Годичный цикл жизни сибирского крестьянина прежде всего определялся календарем сельскохозяйственных работ. Летний период работы, изнурительного труда сменялся периодом относительно спокойной жизни. Постоянно и изо дня в день, из месяца в месяц не смог бы выдержать в экстремальных условиях Сибири ни один человек. Сибирская долгая зима позволяла, наконец, расслабиться крестьянину во время многочисленных праздников. Начинался "веселый" сезон с середины сентября (по старому стилю), шел до середины ноября, т.е. до Филиппова поста, затем всплеск веселья с 20-х чисел декабря до конца февраля-начала марта (окончание масленицы) и с перерывами от Пасхи до дня Святой Троицы.
Сибирская деревня, не будучи фанатично верующей, тем не менее отмечала все православные религиозные праздники. Наиболее важным для волости и села считался Храмовый Престольный праздник (Рождество, Казанской божьей матери и др.) Большие праздники традиционно отмечались по очереди в деревнях. Это так называемые "съезжие праздники". Одни деревни устраивали съезжий праздник в Троицу, другие - в Крещенье, третьи - в день св. Николая и т.д. К таким дням относились дни св. великомученика Димитрия, Михайлов день, Филиппово заговенье, Покров, пророка Ильи и др.
Деревня должна была дать соседям пир. Съезжалось обычно до 100-300 мужчин и женщин в нарядных одеждах. Здесь не было различий между зажиточными и "слабосильными". Современники писали, что в праздники сибирячки одеваются так, как в Европейской России одевались только женщины "благородного сословия". Все старались пригласить гостей. Прямо из толпы на улице или площади приглашали знакомых или первых встречных и вели в дом. Хозяйки радушно приглашали и принимали гостей. В иных домах было столько гостей, что за столы садились в несколько заходов.
Священник Т. Попов писал в прошлом веке: "Приготовляясь к празднику, каждая хозяйка за неделю и более начинает варить пиво, настряпывает различных кушаньев. Гостей встречают во дворе. После приветствия и спроса о здоровье, вся толпа входила в горницу, при этом хозяева шли позади всех. Самовар уже готов, тарелки расставлены: Непременно здесь шанежки с клубникой и смородиной, разные пирожки, калачи, мед, постное, или скоромное, масло. Чем исправнее крестьянин, тем исправнее стол, тем более он усложнен. Часто вышедшие из-за стола, закусив порядочно в одном доме, отправляются в другой". Даже последний бедняк приготовлял на съезжий праздник угощение. Гости старались побывать во всех домах. Такие праздники часто сопровождались "ярманками". Молодежь собиралась вместе: гуляли до вечера по домам и улицам, затем собирались на "вечёрку", знакомились и "часто возникали отношения, заканчивавшиеся браком". На съезжих праздниках привечали всех: знакомых и незнакомых, родственников и чужих, даже гости городских сословий приглашались в любой дом. Подобные праздники были не только средством общения, единения в рамках общины-волости, но и обмена информацией, слухами, сплетнями. Енисейский губернатор А. П. Степанов писал с улыбкой: "Вообще сибиряки любят сплетни, любят рассеивать слухи истинные и ложные. От самой Тюмени до Якутска известно все, что делается и не делается: Клевета разносится весьма часто без всякой злобы, так, для потехи ума, для увеселения сердца".
С началом "веселого сезона" начиналась в Сибири пора "вечерок". В такой день девушки с работой ("с пряслицей или шитьем") собирались в одном из домов. Это мог быть дом одной из участниц или откупленный за небольшую плату, нанятый у какой-либо старушки. Сибирские вечёрки случались и в праздничные, и в будние дни, и даже в пост. Конечно, не обходилось без парней. Девушки работали. Все вместе пели песни: мотивы их были более грустные, нежели веселые, что вообще характерно для русского народа. Плясали под балалайку, гармонь. Многие пляски сопровождались поцелуями. Поцелуями же сопровождались почти все игры на вечерках.
Замужние женщины тоже собирались на посиделки (посиденки): "копотухи" - для первичной обработки льна, "супрядки" - для прядения льна. В любом случае на "беседы" шли с работой - с пряжей или шитьем. Если женщины встречались в праздничные дни, то на столы выставляли яства, медовуху, пиво.
Гостьба в сибирской деревне шла повсеместно с осени и до весны: ездили и ходили друг к другу в праздничные и будние дни. Собирались "по родству", "по свойству", "по суседству", "по товаричеству". Зимний вечер во многих местах Сибири так и назывался - "сидня".
В каждой деревне были свои "сказочники". Вокруг них также кучковались послушать сказку, бывальщину. Для Сибири была характерна более высокая, чем в Европейской России, грамотность. Поэтому часто устраивались и коллективные читки книг, газет:
Но самыми веселыми были святочные вечера. Везде "пир горой", "веселое движение". Даже древние старухи слезали с печей и полатей: "Жители всех возрастов, но преимущественно молодые, наряженные в различные костюмы и надевшие причудливые "личины", в трескучий мороз выбегают на улицу и ходят из одной избы в другую, где их принимают, и, изменяя голос, походку и манеры, стараются насмешить хозяев и остаться неузнанными, хотя последнее удается редко". Так современники описывали святки в Минусинском округе в середине XIX века. А историк М. Ф. Кривошапкин в книге "Енисейский округ и его жители" подробно описал маски ряженых: "бука" - лицо в саже, на голове рога, в ушах лохмотья; "черт" - с рогами и хвостом; "шаман" - в маске, тунгусском платье, с бубном, весь обвешан колокольцами; "смерть" - в белой маске, нос из свеклы, с клыком из репы, в белых одеждах; "медведь" - человек в медвежьей шкуре, становящийся то на четвереньки, то на "задние лапы":"
Молодежь любила в эти дни играть в "имальпы" ("жмурки"). При этом не только завязывали глаза водящему, но и жгутовали, били жгутом, свитым из платка.
Особенно много увеселений приходилось на масленицу, во второй половине февраля-начале марта. Праздничные "беседы", угощения - пряники, изюм, рыбный пирог, рыба, кедровые орехи. За воротами - карнавал: В Сибири было распространено катание по улицам Госпожи Масленицы на бревне с колесом, установленном в санях, обшитых "худыми" рогожами. В санях сидели музыканты, ряженые. Они объезжали деревню, получая в награду вино или деньги. В ряде мест возили шута. Конечно, все это было импровизацией: Весело проходило и сжигание чучела Зимы. А в последний, "прощенный", день масленицы устраивали увеселение - "Взятие снежного городка". Наш земляк, художник В. И. Суриков, прекрасно отобразил народное веселье, всеобщий азарт, бесстрашие сибиряков, сочные краски сибирской зимы в картине одноименного названия. Этюды для нее Василий Иванович писал в Красноярске, во время масленичных гуляний.
Пасха же в Сибири, по воспоминаниям современников, отмечалась весьма скромно. Старшие занимались "гостьбой", выставлялись последние яства. Женщины могли "гулять на природе" в лучших нарядах. В этот день в Сибири было принято устанавливать иконы в зерновые хлеба, насыпанные в сито; стол установлен разными рода пирожными и яйцами. Христосоваться было принято всем от мала до велика. В Вербное Воскресенье приготовляли вербы и украшали ими иконы.
На Троицу девушки и молодые женщины выходили в лес. Крестьяне всех возрастов были "развеселы" вином и пивом. Мужчины и парни занимались гимнастическими "забавами", боролись, перетягивались на палках. Боролись друг с другом или "край на край" (боролись при этом поочередно, попарно). Иногда состязались и с другой деревней. Для победы нужно было уронить противника на землю три раза.
В этот день на лугу водили хороводы. Многие хороводные песни были связаны с играми. Распространена была такая:
Молодица, молодичка,
Ты же молодая!
Подушка, подушечка,
Ты же пуховая!
Кого любишь, кого любишь,
Того поцелуешь,
Пуховую подушечку
Тому подаруешь:
В центре хоровода "водила" девушка с платком и при последних словах отдавала платок и целовала парня.
Во время летних праздников любимейшим развлечением сибиряков были "скакули". Еще в середине XVII века с осуждением отмечалось приезжими: "В Сибири женки и девки на досках скачут". Играли в догонялки: здесь они назывались - "чур, не догонишь". Совместно с парнями девушки играли в "разлуку". Молодые мужчины, парни и особенно подростки любили играть в "бабки", в "чехарду", в "свайку", в городки.
Физически сибирячки были развиты не хуже парней, играя в лапту, "девицы били по мячу так, что он исчезал из виду".
На "вечерках" играли в фанты: жгли лучину и передавали из рук в руки по кругу, в чьих руках уголек потухнет - с того и фант. Играли под песню "Жил-был курилка". Играли в "рублики": монету передавали по кругу из рук в руки. Один "водил", стоял посередине и угадывал, в чьих руках монета. Дети и молодежь также играли в "щуку", "медведя", "чародея", в "академию", "золото хоронить", в "соседей", в "иголку" и др.
Множество считалок, прибауток, поговорок во время игр хранила и передавала детская память. Так, в 1906 году в с. Казачинском была записана следующая детская считалка:
В понедельник - по комельник,
Во вторник - по кокорник (т.е. по сучья, коряги),
В среду - по берегу,
В четверг - по ячмень,
В пятницу - по ярицу,
В субботу - на работу,
В воскресенье - на веселье!
И поныне наиболее сохранившиеся сибирские забавы - это детские игры: в "куклы", в "дом", в "горелки", в "лапту", в "пятнашки" и др. Они способствуют развитию смекалки, глазомера, ловкости.
Праздники и забавы - неразрывные звенья единого круга трудовой жизни.