Ряннель избрал Омское училище. Отправил документы и работы по рисунку, живописи и композиции. Скоро пришел ответ: допущен к экзаменам. Надо было подготовиться к отъезду.
Заработать денег на дорогу и на первый случай. Устроился в старательскую бригаду намыть золота на костюм и ботинки.
"Экзаменов я не боялся, - говорит Ряннель, - считал себя достаточно подготовленным.
Кое-что уже умел и видел, и тут доброе слово хочется сказать о журнале "Юный художник". Он давал хорошую ориентацию желающим заниматься искусством самостоятельно. Понятные, и в то же время высокопрофессиональные статьи о сложных вещах, конкретные методические разработки к самостоятельной работе помогали юным художникам. Я думаю, что художники моего поколения многим обязаны этому прекрасному изданию."
Приемные экзамены - волнующее и незабываемое событие. Оно всегда вспоминается, когда речь заходит о годах студенческих. Конкурс был большой, при этом чувствовалось - многие городские абитуриенты были хорошо подготовлены по специальным дисциплинам. Они занимались в изокружках, студиях при домах культуры. Соревноваться было нелегко... Но вот экзамены закончены. Наступил самый тревожный день. Ожидание списков принятых. Все толкутся в коридорах училища. На ицах волнение. Некоторые подчеркнуто горделивы, наигранно веселы, другие бледны, молчаливы и внутренне скованы. Всех одолевает нетерпение поскорее узнать о своей судьбе...
Открывается дверь канцелярии. Со списком в одной руке и кнопками в другой выходит секретарь, с трудом пробирается к доске объявлений, и списки наконец-то в витрине(...) Появляются засиявшие и посеревшие, остановившиеся лица. Кому долгожданное решение, кому - тяжкий приговор. "Протискиваюсь, - говорит Ряннель, - и я, нервно ищу глазами свою фамилию.
Читаю... Есть! Есть! Принят! Пытаюсь успокоить чувство ликования. Не видя и не слыша больше ничего, повременив, возвращаюсь, чтобы еще раз прочесть. Думаю, выручили меня мои композиции. Они чем-то подкупили приемную комиссию."
Омское училище считалось хорошим учебным заведением, имело неплохие традиции. Организованное в 1920 году, оно называлось тогда "Художественно-промышленный техникум имени М. А. Врубеля". Техникум имел отделения живописное, полиграфическое, архитектурноскульптурное, ткацкое, художественный музей. Душой и создателем музея был преподаватель С. Пахотин, который после изгнания Колчака организовал поиски ценностей в брошенных особняках, подвалах, чердаках. Было собрано значительное количество произведений скульптуры, живописи, предметов прикладного искусства.
В 1923 году А. В. Луначарский проезжал по Сибири. Большое впечатление на него произвел Омский Худпромтехникум. При личном содействии Луначарского наркомпрос выделил Омску 150 картин, среди них произведения Бенуа, Грабаря, Левитана, Жуковского, Кустодиева, Коровина, Маковского, Дубовского, Нестерова, Айвазовского. На базе коллекций музеев краеведческого и училища в 1940 году был создан самостоятельный Омский музей изобразительных искусств.
Через стены художественного училища прошли многие художники - коренные сибиряки, ставшие членами Союза советских художников и образовавшие ядро творческих Союзов во многих городах Сибири: Д. С. Суслов, И. В. Титков, В. В. Титков, Л. Н. Огибенин, М. А. Мочалов, П. А. Осолодков, А. И. Русинов. В Омском училище всегда был сильный педагогический коллектив. В разные годы там преподавали: С. А. Пахотин, В. П. Трофимов, К. П. Трофимов, С. Я. Фельдман, Ш. А. Шакаров, Т. П. Козлов.
Очень тепло отзывается Тойво Васильевич о преподавателе Тимофее Павловиче Козлове, ныне заслуженном художнике РСФСР. Умел "заразить" молодых людей высоким горением и честным отношением к задачам искусства.
Омск - один из крупнейших промышленных и культурных центров Сибири со многими высшими и средними учебными заведениями, областным театром драмы и ТЮЗом, кинотеатрами и библиотеками. Уже в те годы было оформлено областное отделение Союза советских художников и кооперативное товарищество "Художник". В городе систематически проводились выставки и дискуссии по проблемам творчества, литературные вечера, на которых выступали известный поэт Леонид Мартынов, краевед Драверт. Ряннель был неизменным посетителем омских выставок, вечеров и дискуссий, Резкая смена "таежной" на городскую жизиь обострила впечатления, дала обширную пищу для развития любознательности. Учился Ряннель с большим старанием и радостью. Собравшаяся со всех концов Сибири группа учащихся оказалась дружной, активной. Новые, дорогие сердцу товарищи своим теплом и вниманием скрашивали нелегкую студенческую жизиь. Из этой группы вышли многие, ставшие известными живописцами - Б. Ряузов, А. Моторин, А. Пятков, П, Поротников, Н. Бачинин, С. Якушевский и другие. Ряннель любил уроки рисунка, живописи, композиции, особый интерес проявлял к истории искусств и другим гуманитарным предметам, много читал. Его часто можно было видеть в библиотеке и музее, где он внимательно изучал жизнь и творчество мастеров реалистической живописи.
В своей группе учащихся Ряннель выделялся эрудицией, хорошо ориентировался в вопросах искусства. Вспоминаются его серьезные ответы по истории искусств, выступления на дискуссиях, хорошо известные автору этого очерка. Ряннеля всегда отличала целенаправленность мышления и творческих исканий, стремление "докопаться" до истины как в вопросах анализа творчества выдающихся мастеров, так и в проблемах своего творчества.
Из наследия прошлого Ряннеля волновала раньше, волнует и сегодня великая тайна творчества сибиряка В. И. Сурикова: "По книжным и журнальным репродукциям я узнал картины Сурикова с детства, - рассказывал художник, - но живые его произведения я увидел в Третьяковской галерее в 1936 году. Не часто в те годы добирались до Москвы школьные экскурсии с далеких окраин, поэтому, наверное, нас, учеников Южно-Енисейской средней школы, с большим вниманием принимали экскурсоводы - как ни как, мы были земляками великого художника.
Глубоким знанием истории и жизни народа обусловлена подлинная народность его эпических полотен. О творчестве Сурикова написано немало исследований. Однако трудно найти объяснение, как формировалась личность Сурикова - художника и философа, как он сумел создать художественные образы правдивее правды исторических фактов? Например, увидеть в гражданской казни Морозовой, в акте унижения ее личности торжество народного духа, несгибаемость русского характера? В. И. Суриков является для меня высоким примером трудолюбия, преданности искусству, гражданской активности художника."
Ряннель пробыл в Омском художественном училище два года, был переведен на третий курс, но продолжать учебу не пришлось. В июне 1941 года мирный труд советского народа был нарушен вероломным нападением фашистской Германии. Жизнь страны была перестроена в интересах фронта. В эти тяжелые для страны годы училище было закрыто. Ряннель уехал к родителям в Южно-Енисейск. Надо было думать о работе.