Диана Алексеевна Скрипник талантливая поэтесса, автор исполнитель песен, удивительная женщина, переполненная творческой энергией и жизнелюбием.Она родилась в 1963 году 4 апреля в городе Красноярске. В 1983 году закончила педагогическое училище 2, а в 1990 году педагогический институт, по специальности педагог-психолог дошкольного отделения. С 1992 г. она работает педагогом дополнительного образования в литературной студии "Вдохновение", в которой занимаются учащиеся разных школ железнодорожного района, и еще она преподаватель школы "Радости", которую посещают дошкольники, проживающие в разных районах нашего города.
20 лет жизни Д.А. Скрипник неразрывно связаны с самым интересным видом творчества педагогикой. Да, именно педагогика служит для неё мощной вдохновляющей силой для созидания. И не секрет, что большинство песен и стихов она сочинила, озаренная музыкальными и поэтическими способностями своих учеников.
... Аромат цветов жасмина Проникает в спящий дом. Тихо дремлет пианино, Вместе с ним бумажный гном. А повыше пианино, В красной рамке на стене Презабавная картина, что приснилась нынче мне Ну очень странная картина "Чертовщина у камина". |
Дети часто подходят к педагогу, рассказывают о своих тревогах и радостях. Диана крепко прижимает малышей к себе, заботливо и ласково смотрит в их доверчивые глаза, находя для каждого поддерживающее слово. "Кудесница детской души", так называют ее коллеги. Она дает самое главное, что нужно человеку, чего так не хватает детям любовь, вдохновенную веру в себя; в силу своего собственного ума и таланта, в свою неповторимую и удивительную судьбу.
Диана учит детей премудростям стихосложения, и дети не подводят своего наставника. "Радуйся каждому дню". Так называется книжка детских стихов и рассказов, презентация которой состоялась в литературном музее города Красноярска накануне Дня защиты детей. Авторы этой книжки - обычные мальчишки и девчонки, учащиеся красноярских школ, занимающиеся литературным творчеством в студии "Вдохновение" (центр дополнительного образования детей номер 4). На презентации, которая превратилась в праздник поэзии, выступали сами авторы этой книжки, а также их гости известные красноярские поэты Аида Федорова и Эльдар Ахадов. Они поздравляли ребят с "первой ласточкой" и пожелали им творческих успехов. "Не обязательно всем становиться поэтами заметила Аида Федорова, главное оставаться и во взрослой жизни такими же неравнодушными людьми и всегда любить поэзию"
Д.А. Скрипник пишет не только стихи, но и песни, которые можно услышать в детской передаче "Волшебный микрофон".
В апреле 2001г. был организован праздник музыки и слова. Это был триумф. Три часа продолжалась творческая встреча с Д. Скрипник как поэтом и композитором. В зале не было свободных мест, даже сидели на полу, стояли. Друзья поздравляли ее. Удивительный праздник музыки и слова стал возможен благодаря незаурядным организаторским способностям Дианы Алексеевны. Это отметил и присутствовавший на встрече руководитель литобъединения "Диалог" Эльдар Ахадов. Солисты вокальной студии центра эстетического воспитания с огромным успехом исполняли песни поэтессы. Диана Алексеевна пишет музыку не только к своим стихам. Есть у нее песни на стихи других красноярских поэтов Степана Шкандрия, Галины Бояркиной, Ларисы Вотинцевой, Константина Еремина:
Диана Алексеевна успешно выступила на районом конкурсе "Учитель года 2002", за что ей было присуждено звание "Лучший педагог дополнительного образования".
Личность Д. А. Скрипник удивительна, кажется, что ее энергии нет предела. Красноярцы должны знать, какие талантливые люди живут рядом, гордиться за наш край. Одной из основных тем лирики Дианы Скрипник является грусть. На первый взгляд, стихи создают ощущение безвыходности, пустоты, одиночества лирической героини в холодном городе, в сером быте.
На дворе мороз. И в душе мороз. Я пою без слёз. И грущу без слёз. |
Но постепенно читатель понимает, что это не отречение от жизни, а наоборот, огромное желание жить, несмотря на всю тяготу окружающего мира.
И хоть серый быт Душу тяготит, Но душа не спит. Продолжает жить. |
Серый быт становится контекстуальным антонимом Светлоокому Маю. Май стал лейтмотивом в стихотворении поэтессы, как некий символ мечты. Обилие повторов акцентирует внимание на внутреннем состоянии героини. Она жаждет душевного тепла, надеется на чтото прекрасное, загадочное и в то же время уверенно сбыточное.
Пусть не манит в даль Грёз желанных рай. Ты родимый край, Мне надежду дай. Растопчи тоску, Ложь и нищету. И в печаль мою Посели мечту. Я тогда бы в рань, позабыв про дрянь, Улетала в рай Светлоокий Май. Но кругом мороз. И в душе мороз. Лишь бутоны роз на стекле вразброс: |
Многоточие в данном стихотворении оставляет впечатление недосказанности, позволяет читателю думать и размышлять над прочитанными строками.
Стихотворение "Страдание" продолжает тему грусти и надежду на счастье. Изобилие односоставных предложений позволяет придать словам огромную значимость, почувствовать психологию героини, передать её эмоциональное состояние.
...Страдание. Печаль. Крушение надежды. Обманчивой любви Разорванная нить: Молчания везаль. Изгнание из сердца. И неизбежность тьмы. И вновь: Желание жить. |
Далее в стихи Скрипник врываются её любимые образы: снег и метели.
Замели метели всё подряд: Горки, дворики, скамеек ряд, И деревья в сквере, и кусты, Фонари да сонные мосты. Замели метели всё вокруг И дворняжек привели в испуг, А следы от грусти и невзгод Незаметно превратили в лёд. |
В стихотворении "Снегопад" явления природы влияют на человеческие чувства. И порой не понятно, что первично: природа ли навевает грустные чувства или они заставляют увидеть именно таким окружающий мир.
Снегопад! Апрельский снегопад! Злющие нахальные снежинки, Как миниатюрные блондинки, Интригуют ветер невпопад: |
Олицетворения и метафоры превращают стихи поэтессы в сказку: всё вокруг оживает, кружится, летит:
И резвятся ветви тополей На незримых колесницах ветра, И тоскует небо беспросветно, Пряча в тучах золото лучей. |
После небесной суматохи резко опускаешься на землю, придавленный тяжестью серого асфальта.
А асфальт - понурый и сырой - Хлопает под тяжестью прохожих, Апрель так на октябрь похожий, Умирает бледный и нагой. |
Кажется, что не будет конца затянувшейся зиме, но: Не нарушая своих традиций, Диана Алексеевна не случайно выбрала для своего стихотворения образ апрельского снегопада. Апрель умирает, а за ним придёт Май месяц мечты и надежды, желания жить.
Образ снегопада сменяет образ осени, навеянный славянским обрядовым праздником Осенины, посвященным встрече Осени, её величию.
Все надежды на тебя одну, Осень! Лето тусклое дождями звенит. Мне б, как камень в речку, Грусть свою бросить, Раствориться в тихой скорби молитв. |
Только к Богу грех теперь обращаться. Я обвенчана с июльской тоской. Осень милая, в тебе одной счастье, Как я жду твоей листвы золотой! |
Сетовать на жизнь, по православной вере, большой грех, поэтому лирическая героиня боится обращаться к Богу и внемлет лишь Осени. Героиня всем сердцем хочет избавиться от грусти, сбросить ее с себя, как камень, но не может. И молитвы не в силах ей помочь, исцелит лишь "золотая листва". В данном случае Осень уподобляется некому божеству, с которым связаны надежды и удачи героини, она становится чем-то очень близким и родным. Эту мысль подтверждает следующее стихотворение.
Моя радость брусничного цвета. Почему? Потому что осень. Ожиданье моё недотрога, Приютится и ждёт листопад. |
Интересно, что жёлтый цвет, который привычно ассоциируется с образом Осени, у Дианы Скрипник сменяется на брусничный, редкий, как и человеческая радость.
А удачи, как пыль, легковесны, Пролетают лукавою стаей И спешат отдохнуть на ладонях. Я пытаюсь их спрятать в кулак. Иногда удаётся, но чаще Мои птички пылинки удачи Устремляются в горное царство Символичных никчёмных побед! |
Данное произведение доказывает, что человек не может быть счастлив бесконечно, и в этом есть доля грусти. Лирическая героиня уверена, что счастье состоит из маленьких счастьецев или маленьких удач, подобных листьям золотым, но и они недолговременны, поэтому так дороги сердцу.
Выразить всю полноту чувств, многообразие переживаний помогает поэту обращение к природе, слияние с ней. Попадая в атмосферу необычного и завораживающего мира, понимаешь, насколько короток миг нашего существования, и как его нужно ценить.
Диана Алексеевна предлагает своё видение "неживой" природы.
Ночь вспыхнула страстью, как только Не стало от ветра угроз. Луна апельсиновой долькой Скользнула по кронам берёз. |
Взаимопроникновение земной и небесной сферы удивительно. Используя метафоры и олицетворение, автор доказывает, что движение неотъемлемый признак природного бытия, а отсюда и "очеловечение" природы.
На ветках осины качалась И в прятки играла со мной Вспорхнула к сосне и умчалась В воздушный дворец свой ночной. |
И вмиг от теней боязливых Тревожные тени легли. Весь лес почернел торопливо От лунной шалуны вдали. |
Точно подобранные эпитеты помогают представить цветовую гамму стихотворения. Яркий "апельсиновый" цвет сменяется "боязливым" темным, а потом "тревожные тени" исчезают в черном лесу.
Несмотря на глубокую печаль, стихи Дианы Скрипник не кажутся мрачными, так как почти в каждом из них присутствует образ какого-либо цветка . И каждый цветок несёт определённый смысл.
Например, жасмин символ благополучия, надежды на счастье и удачу, поэтому он появляется в стихотворении "Чертовщина у камина".
Аромат цветов жасмина Проникает в спящий дом. Тихо дремлет пианино, Вместе с ним бумажный гном: А повыше пианино В красной раме на стене: Презабавная картина, Что приснилась нынче мне. |
Сирень цветок весны, украшение нашей повседневности, символ обновления, и не случайно его образ возникает в серости быта произведения "В житейской щедрости".
Пелёнки, куры, чай, Сирени с грёзами. Воспоминаний грусть, Платочки слёзные. |
Розы привычно являются символом любви и надежды.
А стихотворение, посвящённое флоксам, приоткрывает завесу интересов поэтессы. Нетрадиционное обращение в лирике к этим цветам придаёт произведению индивидуальность.
Любимые цветы флоксы! В кувшине на столе пусть Сиреневых ночей лоскут, Сиреневых ночей грусть. |
Любимые цветы становятся хранителями грусти.
Десятый день подряд флоксы Торжественно хранят грусть. |
В чём же причина такой грусти лирической героини? Диана Алексеевна отвечает на этот вопрос своими стихами:
От чего же так хочется в грусть Мне, взахлёб искупавшейся в счастье? Я тоскую, неистово рвусь В тишину вдохновенья, отчасти. Забываюсь, как светит оно Необъятное синее небо, По которому сердцу дано Плыть туда, Где никто ещё не был. |
Грусть, как ни странно, может приносить человеку пользу, являясь вдохновителем поэта, музей, которая несёт "туда, где никто ещё не был".
И, как ни странно, Тихо воскресает Мой мир, и я уже не я! |
И эту загадочную грусть может навевать дождь, либо мороз.
И я не слышу: Да где же ручка, Чистый лист бумаги? :Благодарю дождей осенних благость Пишу, черкаю, радуюсь и злюсь ! |
Счастье поэтессы в её стихах, в её грусти. Таким образом, тема грусти от одиночества, от человеческого мещанства, от серого быта переходит в поэтическую грусть.
Анализируя любовную лирику Дианы Скрипник, прослеживается своеобразная лестница, ведущая к загадке человеческого сердца. Читая одно стихотворение за другим, читатель отслеживает каждый шаг влюблённого, душевное состояние которого наполнено грустью и тоской: сначала это надежда на встречу, потом влюблённость и тревога за свою любовь.
В стихотворении "Снежный блеск покрыл извечную грусть" лирическая героиня обращается к судьбе, мечтает о встрече с любимым в Рождественскую ночь, когда сам Бог велит исполнить все желания. В этот день в её душе нет места грусти.
Снежный блеск покрыл извечную грусть Зимних улиц, и я жду - не дождусь, Когда снежный блеск рождественских дум Принесёт однажды добрый колдун. Но к чему мне мишура, серпантин, Ворожба и романтичный камин. Пусть подарит в Рождество мне судьба Запах хвои, звёздный дождь и тебя! Под сапожками снег бойко хрустит, Иней сказочный грустить не велит. И крадётся чуть с ленцою, как кот, Моложавый озорной Новый год. Но к чему мне шутовской карнавал, Полуночный ослепительный зал. Пусть подарит в Рождество мне судьба Запах хвои, звездный дождь и тебя! :Улыбаются созвездия вин C Новогодних аппетитных витрин. И пестреет хоровод сладких блюд, Нарушая повседневный уют. Но к чему хурма, миндаль, виноград, Апельсины, пастила, шоколад: Пусть подарит в Рождество мне судьба Запах хвои, звёздный дождь и тебя! |
Многочисленные эпитеты позволяют представить яркую картину рождественского праздника: "снежный блеск", "добрый колдун", "романтичный камин", "сказочный иней", "шутовской карнавал", "звёздный дождь". Используя олицетворение, поэтесса оживляет Новый год, придавая ему "моложавый озорной" характер. Своеобразие строения стихотворения: использование полиметрии, усиливает ритмическое звучание, подчеркивает душевное состояние героини и позволяет понять, насколько велико желание встретить своего Героя.
Это подтверждает и следующее произведение.
Сердце хочет любить, А судьба на дыбы! Не волнуют весенние звоны Предпасхально-хрустальной Небесной мольбы И проталин тревожные стоны. |
Но, несмотря на тревожные стоны, на сопротивление судьбы, радость близка, и её нужно только рассмотреть.
Я брожу у истоков заманчивых нег, Только сердце об этом не знает. |
И вот любовь, наконец-то, рядом, но от её чар предостерегает сама природа.
Создавая стихотворение "Напевала тихо мне волна речная" в традициях русского фольклора, Диана Алексеевна использует приём диалогической "обратной связи" между человеком и природой. С первых строк в образе волны речной отличаем оксюморон, создающий неожиданный эффект: если река спокойна, волн быть не может, а с героиней тихо говорила именно волна речная и это придаёт словам напряжённость, важность сказанного.
Напевала тихо мне волна речная: "Не люби, родная, не люби!" |
И следующие образы продуманы до мелочей:
Вторила волне слезинка дождевая: "Ох, наплачешься ты от любви." Ласково листва черёмухи просила: "Дай тебя укрою от греха." |
Подобно сказке "Гуси-лебеди", природа хочет спасти человека от любви, от опрометчивого шага, от греха. Лишь луна символ влюблённых, хранящий их тайну, благословляет героев.
:Лишь луна обет молчания хранила. Я шепнула ей: "Благослови меня!" Следующий этап женского счастья семья. В житейской щедрости Величия урок! В ней узы верности, невзгоды, боль, упрёк, ростки сочувствия, венчальная печаль, доход, напутствие, пелёнки, куры, чай, воспоминаний грусть, платочки слёзные: Мещанство? Ну и пусть! |
Особенность безглагольного построения помогает достичь краткости, точности словесного выражения, придавая лаконичность поэтической фразе и создавая широту жизненной картины. Нет в судьбе героини великолепных дворцов и богатых замков, но это простое женское счастье.
Казалось бы, желаемое достигнуто, но всё равно что-то тревожит героиню и мешает ей быть уверенной в своём счастье.
Вечно жить в глазах твоих Ох, не просто. Не дай бог увидеть в них Пепла горстку: Жить в твоих стихах хоть раз Ох, не просто. Не дай бог в них стать сейчас Просто гостьей. |
По жанру данное произведение похоже на песню, это подтверждает построение стиха: катрен сменяет терцет, что наполняет стихотворение напевностью, лиризмом. Обрамление метафорой и сравнением придаёт особую выразительность и подчёркивает психологическое состояние героини.
В сердце радости слеза, Как в оправе бирюза, бирюза. |
Произведения Дианы Алексеевны ещё раз доказывают, что, пока женская душа жива, она не будет спокойна, она будет грустить, и в этом заключается её загадка.
Любовная лирика Дианы Скрипник продолжает тему грусти, становясь её неотъемлемой частью. Мы наблюдаем некую эволюцию человеческих чувств: ожидание любимого и страх его потерять. Душа лирической героини постоянно в напряжении, но, может быть, в этом и заключается счастье, позволяющее дорожить каждой прожитой минутой с любимым, дорогим сердцу человеком.
Любовная лирика поэтессы своеобразна и тем, что в ней нет места неверности и разлуке, предательству любящих сердец. И это прекрасно.
Стихи для детей выступают резкой антитезой "взрослой" лирике, они окутаны сказочным настроением. Если во "взрослой" лирике метель символ печали, душевного смятения, то в детском стихотворении "Метели" этот образ совершенно иной. Они оживают и веселятся, "как школьная детвора". Улица становится сценической площадкой.
:Пролетая, подлетели беспощадные метели И кружились каруселью до утра. В снежных искрах Рассыпались, Хохотали, кувыркались, Как бесконечная шальная детвора! |
Забавно, что у метелей есть даже свой характер: они легкомысленны.
В многозвучном хоре пели бесшабашные метели И восторженно глазели кто куда. |
Во время метели нет места грусти, потому что они
Следы от грусти и невзгод Незаметно превратили в лёд. |
Волшебную страну можно увидеть в каждом доме, и стихотворение "Чертовщина у камина" подтверждает это. Несмотря на тёмную цветовую гамму, преобладающую в произведении, а также образы тёмных сил ("черноглазая старуха", "чернявый тролль") и даже ягоду чернику, растущую на болотах, в тёмных лесах, сказка остаётся сказкой, и её не нужно бояться.
Леший молча огляделся, В рот закинул валидол, Поперхнулся, повернулся, Бросил валенок в котёл: А потом добавил сала, Мухомор большой нашёл, Поплевался, почесался, Расчихался и : ушёл. |
Ай, да, леший молодчина! Щи сварил для чертовщины! |
В "Песенке о чуткой Герде" завуалирована тема поиска счастья. Подобно человеку, который ищет Синюю птицу, Герда бесстрашно шагает вперёд, навстречу "родному Каю". Обилие эпитетов: "малахитовые луга", "горячие слёзы", "снежныё рай", "росистые тропы", даже "святая Герда" создаёт в представлении читателя незабываемую сказочную картину.
По извилистым росистым тропам, Малахитовым лугам и бродам Опечаленно и чуть устало Одиноко девочка шагала. |
И в конце, по традиции сказки, всё будет хорошо.
И от горячих слёз Вдруг растает снежный рай, И в саду забытых роз Улыбнётся прежний Кай. |
В "Песенке:" забытые розы становятся символом любви и надежды на счастье, которое Герда обязательно найдёт.
У каждого ребёнка есть своя любимая игрушка. У Дианы Скрипник одно из стихотворений посвящено как раз такой игрушке.
Живёт в моём доме игрушка. Задиристая зверюшка. А цепкая, как лианы, Что вьются в тропических странах. Игрушка с кофейной мордашкой, В лохматой чёрной рубашке. Кокос прячет в мощных лапах, А звать её просто Чапа. |
Обилие оценочных слов, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов вызывает у читателя нежность к "задиристому зверюшке". Портрет Чапы описан очень подробно, необычные эпитеты и сравнения помогают представить игрушку во всей красе, даже понять её характер ("цепкая, как лианы", "кофейная мордашка", "в лохматой рубашке", "кокос прячет в мощных лапах", "жадные ушки", "шкодливые глазки", "как кошечку нежно гладить").
Лирический герой несомненно, ребёнок, для которого общение с игрушкой не просто интересно, но даже жизненно важно.
Я жить не могу без Чапки, Хочу целовать ей лапки, Как кошечку нежно гладить, Не ссориться с ней, а ладить. |
"Принцессой игрушек" называет Чапу ребёнок, отсюда следует, что Чапочка любимая игрушка. Это стихотворение ещё раз подтверждает, что Диана Алексеевна умеет понять душу маленького человечка.
Не может быть детства и без рождественского бала сказок. Рождество это самый любимый праздник для детей, поэтому поэтесса не могла не создать о нём своё произведение. Читая стихотворение "Рождественский бал", попадаешь в сказочное королевство. Односоставные предложения делают произведение лаконичным. Нет лишних слов, и так понятно, насколько чудесен праздник Рождества.
Скрип кареты. Полночь. Звёзды. Торжество. Гул гостей. Фонари. Ёлка. Рождество! |
С одной стороны, всё похоже на сказку, с другой это реальный мир с первой влюблённостью, тайной. Очень точно подобраны слова, в которых улавливается огромный смысл.
Чей-то вздох, улыбка, тайный комплемент. |
Но всё-таки это детское стихотворение о "немеркнущей планете волшебства", где в день Рождества все сказочные герои вместе.
Познакомившись со стихами Д. Скрипник, можно с уверенностью сказать, что творчество Дианы Алексеевны и её неоценимый вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения найдёт признание в сердцах красноярцев.