Крещение

По окончании православного обряда крещения обязательно устраивался ужин или застолье. Подавали кашу из "сарочинского" пшена, вареную на молоке, а в постные дни - на воде. Постную кашу обсыпали сахаром. Сначала гостям подносили вино, а потом кашу. По этому случаю в Сибири бытовала поговорка: "Я у него на крестинах кашу ел". Повивальной бабке "на кашу" клали денег. Если ребенок был первым в семье ("первородным"), то часто, подшучивая над отцом, старались приготовить ему ложку каши с солью и перцем. При этом говорили, что он должен разделить страдания матери.

Родительницу непременно, если позволяло здоровье, водили ежедневно в баню, нежарко истопленную. Через некоторое время - через день. Говаривали - "Банька - вторая мать". После бани поили взваром из пива, в котором был изюм, чернослив, имбирь. Или варили пшено с изюмом.

Этнографы отмечали, что матери редко кормили детей долго своим молоком, чаще обыкновенную пищу их составляло коровье молоко, которое вливали в рожок.

Младенец подрастал, качаясь в колыбели - в "зыбке", сплетенной из сосновых дранок, на черемуховых дужках. Зыбка подвешивалась на кожаных ремешках к жерди ("очепу"), продетой в потолочное кольцо. Зыбка была "малым миром" ребенка, из которого он шагал дальше по жизни.