (37,5%), учебники истории - 7 чел. (17,5%), российские художественные фильмы о войне - 5 чел. (12,5%), фильмы о ВОВ советского периода - 4 чел. (10%).

Фильмы о войне. Смотрят, помнят ли их сегодняшние студенты? По 1-2 фильму вспомнили 9 человек (22,5%), 3-4 фильма - 12 человек (30%), 5-6 фильмов - 17 человек (42,5%). Не вспомнили ни одного военного фильма 2 человека (5%). Всего респонденты вспомнили более 30 художественных фильмов о ВОВ разных лет, советские, российские, фильмы производства США. Наиболее часто встречались: "А зори здесь тихие" - 20 чел. (50%), "В бой идут одни старики" - 20 чел. (50%), "17 мгновений весны" - 10 чел. (25%), "Три танкиста" - 9 человек (22,5%),"Они сражались за Родину" - 8 чел. (20%). Из современных фильмов опрашиваемые вспомнили: "Звезда" - 13 чел.(32,5%), "Перл Харбор" - 10 чел. (25%), "Штрафбат" - 7 чел. (18,5%), "Враг у ворот" - 5 чел. (12,5%). Но некоторые участники опроса считают, что следующие художественные фильмы также рассказывают о событиях Великой Отечественной войны: "Турецкий гамбит" - 8 чел. (20%), "Троя" - 5 чел. (12,5%), "Груз 300" - 3 чел. (7,5%), "Иван Бровкин" - 1 чел. (2,5%).

Следующий вопрос был о художественных произведениях о Великой Отечественной войне, которые читали респонденты. 1-2 книги вспомнили 20 чел. (50%), 3-4 книги - 4 чел. (10%), 5-6 книг не вспомнил никто. 16 человек (40%) не ответили. Самое популярное литературное произведение, о котором вспомнили респонденты, "А зори здесь тихие" - 10 чел. (25%), "Повесть о настоящем человеке" - 3 чел. (7,5%), "Как закалялась сталь" - 2 чел. (10%). Были и такие ответы: "Война и мир" - 8 чел.(20%), "Петр 1" - 4 чел. (10), "Тимур и его команда" - 2 чел (5%).

Далее мы попросили охарактеризовать фильмы о войне. Вот что написали студенты о военных фильмах советского периода: "Реалистичны, правдивы, показывали всю суть происходящего" - 13 ответов (32,5%), "Скрывали просчеты советского правительства, излишне пропитаны патриотизмом, приукрашены достоинства правящего режима" - 8 отв. (20%), "Нормально, смотреть интересно" - 3 отв. (7,5%). Не ответили 16 человек. Так оценили фильмы о Великой Отечественной войне постсоветского периода: "Новый взгляд на историю, события излагаются более точно" - 6 чел. (15%), "Приукрашены мужество и решимость простого солдата, указаны просчеты командования" - 4 чел. (10%), "Бессмысленные боевики" - 4 чел. (10%), "Нормально, смотреть можно" - 5 чел. (12,5%). Не ответил 21 чел. (52,5%).

Следующим был вопрос: "Ваше отношение к событиям военных лет, участникам и ветеранам ВОВ". Большая часть респондентов 29 человек (72,5%) написали, что глубоко уважают участников и ветеранов ВОВ, чувствуют гордость за то, что в России такие отважные люди. Написали, что не задумываются об этом 3 чел. (7,5%). Не ответили 8 чел. (20%).

Последним был вопрос: "Как по вашему, достаточно ли сегодня освещаются события Великой Отечественной войны, нужна ли молодому поколению эта информация". Ответили, что сегодняшней молодежи информации достаточно и о войне помнят как об историческом факте - 10 чел. (25%). 23 чел. (57,5%) указали на то, что необходимо больше знать и помнить о тех событиях. И 7 чел. (17,5%) не ответили на вопрос.

Подводя итог можно сказать, что современная молодежь очень немного знает и помнит о событиях военных лет. Далеко не все участники опроса смогли назвать точные даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Затруднения были и с ответами как о политических лидерах СССР и Германии, так и о самом политическом режиме. Путаница произошла и со странами-участниками войны и союзниками СССР. Указанная тремя респондентами Швеция в Великой Отечественной войне не участвовала. А Финляндию, которая воевала на стороне фашистской Германии, один из участников опроса записал в союзники СССР.

Респонденты вспомнили, опять же без указания на даты, несколько битв, переломных моментов в ходе войны. О блокадном Ленинграде (1941-1944 гг.), о сражении за Белоруссию (1943-1944 гг.), о Берлинской операции (апрель - май 1945 г.) и о других важных моментах в ходе войны никто не вспомнил.

Военачальников времен Великой Отечественной войны вспомнили не многих, да и вспомнили только фамилии, а имена Георгия Константиновича Жукова (маршал, четырежды Герой Советского Союза), Константина Константиновича Рокоссовского (маршал, дважды Герой Советского Союза), Леонида Александровича Говорова (маршал Советского Союза) не смог назвать никто. К сожалению, никто не написал о таких великих военных, как С.К.Тимошенко (маршал, дважды Герой Советского Союза), Н.Ф.Ватутин (генерал армии, герой СССР), М.Е.Катуков (маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза) и др.

В ходе исследования выяснилось, что основным источником информации о событиях военных лет для сегодняшней молодежи становятся художественные фильмы о Великой Отечественной войны. Следует отметить, что фильмы, снятые в советское время, большинство студентов охарактеризовало как правдивые, реалистичные, достоверные. Учебники истории по-прежнему остаются важным информационным источником. По фильмам, снятым в последние годы, большинство молодых людей судят о событиях Великой Отечественной войны. Поэтому очень важно, чтобы они не искажали исторической действительности.

Печально, но книг на военную тему молодые люди вспомнили не много. А многие перепутали события войны 1812 г., описанные Л.Н.Толстым в "Войне и мире", и военные действия 1941-1945 гг.

Большая часть студентов, участвующих в опросе, написали, что относятся с уважением к событиям и участникам Великой Отечественной войны и указали на то, что, к сожалению, сегодня мы вспоминаем о воинах-ветеранах только в преддверии праздника Победы.

Комментарии и отзывы

Сообщение оставил Малая, 11 Февраль, 2010 - 06:28:

Знаете, я ещё не студентка, но всё же я в какой-то степени согласна с Андреем! У многих из нас умерли родственники на войне, и те кто умерли и те кто выжили заслуживают огромного уважения и я очень благодарна этим людям! Я конечно лично не знала Сталина, но мне кажется, ему просто нужна была власть и он совершенно не думал об людях, которые стали жертвами в этой войне, ВСЕ ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ БЫЛИ ПЕШКАМИ В РУКАХ ЭТОГО ХИТРОГО БАНДИТА, ВЕДЬ ОН БЫВШИЙ ПРЕСТУПНИК!!!!!! Люди не знали настоящих мотивов войны, Сталин хоть и говорил проще, и народ понимал и верил ему но всё, что он делал....эммммм........ну не знаю не нравиться он мне!!! Мне кажется, хотя почему кажется? ведь так и есть! он обманывал людей, а люди были слишком наивны!!!! ну как-то так!!! сразу говорю. я не знаток истории!!!!!

Сообщение оставил Musicmysh, 14 Июль, 2009 - 02:54:

Полный бред эта ваша статистика! Тоже мне опрос, 40 человек...
А если эти 40 были найдены кореспондентом в подворотне бухими, или это ученики спец. вузов для умственно отсталых?
Я , конечно , утрирую, но когда делают подобные исследования необходимо указывать студенты каких вузов были опрошены и какой у них средний бал. Если теоретически поверить в неспособность ответить на вопрос о странах союзниках я еще могу, то :"военнопленные - ответили 25 респ. (62,5%)" это уже показатель умственной отсталость.... Военнопленные - термин до военный, и даже в современной действительности звучащий по телевиденью чуть ли не ежедневно.
Вся эта гребанная статья - это просто отмазка одного журналюги от повинности 9ого Мая!
Не говорю о том, что вопросы о "фильмахи художественных произведениях" просто неприемлемы в статистическом опросе на историческую тему!!!
Но больше всего ужаснули коменты... мне страшно за вас, братья и сестры....

Сообщение оставил Света, 4 Декабрь, 2008 - 01:14:

На самом деле Элен прав. Наш народ выиграл эту войну с большими потерями. Ведь сколько людей погибло, чтобы мы сейчас жили!

Сообщение оставил Сергей Михайлович,56 лет, 5 Ноябрь, 2008 - 17:55:

Друзья дорогие! В Великой Отечественной войне победил советский народ,воевавший за свою Родину.
Во главе государства в то время был Иосиф Виссарионович Сталин. Именно под его руководством СССР победил в войне,а необходимость Договора с Германией от 1939г.показала наша победа в войне. Приведите пример похожей ПОБЕДЫ в нашей истории?
В огромной стране,окруженной недругами,нерусский человек в одиночку сумел стравить между собой западные державы. Надо было не дать им объединиться против СССР. Сталин оказался гениальным дипломатом и стратегом. Он понял,что надо делать,чтобы сохранить страну. А жертвы со стороны простого народа? Они неизбежны. Любая власть держится на жертвах. Неизбежно кто-то становится удобрением для реформ,войн,революций и др.Да,были огромные жертвы,но войн без жертв не бывает. Даже в мирное время жертв достаточно. На ваших глазах это все происходит. Смотрите,как бы в мирное время не стало жертв больше,чем во время войны. Будьте бдительны! Всё еще впереди!

Сообщение оставил Мариша, 12 Август, 2008 - 15:31:

Действительно жаль, что студенты мало знают о войне .Например в школе наш учитель с самого начала изучения войны рассказывал так, что все ученик просто влюбились в эту тему. На сегодняшний дань я довольно много знаю о войне не только из фильмов но и с учебников, и книг .Андрей ты неправ войну выиграл не Сталин , а весь совецкий народ только благодаря его мужеству они победили. Вот за это им большое спасибо.

Сообщение оставил михан, 17 Март, 2008 - 02:36:

то то же. не надо резунские принципы (т.е. сфабрикованные догадки предателя)выдавать за свои. и вообще как можно обсирать свой собственный народ.

Сообщение оставил патриотка, 14 Февраль, 2008 - 20:30:

Хочется сказать, что в понятии ВОВ важнее всего та непобедимая сила нашего народа, которая позволила нам отстоять свою землю и мы помним и чтим их подвиг прежде всего.
И, Андрей, зарываясь в политические официальные ( или конфединциальные ) данные, вспомните о миллионах погибших за свою единственную Родину, для них эта война была, и не просто была, эт - часть их жизни, это неизгладится никогда...

Сообщение оставил Андрей, 6 Май, 2006 - 21:58:

ВОВ - понятие вымышленное коммуняками, для прикрытия действительных военных агрессий советского союза в начавшейся после подписания пакта Молотова-Рибентроппа военные дейсвтия ставшие в итоге Второй Миоровой войной 1/9/1939 - 1951 года. Причем последнюю дату я Вам точно не назову, т.к. не помню точно дату подписания Кабмином СССР указа о прекращении состояния войны с Германией, но помню точно, что такой документ был подписан аж в 50-х перед смертью Джугашвилли! Официально война окончена когда все страны прекращают состояние войны! СССР прекратил такое состояние только в 50-х, а не 8 мая 1945! И сам День Победы стали отмечать тоже спустя несколько лет, т.к. СССР и лично Джугашвилли не считал Вторую Мировую войну выигранной, т.к. его планы по захвату Европы небыли воплощены в жизнь! Поэтому же он и парад военный не принимал!

Сообщение оставил Бархатов Андрей, 16 Ноябрь, 2009 - 16:26:

А с Японией мир не подписан до сих пор.

Сообщение оставил Ирина Элис, 14 Ноябрь, 2009 - 05:49:

Андрей, вы начитались "Новейшей истории"?

Сообщение оставил Элен, 13 Март, 2007 - 17:01:

Андрей!!!
фашист ты необразованный!не знаешь мировой истории - нечего сюда лезть! История Великой Отечественной для нашей страны это вообще святое,нельзя её опошлять и без тебя таких достаточно. Умник нашелся!!!