Конец ХIХ века человечество отмечало с особым размахом. В апреле 1900 года торжественно открылась Всемирная выставка в Париже. В этом параде человеческой мысли активно участвовали и наши земляки. Еще в 1898 году красноярцы получили из Петербурга известие о предстоящем форуме. Чиновники столицы просили сибиряков не ударить в грязь лицом и показать все свои достижения в области промышленности, сельского хозяйства, культуры и науки. Особое внимание устроителей Русского отдела на Парижской выставке просили обратить на природные богатства Сибири. К отправке в Париж готовилось все многообразие полезных ископаемых и таежных богатств. Енисейский и Минусинский музеи упаковывали в ящики грибы, бруснику, чернику, кедровые орехи и даже черемшу. В простые бутылки из-под вина укупоривались образцы грязей и солей из местных озер "Шира", "Шунет", "Тагарское". Из 3 500 экспонатов, заявленных к показу, главный распорядитель Русского отдела П.П. Семенов Тян-Шанский отобрал только 2 400 экз. Газеты сообщали и другие любопытные факты. Например, если Всемирную Парижскую выставку 1855 года посетило 5 млн. человек, то в 1867 году-8,8 млн., в 1878-16 млн., в 1889-28 млн., а в 1900-45 млн. человек. ("Енисей".- 1900.- №20)
Россия за экспозицию получила 1 589 наград, в том числе 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Золотой медали выставки 1900 года, наравне с Эйфелевой башней, был удостоен железнодорожный мост через реку Енисей. В книге "Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году" подробно рассказано о трудностях с которыми столкнулись строители при возведении этого уникального сооружения.
Сибирская железная дорога, протяженностью в 4 865 верст от Владивостока до Челябинска, оставила у посетителей выставки неизгладимое впечатление. Для ее демонстрации было отведено просторное помещение и в нем собрано все, что относилось к сооружению магистрали: карты, виды, планы дороги, модели ее мостов и других сооружений, фотографии, коллекции. Представлен был поезд, составленный из вагонов скорого сообщения Сибирской дороги.
"Публика могла размещаться по вагонам, из окон которых развертывались путем особого механизма пейзажи, встречающиеся вдоль всей магистрали. Создавалось впечатление будто проезжаешь мимо сел и городов, по мостам и горным центрам; в конце концов, когда поезд останавливается, публика выходит из противоположной двери и попадает в Китай, в Китайский отдел выставки". Не случайно Министерству путей сообщения и ее Сибирскому Комитету устроители Парижской выставки учредили высшую награду Grand Prix.
Серебряной медалью выставки были отмечены экспонаты Минусинского музея названного парижанами "Чудом Сибири". По достоинству оценили и труды нашего земляка Николая Устиновича Попова. Его книга "Руководство общей бухгалтерии" (Томск, 1888) была также отмечена серебряной медалью. Не остались без внимания и материалы о лечебном курорте озера "Шира", целебные свойства которого приковывали к себе внимание многих зарубежных гостей. Одна из американских компаний, как пишет историк П. Мешалкин, даже изъявляла желание взять озеро в аренду, с тем, чтобы сделать курорт по образцу заграничных, с купальнями, ваннами, концертным залом. Бронзовую медаль получил другой наш земляк, В.И. Суриков. На эту выставку он представил свою картину "Взятие снежного городка". Успех России в Париже превзошел все ожидания. Русские на этой выставке, как писали французские газетчики, удивили многих. А в газете "Liberte", под заголовком "Промышленная Россия в концерте народов", было написано: " Мы находимся еще под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений".