Воздушные бойцы

Сегодня, в канун 60-летия Великой Победы, мы с особой теплотой вспоминаем советских воинов, грудью вставших на защиту Родины от немецких захватчиков. Многие из них отдали жизни за свободу и независимость любимого Отечества. Этот рассказ - об одном из воздушных бойцов, доблестно сражавшихся во время Великой Отечественной войны в небе нашей Родины и стран Восточной Европы. Это его ратный подвиг приблизил коней Третьего Рейха. Это он и такие, как он, приближали День Победы, как могли. А смогли они многое... Одним из таких воздушных бойцов был Александр Галкин.

А.С.Галкин родился в 1925 году в деревне Матвеевке Ульяновской области. Там же учился в школе-десятилетке, закончить которую не смог, так как Родина была в опасности и ее надо было защищать. Был направлен для обучения и приобретения военной специальности в школу младших авиационных специалистов ( ШМАС ). Обстановка на фронтах была тяжелой. В разгаре Сталинградское сражение, начиналась Курская битва. Летом 1943 года, окончив обучение, молодой стрелок-радист бомбардировщиков сержант Галкин вместе с четырьмя такими же выпускниками школы на самолете "Ли-2" был доставлен для прохождения службы прямо на военный полевой аэродром "Белый Колодец" (по названию небольшого населенного пункта, рядом с которым аэродром находился), где базировался 161-й Гвардейский Черкасский ордена Богдана Хмельницкого полк пикирующих бомбардировщиков "Пе-2". Полк входил в состав авиационного корпуса, командовал им дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Полбин. Авиационный корпус находился в составе 2-й Воздушной Армии ( командовал ею генерал-лейтенант Красовский) и воевал на 1-м Украинском фронте, командовал фронтом генерал-армии Конев (с 1944 года - Маршал Советского Союза). Отныне и до конца войны Александр Галкин прошел с боями через все военные операции, в которых принимал участие 1-й Украинский фронт.

Молодой стрелок-радист и прибывшие вместе с ним товарищи были встречены как родные младшие братья и сразу стали членами дружной боевой семьи авиационной эскадрильи. Командир звена, в которое был определен Александр Галкин, Герой Советского Союза капитан Алексей Данилов, по-отечески заботливо отнесся к вновь прибывшему. Стрелками-радстами в звене были украинцы Иван Шпичко, Иван Пересадин, белорус Михаил Харлам. Всем им предстояло прикрывать друг друга в воздушных боях с немецкими истребителями. Конечно, тогда в армии не было никакой "дедовщины" и все тяготы службы или требования начальства были одинаковы для всех. Условия в авиационной части бомбардировщиков были более благоприятными, чем в пехоте и других наземных войсках, обмундирование - по полной программе, питание хорошее. Одним словом, летный состав находился под постоянным вниманием отцов-командиров. Этого требовала сама специфика летной работы во время войны. Да ведь и дело имели с современной техникой.

Двухмоторный пикирующий бомбардировщик "Пе-2" являлся грозным оружием в руках советских летчиков. Он имел хорошие летные данные, вооружен пятью пулеметами и брал на борт до одной тонны бомбовой нагрузки. Экипаж состоял из 3-х человек: летчика (у него было два пулемета), штурмана ( один пулемет ) и стрелка-радиста ( два пулемета). И, несмотря на на это, самолеты несли ощутимый урон от атак немецких истребителей "мессершмитт-109" и "Фокке-Вульф-190", были потери и от огня зенитной артиллерии. На войне - как на войне. И все-таки авиация - это особый род войск, она могла наносить удары по врагу в его глубоком тылу. Не зря, видно, ходила вслед за войсками песня:

Там, где пехота не пройдет,
И бронепоезд не промчится,
Угрюмый танк не проползет, —
Там пролетит стальная птица...

  • Конечно, по понятным причинам, нам ничего не было известно о планах нашего командования. Только спустя какое-то время мы узнавали, что участвовали в крупномасштабных фронтовых операциях. Мы просто делали свое дело, - рассказывал Александр Сергеевич.
  • Ничего себе, просто делали свое дело! Просто воевали, просто получали награды... Кстати, Александр Сергеевич, за что вы получили свой первый орден?
  • За боевые вылеты.
  • А что вам запомнилось больше всего за время ваших боевых вылетов?
  • Самыми запоминающимися были бои в небе немецкой столицы. Это было при взятии нашими войсками Берлина. Сопротивление немцев было отчаянным и ожесточенным. Немцы впервые применили против нас реактивные истребители Ме-262. Вообще, противник прибегал в конце войны к любым хитростям: немцы, в частности, впервые использовали неуправляемые бомбардировщики, "Юнкерсы-88", начиненные взрывчаткой, при взрыве которых в радиусе двухсот метров вокруг не оставалось ничего живого. Эти самолеты управлялись с прикрепленных к бомбардировщикам истребителей "Фокке-Вульф-190", которые, при подлете к цели отцеплялись, а неуправляемые самолеты продолжали полеты по заданной траектории к цели...
  • Известный метод устрашения противника.
  • Но все мы понимали, что война приобрела необратимый характер и конец ее не за горами. Остановить нас было уже невозможно. Сила была на нашей стороне. Теперь мы знаем о численном составе и вооружении противника, чем располагали мы. А тогда ничего этого нам, рядовым воздушным бойцам, не было известно. Правла, мы знали, что враг бросает против нас лучшие свои авиационные части, в том числе с западного направления, где они воевали с союзниками. Мы знали, что против нас действуют соединения и части двух воздушных флотов - 6-го и "Райх". Мы обнаружили базирование нескольких бомбардировочных эскадр и эскадр истребителей "Фокке-Вульф-190". С Запада была снята и направлена против нас группа истребительной эскадры "Удет", которая до этого противодействовала англо-американской авиации. Но это уже не могло спасти положения. Перевес был на нашей стороне. К этому времени только в нашей, 2-й Воздушной армии насчитывалось около 2150 боевых самолетов.
  • Александр Сергеевич, а как влияла на действия авиации погода? Не напрасно ведь поется в песне: "... дождливым вечером, когда пилотам, скажем прямо, делать нечего..."
  • Непогода нам сильно мешала. По утрам и почти до обеда бывали сильные туманы (особенно в районе Одера), которые скрывали немецкие позиции. Но зато туман мешал и немецким летчикам...
  • Когда для вас закончилась война?
  • После Берлинской операции, так успешно проведенной войсками 2-го Белорусского фронта (командующий - Маршал Советского Союза Рокоссовский), 1-го Белорусского фронта (командующий - Маршал Советского Союза Жуков) и 1-го Украинского фронта (командующий - Маршал Советского Союза Конев) война еще продолжалась... Да, мне еще пришлось повоевать в небе Праги... Одна из моих наград - медаль за освобождение Праги...
  • Александр Сергеевич, как сложилась ваша послевоенная судьба?
  • Хорошо. После войны был направлен в Москву в военно-авиационное училище связи. После окончания училища присвоено звание лейтенант (теперь я майор в отставке). Служил в Советской Армии на Западе, на Востоке. Везде, куда посылала Родина. В 1958 году уволен из армии в связи с сокращением Вооруженных Сил. С тех пор в Красноярске. Летал бортрадистом-инструктором на самолетах "Ил-14", "Ли-2". Стаж работы в авиации - 50 лет. Ветеран ВОВ и труда, ветеран Вооруженных Сил, ветеран Аэрофлота. Сын Юрий пошел по моим стопам: он бортинженер с 35- летним стажем, дочь Татьяна - врач.

Вот так. У моего собеседника никаких жалоб, никаких упреков на трудную жизнь, полную несправедливостей и унижений нищенским существованием, ни тени упрека на недостаток внимания со стороны "слуг народа". Глядя на него, отчего-то вспомнилась песня на стихи Михаила Исаковского, в которой есть слова о том, как солдат, пришедший с войны, пил из медной кружки вино с печалью пополам:

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

И все-таки, какие это Человечища, рыцари без страха и упрека, наши солдаты Второй Мировой...