Снабжение хлебом населения Красноярского края в годы Великой Отечественной войны

В связи с началом Великой Отечественной войны обеспечение гражданского населения продуктами питания стало одной из острейших проблем военного времени. От ее решения непосредственно зависели не только жизнь и здоровье советских людей, но и рост промышленного производства, укрепление оборонного потенциала страны. Самым ответственным в области торговли в годы войны стало снабжение населения хлебом: требовалось экономное расходование государственных фондов и правильное их использование.

Наиболее оптимальным вариантом стал переход к нормированному распределению. Сначала на снабжение хлебом по карточкам было переведено население Москвы и Ленинграда, а в сентябре 1941 г. население городов и рабочих поселков Красноярского края, с января 1943 г. гарантированное снабжение хлебом было установлено и на селе, но только для населения, не связанного с сельским хозяйством. Нормы выдачи хлеба для городского населения были строго определены и дифференцировались с учетом различных групп и категорий населения, значения их работы для производства страны, и поэтому при распределении фондов в полной мере старались удовлетворять потребность в хлебе карточного контингента городов и рабочих поселков, предприятий цветной и лесной промышленности, железнодорожного транспорта.

Нормы отпуска хлеба для жителей села определялись райисполкомами, исходя уже из выделенных для районов фондов. Например, исполком Рыбинского райсовета, получив разнарядку в 36 т 230 кг, на первый квартал 1943 г. утвердил следующие нормы выдачи хлеба: по группе рабочих 1-й категории - 800 гр., по группе рабочих 2-й категории 600 гр., по группе служащих - 400, иждивенцев - 200, детей до 12 лет - 300, по эвакуированному населению - 400 гр. (1, с.115). Для сельской местности, как правило, хлебный фонд выделялся зерном. При этом, торгующие организации Красноярского края в течение 1942-1943 гг. чаще всего в глубинке получали от заготовительных пунктов некондиционное зерно с большим процентом сорности и влажности, при размоле которого получался заниженный выход муки.

ЦК партии и СНК СССР систематически требовали соблюдения строжайшей экономии хлеба, вследствие чего во второй половине 1942 г. в крае была ликвидирована продажа хлеба без карточек по повышенным ценам, введена частичная замена хлеба крупой и картофелем (400 гр. картофеля взамен 100 гр. печеного хлеба) (2, л.87). Также стала применяться примесь картофеля в хлеб (от 5 до 10 %) - сначала по сельской местности, а позднее и в городах. В связи с этим выделяемые краю фонды были снижены на 2-2,5 тысячи тонн в месяц (6, л.9). Но и здесь не обошлось без трудностей. В качестве примеси к хлебу было разрешено использовать за счет централизованного фонда 670 тонн картофеля. Между тем состояние централизованных заготовок картофеля вовсе не давало возможности произвести расход на указанные цели, так как план заготовок картофеля был выполнен всего на 43,3% (12695 тонн вместо 26240 по плану) (4, л.56).

С ноября 1943 г. повсеместно произвели уменьшение норм снабжения хлебом. Эта временная мера была вызвана сокращением государственного фонда зерна. В декабре население во многих районах (Тасеевском, Курагинском, Дзержинском, Ермаковском) не получали хлеба в течение двух недель. Та же ситуация была и в ряде совхозов и леспромхозов. В Канске, Ачинске, Абакане, Минусинске в очередях за хлебом трудящиеся порой простаивали более шести часов (6, л.65).

Начиная со второго полугодия 1943 г., потребление хлеба было поставлено в зависимость от выполнения общих государственных задач, выдвинутых перед краем: хлебозаготовки, вывозки хлеба из глубинок и сбора гарнца (натуральный налог зерном в пользу государства в качестве платы за помол на мельницах). Например, с третьей декады декабря 1944 г. потребление хлеба зависело от выполнения плана по вывозке зерна из глубинок. Причем коэффициент зависимости был установлен 1:3,5, т.е. за каждую тонну потребляемого хлеба следовало вывезти 3,5 тонны (6, л.20).

В отдельные месяцы 1944 г. потребление хлеба находилось в зависимости от всех трех заданий сразу. Поэтому на третью пятидневку февраля расход рыночного фонда хлеба был уменьшен на 282 тонны. Удержание производилось с сельских районов, обслуживаемых системой потребкооперации (115 тонн, т.е. 50% пятидневного фонда потребления), а также по городам (167 тонн или однодневная потребность всего карточного контингента городов) (5, л.12). Наиболее тяжелое положение отмечено в мае, когда было недополучено хлеба 18,8% к месячному фонду, и в июне - 15,7%. В эти месяцы повсеместно были сокращены нормы выдачи хлеба в день. В сельской местности норма выдачи хлеба доходила до 50 гр. в день, а в ряде местностей хлеб вообще не выдавался в течение нескольких дней. В целом за 1944 г. край недополучил 5344 тонны хлеба, что равнялось потребности населения края на 18 дней (6, л.11).

Выполнение плана хлебозаготовок определило соответствующие изменения фактического получения краем хлеба за 3 года, что видно из следующих среднемесячных данных (6, л.10).

Таблица

Год Контингент (тыс.чел) Выделено хлеба (тыс.тонн)
1942 1268 13.2
1943 1.266 11.6
1944 1.211 8.8

Таким образом, при незначительном сокращении контингента, находящегося на снабжении хлебом, сокращение централизованных поставок произошло практически на треть.

Снабжение хлебом усугублялось еще и различными злоупотреблениями в этой области. Проверки расходования хлебопродуктов товаропроводящей сетью, промышленностью и другими потребителями регулярно показывали неудовлетворительное состояние учета и контроля над расходованием хлебных фондов, за фактическим припеком, вскрывали незаконный отпуск хлеба по просроченным талонам и другие злоупотребления. Устанавливались факты и по незаконному получению карточек - двойное получение на одно и то же лицо, получение карточек на выбывших и умерших. Основным документом незаконного расходования хлеба была записка. Так, по Козульскому району в 1942 г. по запискам было выдано 41 тонна хлеба (3, л.92).

Проведенная в феврале 1942 г. проверка торговли хлебом в 20 районах края выявила, что списки на снабжение хлебом трудящихся в сельской местности составлялись неправильно - например, в Боготоле, Нижнем Ингаше не знали, как определять группы снабжаемых контингентов. Так, врачей и учителей относили к служащим, а счетоводов, бухгалтеров и сторожей - к рабочим. Уярским райторготделом на снабжение хлебом были включены 469 семей колхозников с семьями, в Тасеево - 95 семей. В Нижне-Ингашском районе председатель колхоза получал хлеб на 4-х человек, из которых три являлись членами колхоза. В Ачинском районе - аналогичная ситуация: Березовский сельсовет включил в списки 38 человек, связанных с сельским хозяйством (3, л.93). В Козульском районе за 4 месяца был допущен перерасход хлеба в количестве 20 тонн, в Манском районе - 38 тонн. Райком партии Манского района вместо тщательной проверки контингентов и строжайшего учета и экономии расходования хлеба из месяца в месяц просил в крае дополнительные фонды на хлеб, а, получив отказ, санкционировал покрытие перерасходов муки из фондов специального назначения (сушка сухарей для Красной Армии), закрытых торговых организаций (золотопродснаба, леспродторга) и сбором хлеба у колхозников под видом в фонд эвакуированных (2, л.88).

Таким образом, в решении одной из самых важных задач, стоящих перед советским государством - снабжении населения хлебом, пришлось столкнуться с рядом сложностей, вызванных условиями военного времени. Но даже при значительном сокращении потребления не только хлеба, но и всех остальных продуктов питания, наше население смогло все преодолеть и выстоять в этой войне.

Список источников и литературы

  1. Красноярский край в истории Отечества: Книга третья. 1941 - 1953 гг. / Гл.ред. А.А. Григорьев. - Красноярск: Кн. изд-во, 2000. - 448 с.
  2. ЦХИДНИКК. Ф.26. Оп.3. Д.283.
  3. ЦХИДНИКК. Ф.26. Оп.3. Д.523.
  4. ЦХИДНИКК. Ф.26. Оп.3. Д.524.
  5. ЦХИДНИКК. Ф.26. Оп.14. Д.21.
  6. ЦХИДНИКК. Ф.26. Оп.15. Д.475.