"О Мать моя, поруганная, презренная Мать, Святая Церковь Христова! Ты сияла светом правды и любви, а ныне что с тобой? Тысячи и тысячи храмов твоих по всему лицу земли Русской разрушены и уничтожены, а другие осквернены, а другие обращены в овощные хранилища, заселены неверующими, и только немногие сохранились. На местах прекрасных кафедральных соборов - гладко вымощенные пустые площадки или театры и кинематографы. О Мать моя, Святая Церковь! Кто повинен в твоем поругании? Только ли строители новой жизни, церкви земного царства, равенства, социальной справедливости и изобилия плодов земных? Нет, должны мы сказать с горькими слезами, не они одни, а сам народ. Какими слезами оплатит народ наш, забывший дорогу в храм Божий?" - так писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в канун Великой Отечественной войны (5).
В довоенное время наступление на церковь шло широким фронтом. Тоталитарное государство не могло допустить существования таких идеологических противников, какими были религиозные организации. Атеистическая деятельность государства не ограничивалась антирелигиозной пропагандой. Религиозные организации подвергались политическим гонениям: закрывались церкви, священников и верующих арестовывали, расстреливали, отправляли в ссылку в лагеря. О масштабности и планомерности этой работы свидетельствуют цифры: в 1909 г. в Енисейской губернии действовало 236 церквей, в том числе 14 в г. Красноярске, в 1943 г. в Красноярском крае действующей была только одна Николаевская кладбищенская часовня г. Красноярска (6).
В 30-е годы происходило массовое закрытие храмов. Решения об изъятии церковных помещений и о расторжении договоров с общинами верующих принимались органами власти со ссылкой на просьбы жителей конкретного населенного пункта. В постановлениях указывалось, что религиозные общины практически не содержат церковные здания, что было не удивительно, исходя из высоких налогов и немолодого возраста прихожан. Как правило, эти здания передавались в распоряжение местных властей. В Красноярске Покровская и Всехсвятская церкви были переданы горкоммунхозу, в Николаевской церкви разместили физкультурный техникум, а здание Воскресенского собора сначала передали под аэроклуб, а затем под Дом обороны. Церковные здания также переоборудовались под объекты народного образования и здравоохранения. Некоторые церкви сносились под предлогом ветхости зданий. К 1940 г. церковные организации поставлены под полный государственный контроль. Влияние их распространялось лишь на малое число прихожан, в то время как большинство жителей воспитывалось в атеистическом духе (7).
Чем дальше от линии фронта на восток, тем труднее открывались храмы; это особенно касалось территории к востоку от Волги, а тем более в Сибири (4).
Но с началом Великой Отечественной войны положение изменилось. Огромная опасность, нависшая над страной и новый религиозный подъем вынудили государство официально признать существование религии и возобновить работу церквей и молитвенных домов, частично выпустить из тюрем и лагерей священнослужителей. В начале 1946 г. в крае было зарегистрировано духовенства 21 человек и функционировало 11 церквей. Из 21 человека только 3 не были репрессированы советскими органами, а 18 человек отбыли в лагерях и ссылках за контрреволюционную деятельность от 3 до 10 лет (6).
Настоятелем той единственной действовавшей в Красноярске церкви был Николай Васильевич Попов. Этот человек помогал фронту не только словом, но и делом. За 1943 г. Попов помог собрать для обороны страны деньги на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского, за что церковный совет, им возглавляемый получил благодарность от И.В. Сталина. Именно стараниями Попова была возвращена верующим Покровская церковь. 16 ноября 1943 г. он пишет в исполком Красноярского Горсовета заявление с просьбой заменить помещение действующей Николаевской церкви на помещение Покровской Церкви, занятой военным ведомством (6).
Просьба была поддержана возглавляющим Красноярскую епархию архиепископом Лукой. В апреле 1944 г. совет по делам Русской Православной церкви при СНК СССР принял решение об открытии Покровской церкви, но фактически действовала она с октября 1944 г. В 1945 г. Попов добился разрешения у уполномоченного совета по делам Русской Православной церкви приобрести для Покровской и Николаевской церквей "колокола и наружный колокольный звон". Таким образом, 7 октября 1946 г. было принято решение крайисполкома: за доблестный труд по организации патриотической работы в период ВОВ, выразившийся в сборе средств для фронта, вручить медаль "За доблестный труд" настоятелю Покровской церкви Н.В. Попову (6).
Огромный вклад в развитие церковной деятельности в г. Красноярске внес знаменитый хирург и ученый Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий или архиепископ Лука.
В.Ф. Войно-Ясенецкий (1877-1961) был представителем древнего дворянского польского рода, начинал свою жизнь художником, в Сибирь попал в качестве ссыльного. В то время, когда над страной Советов нависла угроза духовного уничтожения, когда атеизм становился религией нового государства, доблестный воин-хирург Валентин Ясенецкий принимает монашеский постриг (2).
Он принял имя Христова апостола Луки, который, по преданию, был прекрасным художником и врачевателем, но мученически погиб за веру. Надеть на себя в ту пору рясу значило пойти на распятье. И потомок польской шляхты мужественно пошел по крестному пути ради спасения России от духовной гибели (2).
В течение своей жизни Лука побывал во многих городах и селениях Красноярского края - все это результат ссылок. Так в самом г. Красноярске он оказался в третьей своей ссылке в октябре 1941 г. До 1944 г. домом Войно-Ясенецкого стала крошечная комнатка на первом этаже в школе №10 по улице Ленина, где размещался тогда эвакогоспиталь 1515 (1). Здесь, будучи поднадзорным ссыльным, владыка Лука спасал солдат Великой Отечественной. Операцию начинал со словом "ситдео", что означает по латыни "С Богом!", перекрестив стол и больного (1). Пребывая в непрестанной молитве, он с именем Божьим слепых делал зрячими, лежачих поднимал на ноги, трудился всегда даже в самых невероятных условиях (2).
Этот удивительный человек при всем своем самоотверженном служении в военном госпитале осуществлял одновременно и пастырское служение, собирая под сводами маленькой Никольской церковки, что стоит на кладбище в Николаевке, устоявших под натиском атеизма верующих красноярцев. Это был единственный действующий тогда в Красноярске храм - пристанище для измученных военными испытаниями солдатских жен и солдатских вдов (2).
В 1942 г. Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. За проповедь Христову Войно-Ясенецкого хотели расстрелять, но шла война, и вершитель судеб Сталин написал на реляции свою резолюцию. Суть ее в том, что "таких людей... (далее следовала нецензурная брань) нельзя уничтожать, нам религия сейчас помогает" (3).
Свой колоссальный духовный и врачебный опыт Войно-Ясенецкий вместил в десятки богословских и научных трудов. "Очерки гнойной хирургии" принесли ему в 1944 г. Сталинскую премию. Но выше всех трудов автор ставил так и не опубликованную при жизни книгу "Дух, душа и тело" (3). В 1956 г. Лука был архиепископом в Тамбове, а затем в Симферополе, тогда же он совсем потерял зрение, но продолжал работать - диктовал свои труды по богословию. Умер В.Ф. Войно-Ясенецкий 19 февраля 1961 г.
В нашем городе этот незаурядный человек оставил о себе хорошую память, сделал много добрых дел, спас тысячи жизней, служил нравственным идеалом и опорой нашим землякам в тяжелые годы (1). 11 ноября 1994 г. прошла торжественная служба в Покровском соборе, где архиепископ Лука был причислен к лику святых в г. Красноярске. В память об этом человеке на перекрестке проспекта Мира и улицы Горького в 2002 г. был установлен памятник Святому Луке (скульптор Б.И.Мусат).
Несмотря на то, что до войны сложилась трудная антирелигиозная ситуация и уничтожалось множество церквей, русский народ верил в Бога, многие только в нем нашли свое спасение. Так, уже с началом войны по России начинают открываться и восстанавливаться православные храмы и церкви. Своим возрождением красноярская церковь обязана, прежде всего, замечательному хирургу и архиепископу Луке (Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому), а также настоятелю Покровской церкви Николаю Васильевичу Попову.
Список источников и литературы
- Аржаных О. Из воспоминаний красноярцев о святителе Луке / О.Аржаных // Православное слово Сибири. - 2002. - № 2-3. - С. 26-27.
- Кульчицкая В. Солдат заступник / В.Кульчицкая // Красноярский край сегодня. - 2002. - 8-14мая. - С. 6.
- Майстренко В. Солдатский лекарь / В.Майстренко // Честь и Родина. -2002. - 26 сентября. - С. 4.
- Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке / Д. Поспеловский. - М., 1995.
- Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание...: Автобиография. - М., 2001.
- Люди и судьбы XX века. Тезисы докладов и сообщений науч. конф. - Красноярск, 2003.
- Чернышов В.В. Документы Госархива Красноярского края о взаимоотношениях власти и церкви в 1918-1940 гг. / В.В.Чернышов // Отечественные архивы. - 2001. - №4. - С. 35-37.