Портрет современника

Ряннеля, пейзажиста, волнует и образ современника. В поездках по краю Ряннелю приходилось встречаться со многими интересными людьми - геологами, бурильщиками, гидрологами, ирригаторами, монтажниками, охотниками. Все эти люди со своим духовным миром не могли не заинтересовать художника. Богатство человеческих характеров определило и разнообразие портретов.

В 1953 году на краевой художественной выставке появились первые портретные работы Ряннеля "Лауреаты Государственной премии СССР, хакасские ирригаторы А. Г. Турбин и А. Я. Пантелеев" (1952) и "Портрет мастера цеха К. В. Сухарникова" (1953). Они стали первой ступенью в освоении трудного жанра портрета. Несмотря на некоторую рационалистичность в трактовке моделей, чувствовалось стремление передать не только внешние черты портретируемых, но и их внутренний мир, Уже в этих работах заметно выявилось наиболее существенное в языке Ряннеля-портретиста - передача состояния модели простыми художественными средствами. Композиция портретных работ художника несложна, живописная лепка формы неторопливая, вдумчивая. В трактовке образа автор исходит прежде всего из характера человека, для которого находит соответствующий активный фон, воспроизводя с его помощью не только внутренний мир, но и среду, в которой живут персонажи его портретов.

Присмотримся к портретам более позднего времени: "Портрет матери" (1959), "Портрет охотника-проводника И. Поросенова" (1961), "Портрет гидролога В. И. Винокурова" (1962) и "Портрет художника В. И. Мешкова" (1963).

За их спиной лежит суровая земля, с которой неразрывно связаны эти люди, их человеческие качества выкованы ежедневным противоборством с этой суровой и одновременно прекрасной сибирской землей.

В "Портрете матери", полном тепла и света, нежных красок художник запечатлел свой полный сыновней любви рассказ о труженице, прошедшей долгую, честную и нелегкую жизнь.

Свои чувства к матери Ряннель высказал и в заметках о путешествиях: "Давно я не был у матери.

Сейчас (в походе) я даже не знаю, жива ли она, а ведь она мать и моя первая учительница, никогда не выдавала тревогу за меня, не унижала сочувствием. Учила меня как маленького индейца: не плакать, когда больно, не прыгать от радости, не кричать в споре, не смотреть на чужой хлеб, когда голоден; разрешались слезы от клеветы, разрешалось бить первым, если ближе двух шагов подступал враг."

Словесный рассказ о матери продолжен в портрете на холсте. Оторвавшись на секунду от своих дел, она заинтересованно всматривается вдаль, будто увидела приближающегося к дому дорогого гостя. Лицо мудрое, доброе, руки труженицы... Жизнь прожита, но она принесла покой, мелкая суета не беспокоит умудренную пожилую женщину, которая много видела и пережила.

Художник сумел передать не только внешний облик дорогого ему человека, но и раскрыл его богатый духовный мир.

Важно также отметить решение художника написать портрет матери не в праздничном наряде и не на каком-либо нейтральном фоне, а в обстановке повседневного труда и забот. Это повысило действенность образа. Не случайно почти в каждом отзыве о работах Ряннеля зрители отмечают этот портрет.

В 1961 году на Всесоюзной художественной выставке Ряннель показал "Портрет охотника-проводника И. Поросенова". Это очередная его творческая удача в сложном жанре портрета. Манера исполнения все та же - простая и соответствует характеру изображенного человека, прошедшего трудную жизнь. Это он выводил из лесных пожаров геологов, в обход завалов вел их трудными дорогами и тайными, только ему знакомыми тропами. То обстоятельство, что портрет охотника прошел строгий отбор выставкома и оказался в экспозиции Всесоюзной выставки - свидетельство признания коллегами незаурядного мастерства Ряннеля-пейзажиства в жанре портрета.

Во всех своих портретах Ряннель избегает перечислять детали, которые должны рассказывать о профессии персонажа. С точки зрения художника, это мельчит образ, лишает глубокого содержания.

Одним из интересных и завершенных как в смысле психологической характеристики, так и в композиционном и колористическом отношениях является "Портрет гидролога В. И. Винокурова" (1962). На фоне скал, укрытых плотно слежавшимся снегом, изображен молодой человек с закинутым за спину рюкзаком. Остановившись на мгновение, он повернул лицо к зрителю. В облике видится простая осанка человека, не позирующего, а в естетвенном плавном спокойном движении. Его полуфигурное изображение занимает по высоте всю плоскость холста и это придает монументальность портрету. Написан он свободно, широко, в серебристо-коричневой гамме. Портрет привлекает внимание правдивостью образа, мастерством исполнения.

Та же простота и строгость присущи "Портрету художника В. И. Мешкова". Их Ряннель достигает сдержанностью колористической трактовки, естественностью позы, в которой есть в то же время и внутренняя значительность. Люди и предметы берутся и изображаются Ряннелем в их реальном бытии, они всегда объемны, весомы, но при этом, что очень важное, художник проникает вглубь психологии изображаемых людей.

В. И. Мешков изображен на фоне заполярного пейзажа в рабочей походной одежде. Он где-то далеко на севере на натурных зарисовках, ему приходится и мокнуть в тайге, и мерзнуть в холодной тундре, чтобы найти мотив и состояние природы. Вот и сейчас, положив руки на папку с рисунками, он внимательно всматривается в окружающее, перед тем как начать работу... Композиция и колористическое решение портрета гармонируют с его содержанием, отвечают психологическому складу, внутреннему состоянию модели.

Несколько портретов написал Ряннель в своих поездках по эвенкии. О своих героях он оставил дневниковые записи. Степан Апкин - хороший охотник, мудрый таежный следопыт. Медалист ВДНХ, фронтовик. Портрет написан на берегу реки Катанги. Сергей Чуркин - фронтовик, потерял ногу на фронте. Далеко в тайгу за зверем ходить не мог, но профессию рыбака освоил в совершенстве. Он удивительно строго и недвижимо мог позировать два часа и не засыпал, как профессиональные натурщики. Ефим Шилькичин. Ему 80 лет, но он исправно снабжал Чемдальскую звероферму ягодами, рыбой и мясом лося. В этой же серии были портреты сказительницы А. С. Пикуновой, инженера А. Радул, поэта Алитета Немшуткина.

Несомненной удачей представляется портрет Анатолия Ярошенко - человека яркого, талантливого, беспокойного. Он не только хороший певец и дирижер, но и директор большого удачливого совхоза, как принято говорить, руководитель новой формации. В новом культурно-спортивном комплексе он выделил светлый зал для народной картинной галереи, которую пополняет постоянно. Здесь в Большой Уре экспонируются персональные и групповые выставки не только красноярских художников. В эту сибирскую глубинку залетают и столичные солисты и ансамбли из союзных республик. Сам он частый гость в мастерских художников и с радостью принимает у себя на селе мастеров искусств. Как естественный результат этой творческой дружбы - появление все новых портретов ветеранов труда в совхозной картинной галерее. Несколько портретов выполнил Ряннель во время создания диорамы исторического центра села Большая Уря.

"Несколько летних месяцев мы с сыном реботали над диорамой для музея в Большой Уре. Небольшая по размерам, эта работа оказалась очень насыщенной деталями, трудоемкой в многочисленных мелочах и очень малооплачиваемой по расценкам художественного фонда. Но сюда в село мы приезжали с удовольствием, потому что нас там ждали, наш труд стал для сельчан событием значительным. Кроме того, мы постоянно встречались с очень разными красивыми людьми, в чьих усталых глазах и морщинах как бы отразилось наше время с печалями и заботами". Ряннель в беседе с автором очерка имел в виду героев своих портретов Корольчука, Шалду, механизаторов совхоза Антипина, Голубева, Почитального...

"Портрет Анатолия Ярошенко писался трудно, и не только потому, что позировать ему серьезно не удается - нет времени в светлую пору в хорошую погоду, а скорее потому, что я его хорошо знаю и пытался выложиться до конца. Отупев от одного варианта, я начинал другой; так в трех вариантах испытал себя на терпеливое восстановление утраченной формы. Почему редко пишу портреты? Не люблю зависимости от натурщика, даже великого. Пейзаж я создаю по своему образу и подобию, - и даже тяжелая усталость бывает радостной."

Несмотря на заметные успехи в работе над портретом, Ряннель обращается к этому жанру все же изредка.

Завершая обзор портретного творчества Ряннеля, хотелось бы подчеркнуть одну важную особенность: мы не найдем здесь персонажей, случайно оказавшихся на холсте.