Похороны

Жизненный круг человека завершается смертью. Отношение к ней у сибиряков было уважительно-мудрое и спокойное. Обычно, вступая в преклонные годы, люди заранее готовили материал для домовины; считалось естественным, если крестьянин сам мастерил ее любовно и аккуратно. Стояла потом домовина на амбаре или под крышей сарая "до востребования": Достойно умереть в глубокой старости означало то же самое, что достойно прожить "в чести" жизнь. Величайшее благо - умереть, не намаявшись и не намаяв близких людей.

Умершего человека обмывали, одевали в чистые одежды. В Сибири было принято, чтобы "смертные" одежды шить только из холста. Домовину с покойником ставили на лавку или стол, убранные полотном или кисеей, "головой" в передний угол. Пол устилался ельником. Дети и близкие усопшего непременно сидели у тела. Обряд обмывания, прощания сопровождался причитами, причитаниями, плачами, приговорами. У девушек при смерти родных распускали по плечам волосы и повязывали голову черными платками.

К усопшему ходили все знакомые и чужие: знакомые из приличия и сострадания, а чужие - "посмотреть, как одет, какою парчою покрыт, плачут ли родные". Но всякому приходящему подавали рюмку водки или чаю. Для того были приставлены особые люди, а под их надзором самовары кипели с утра до вечера. Один из людей подавал милостыню.

Икону ставили не на грудь, как "в России", а в голове. Покойника прикрывали полотном, а в изголовье ставили чашу с водой, "чтобы душа смогла умыться". Во гроб стелили кудель и венечные листья.

Хоронили на третий день. Из дома гроб выносили на руках, а особо чтимых несли на руках до "могилок". После выноса тела было принято в передний угол класть "камень-серовик", чтобы покойника в этом доме больше не было. Лежал он 6 недель. Обязательно мыли полы в доме.

Шествие было таким: впереди человек с иконой, потом священник, потом несли крышку, покрытую ковром, затем гроб, обшитый бархатом, материей или покрытый парчой (по состоянию). Отпевали в церкви, а затем несли на кладбище. Гроб опускали в могилу на холсте, который затем делили нищим. Служили панихиду, раздавали милостыню и возвращались домой.

На "горячий обед" мог прийти всякий, никому не отказывали. Величайшим грехом считали говорить о покойнике "худое".

Обряд поминок начинали с кутьи или меда. Потом - кушанья "во множестве". На следующий день родные шли на кладбище. Поминали в 6-й, 9-й, 20-й, 40-й дни, в день именин и год смерти. В эти дни готовили горячие обеды и разносили по домам булки. Кто был на горячих обедах, первые 6 недель усердно, по 1-2 раза в день, били поклоны и поминали покойника.

В год смерти было принято ставить на стол следующие блюда: холодную рыбу, студень рыбный, кутью пшеничную, кутью черемуховую, пирог рыбный, блины, пряженку и кисель.

Ритуальные каши в Сибири готовились не только на похоронах и поминках, но и в любые памятные и важные для человека дни: в "Родительский день", при подъеме матицы строящегося дома, при умилостливлении "домового" и т.п. Общим для всех обрядов было обращение к предкам, воспоминания о них, приобщение к своим делам через зерно.

Для Сибири характерно особое отношение к кладбищу, "к могилкам". Для сибиряка это не только место погребения предков, но и связь с прежней Родиной - Россией и с новой Родиной - Сибирью.