Шеги-муни был Шаман, был прорицатель, но не мог основать религии прорицательной; и мы веруем в Пророков, но не можем быть сами таковыми. Первобытное Шаманство было возвышенное познание древних Магов и Друидов; оно проистекает из училищ волхвов, Браминов, и жрецов Египетских; оно составляло науку властную, а не Религию. Шеги-муни, подобно Орфею или путеводителю народа Израильскаго, будучи сам посвящен в подобныя им таинства, основал вероисповедание сообразно духу народа; а собственныя его познания могли служить ему только для освещения его путей; но отнюдь не для сообщения народу.
Приняв сие за основание, не могу уже ни кочующих, ни бродячих народов Енисейской Губернии, почитать за исповедающих Веру Шаманскую, которой, по моему мнению, не существует; тем более, что их , так называемые, Шаманы не отправляют священных действий, не приносят мольбы, не посредничают между человечеством и Божеством. Все их занятие в гадании и врачестве. Нет сомнения что и их прорицатели: каковы Шаманы учения Шеги-муни, или ему подобных; Тарыбы Самоядские, Табеди Юракские, были по своему, просвещенные Друиды, посреди многочисленных Орд Татар и Чуди; но в настоящее время сделались тем же, что у нас колдуны, ворожеи, знахари.
Самые лучшие из них остались еще между Тунгусами, которые стараются достоинство свое поддерживать некоторыми обрядами. Они говорят, что в Шаманы посвящаются силами невидимыми. Силы сии, обратя внимание на достойнейшаго, начинают его приготовлять испытаниями душевными и телесными. Он чувствует грусть, отчуждение от родства, наполняет родительский Чум стенанием, воплями, так, что старшина семейства находится в обязанности отыскать Шамана и поручить ему юношу.
Шаман знакомит его с призыванием духов: Этыгер, подобие большого змея, обитетель стран подземных, имеет власть над поветриями, болезнию, смертию. Ииняны, имеет образ человека с орлиными крылами, переносит с места на место Шаманов и предохраняет зверей от падежа. Аркунга, дух воздушный, одаренный великим предведением; Хванины, Миряда, Торуига и многия другие открываются новопринятому. Тогда, надев на него одежду, обвешанную железными знаками; шапку с крылами птиц и запан, вручают ему овальный бубен, в которой бьет он, призывая духов. Шаманы разсказывают очень темно о своих прорицаниях оттого, что не хотят или, вероятнее, оттого, что не умеют. Все, что можно извлечь от них, привесть в идею несколько понятную и передать выражениями, более известными, заключается в том, что они, посредством громкаго, продолжительнаго пения и оглушающих звуков от бубна, при необычайно сильном движении тела, раздражая до чрезвычайной степени умственныя свои способности, наполненныя всегда во время Шаманства человеком, которому шаманят; приходят в изступление, и сообразно соучастию к своему загадчику, произносят приговор о его участи; но, добавляют они, чтоб в прорицании могла вмещаться истина, необходимо нужно, чтобы лицо, которому гадают, имело к Шаману полную веру, занималось им взаимно, так, чтобы дух Аркунга мог передавать мысли его Шаману. - Это похоже что-то на магнитное соотношение.