Красноярский ПВРЗ в годы Великой Отечественной войны

С первых дней войны первостепенной государственной задачей наряду с организацией вооруженного отпора врагу стал перевод народного хозяйства на военное производство и эвакуация в тыл основных предприятий и части населения из западных районов страны.

Операции по перемещению целых заводов и их пуску на новом месте были исключительно сложны. Ввод предприятий в строй на новом месте осуществлялся в чрезвычайно тяжелых условиях.

Однако, кроме строительства новых заводов происходила реконструкция и обновление уже действующих предприятий. Красноярский ПВРЗ, один из самых крупных заводов в крае, принявший в сентябре-декабре 1941 г. оборудование Полтавского, Воронежского, Харьковского и Изюмского заводов Наркомата путей сообщения (НКПС), подвергся коренной реконструкции. В предвоенный период завод занимался капитальным и средним ремонтом паровозов и вагонов для Красноярской, Томской и Восточно-Сибирской железных дорог.

В военное время здесь выпускали 82-мм минометы, корпуса 122-мм снарядов, ремонтировали паровозы серии "ФД". Из цехов ПВРЗ выходили санитарные вагоны для перевозки раненых, вагоны-мастерские, бронепоезда типа "Енисей" и "Красноярец".

К началу войны ПВРЗ являлся одним из самых крупных заводов в крае. На нем работало 3100 кадровых рабочих, техников, инженеров и служащих, не считая временно привлекаемой рабочей силы. Однако, в первые же дни войны резко сократились квалифицированные кадры, так как в ряды Красной Армии ушло 26% работников (2, л. 18.). Оставшиеся рабочие переходили на многостаночное обслуживание. На многих операциях вместо трех человек оставался один. Широко развернулись движения двухсотников-трехсотников, т.е., рабочих, выполнявших 2-3 нормы за смену.

Для решения проблемы обеспечения перебазированных предприятий рабочей силой в феврале 1942 г. правительство провело мобилизацию в промышленность и строительство городского населения. Одновременно происходило ужесточение условий труда и трудовой дисциплины. Проблема нехватки рабочих и технических кадров решалась также путем широкого привлечения женщин и молодежи.

На предприятиях края по инициативе партийных организаций создавались комиссии по учету неиспользованного оборудования, проводились совещания, на которых разрабатывались мероприятия по экономии сырья и использованию местных ресурсов, по рационализации производства, изменению технологических процессов и повышению производительности труда.

Так, например, в 1941 г. завод приступил к сборке санитарных поездов. Оборудование для них должно было поступать с других предприятий страны, но оно задерживалось, а нужды фронта требовали скорейшего выпуска таких поездов. Тогда группа конструкторов сделала все необходимые чертежи на оборудование, и завод приступил к его производству из собственных материалов. И работа, которая в мирное время потребовала бы несколько недель и даже месяцев, теперь была выполнена в течение нескольких суток. Вскоре санитарные поезда из Красноярска один за другим пошли на фронт.

Также на Красноярском ПВРЗ за короткий срок было освоено производство кислорода, кальбида кальция. В литейном цехе ввели новую технологию по конвейерной заливке спецлитья. Только за первый год войны было внесено 220 различных предложений по усовершенствованию производства, от реализации которых была получена экономия в 250 тысяч рублей (3, с. 173.).

В первые месяцы войны, завод, перестроив свою работу и приняв на свою базу эвакуированные паровозоремонтные заводы, организовал два новых спеццеха, а в августе 1942 г. закончил реконструкцию вагонного цеха под ремонт мощных паровозов серии "ФД".

Производственная деятельность завода характеризуется следующими показателями (в неизменных ценах 1926-1927 гг.) (1, лл. 8а-8а об., 55-56.):

По номенклатуре выпуска продукции завод имел отставание, особенно в 1942 г. по выпуску паровозов и запасных частей к ним, перевыполняя выпуск валовой и товарной продукции за счет перевыполнения спецпродукции. Столь тяжелое положение с ремонтом и изготовлением запчастей связано с тем, что все своё внимание дирекция ПВРЗ сосредоточила на производстве спецпродукции, а ремонт паровозов стал второстепенной задачей. Однако особенность Красноярского ПВРЗ состояла в том, что очень многие заводы НКПС были полностью переключены на оборону, и к ПВРЗ подключили множество чужих железнодорожных веток для обслуживания.

Но, несмотря на такие трудности, как перебои с электроэнергией и простои оборудования из-за отсутствия необходимых материалов, в 1943 г. план был успешно выполнен по всем видам продукции.

По постановлению СНК от 5 сентября 1941 г. Красноярский ПВРЗ начинает освоение выпуска корпусов 122-мм снарядов, используя оборудование спеццеха Полтавского ПВРЗ, и уже в сентябре по плану должен был обеспечить выпуск 2,5 тыс. корпусов. С октября 1941 г. начинается производство совершенно нового для завода вида вооружения - миномётов БМ-82. Большую помощь в освоении военной продукции коллективу ПВРЗ оказали прибывшие опытные специалисты с Ленинградских оборонных предприятий. С их помощью была улучшена конструкция минометов и сделана более удобная оболочка для мин. Результаты этой работы были утверждены в Москве и рекомендованы для всех предприятий наркомата минометного вооружения.

Выполнение плана по спецзаданиям оборонной промышленности на заводе характеризуется следующей таблицей (1, лл. 55-56, 65.):

Таблица

Виды производства 1941 1942 8 мес. 1943 1 пол-е 1944
1 Корпуса 122-мм снарядов Сент-дек 91% 100,7% 107,2% 90%
2 Миномёты БМ-82 Окт-дек 76% 110,1% Производство миномётов снято с марта 1943 г. ____
3 Организация спец- и бронепоездов (с/п и с/б) 20 с/п 6 с/п
2 б/п
2 б/п Нет данных
4 Оборонной продукции в целом Нет данных 112,2% 107,0% 90%

В целом план по выпуску оборонной продукции в 1941 г. не был выполнен, так как большую роль сыграл первый месяц производства, когда шло освоение нового вида продукции и организация новых цехов. Но уже в 1942 г. план выполнен на 112,2%, а в 1943 г. за 8 месяцев - на 107,0%.

Помимо выполнения плана прямой оборонной продукции заводом было оборудовано несколько спец- и бронепоездов для фронта. Каждый такой поезд состоял из нескольких десятков вагонов и площадок, в которых были смонтированы механические мастерские, электростанции и даже передвижные подъемные краны. Назначение спецпоездов состояло в том, чтобы ремонтировать поврежденные самолеты, танки, паровозы и вагоны непосредственно в условиях фронтовой или прифронтовой полосы.

Следует отметить еще одну важную сторону в работе заводского коллектива в годы войны. Выполняя производственную программу и фронтовые заказы в максимально сжатые сроки, красноярские паровозники одновременно оказывали большую помощь другим промышленным предприятиям города и края.

В марте 1943 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве в Красноярске завода комбайнов на базе эвакуированного из Запорожья завода "Коммунар". В целях успешного выполнения этого задания, рабочие ПВРЗ изготовили все чугунное литье для вагранок и оказали помощь в установке их на комбайновом заводе.

Для пуска в эксплуатацию Клюквенского завода огнеупоров в 1941-1942 гг. на ПВРЗ были изготовлены пресс, вагонетки-смесители, формы для обжига кирпича, восстановлен паровоз.

В 1941 г. из города Бежицы Орловской области эвакуирован в Красноярск завод "Красный Профинтерн", на базе которого был здесь построен Сибирский завод тяжелого машиностроения. Рабочими ПВРЗ были сделаны для электростанции "Сибтяжмаша" паровые котлы "СО". Для него изготовлялись колесные пары, буксы, а также бронзовое литье.

Советское правительство высоко оценило патриотические трудовые подвиги рабочих, техников и инженеров ПВРЗ. За успешное выполнение особо важных правительственных заданий по выпуску оборонной продукции завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За годы войны коллектив завода 11 месяцев удерживал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Как символ доблести красноярских паровозников на трудовом фронте знамя было оставлено заводу на вечное хранение. Семь месяцев на заводе находилось переходящее Красное Знамя НКПС и ВЦСПС.

Таким образом, в эти суровые и трудные годы коллектив паровозо-ремонтного завода с честью справлялся с поставленными перед ним задачами и, тем самым, внес свой вклад в Великую Победу СССР и приблизил разгром нацистской Германии.

Список источников и литературы

  1. ЦХИДНИ КК ф. 17, оп. 1, д. 652.
  2. ЦХИДНИ ККф. 69, оп. 6, д. 98.
  3. Очерки истории Красноярской партийной организации. Т. 2. -Красноярск, 1970.