Из истории народных бесплатных читален и церковных библиотек

О возникновении сельских народных библиотек-читален в нашей губернии сведений сохранилось очень мало. Специальных исследований по этой теме нет. Отрывочные сведения об их работе, истории создания встречаются в архивах, в отдельных газетных заметках писателя и краеведа К. Богдановича. Несколько страниц этой теме посвящено в диссертации И.С. Малолетковой "Борьба за революционные преобразования библиотечного дела в России (1895 - 1917 гг.)". Автореферат (М., 1982, 16 с.). Поэтому этот раздел очерка мы решили несколько расширить и рассказать об истории создания сельских и церковных библиотек, на основе новых архивных материалов, более подробно.

Первая сельская библиотека, по отдельным сведениям, была открыта в Енисейской губернии в 1879 году. Основателем ее стал владимирский крестьянин Федор Федорович Девятов (1849 - 1901).

Газета "Восточное обозрение" о его деятельности в эти годы писала, что в селе Каргино, находящемся в 75 км от Минусинска, проживают 800 жителей. Здесь крестьянин Девятов пожертвовал для здания школы свой собственный дом из 6 комнат.

В школе учились 8 девочек и 35 мальчиков. При ней работала библиотека, где имелись фундаментальные пособия для учителя, детские книги для чтения и книги для продажи населению. Стоит отметить, что бедным детям книги выдавались для учебы бесплатно.

Общественная библиотека, созданная Девятовым и крестьянином Пашенных, по некоторым данным, проработала более 10 лет.

Вскоре Федор Федорович переезжает в село Курагино, где на свои средства открывает народную бесплатную библиотеку-читальню. В Минусинском краеведческом музее сохранился бесценный документ по истории библиотечного дела в крае - это отпечатанный в 1900 году в минусинской типографии В.В. Федорова "Устав Курагинской бесплатной библиотеки-читальни".

Согласно архивным данным библиотека в этом селе была открыта 25 апреля 1900 года. Девятов же был основным и единственным учредителем ее.

Часто прием и выдачу книг в библиотеке делал он сам. Им же были разработаны основные правила пользования книгами. Библиотека в селе Курагино работала ежедневно, без выходных, с 11 часов дня до 9 часов вечера. По воскресным дням она работала с 2-х часов дня до 9 часов вечера.

Здесь часто устраивали народные чтения и любительские спектакли. Следует подчеркнуть, что ни от кого и никаких субсидий Девятов не получал. Выписку газет и журналов, покупку книг он производил на свои личные сбережения. Конечно, у Девятова было много помощников и единомышленников из сельчан, но, к сожалению, их имена и фамилии пока не выяснены.

Федор Федорович был не только ярким библиотекарем - самоучкой, но и незаурядным журналистом. В 1885 году в литературном сборнике под редакцией Н.М. Ядринцева он напечатал обстоятельную статью "Хозяйственный быт сибирского крестьянина". Ряд отдельных статей он опубликовал в иркутской газете "Сибирь", в "Сибирской газете" П. Макушина, издаваемой в Томске, и других изданиях. Характерно, что и после смерти Девятова его статьи продолжали публиковаться. Так, в журнале "Сибирская школа", выходящем в Красноярске, редактором этого журнала Егором Итыгиным была опубликована заметка "О школах грамотности в Енисейской губернии", написанная Девятовым еще в 1885 году, где автор отмечал: "Наверное, какую бы мы ни взяли группу людей: общество большого или зажиточного селения или маленькой деревушки - везде найдутся люди, благоговеющие перед идеей народного просвещения, достигаемого при посредстве грамотности, и хотя таких немного, но они все-таки есть".

Современники отмечали, что Девятов был человеком большого ума и кипучей энергии. После смерти в 1901 году Федора Федоровича Курагинская библиотека постепенно стала приходить в упадок. В 1908 году новый заведующий Иван Ефремович Павин хотел изменить ее устав, но получил отказ. По этому поводу пошли слухи, будто бы здание библиотеки продано и она закрыта. Однако библиотека продолжала принимать читателей.

В 1911 году о ее работе можно было прочитать следующее: "Уже несколько лет существует у нас читальня, но все наше горе в том, что чем дальше, тем все больше и больше читальня перестала быть тем, чем должна быть. Виною всему небрежное отношение к делу заведующего. С мая месяца и по октябрь 1910 года библиотека-читальня совсем не функционировала: ни одной книги никому выдано не было. Не имелось и библиотекаря... За 1910 год не было выписано ни одной книги и газеты. Библиотека в страшном беспорядке. Книги не проверялись и многих нет. Кроме того, много изданий по ревизии попали в ученическую библиотеку.

Прежнего стечения публики уже нет, и книги берутся только учащимися. А было когда-то счастливое время, что население ей интересовалось и шло туда за книжкой и газетой. Теперь же оно относится к читальне отрицательно. Это выражается в погромах: бьют в ней окна, ночью вламываются вовнутрь, отпирают шкафы и уносят книги, рвут газеты и журналы".

Комментировать эту заметку, наверное, нет смысла. Однако нам думается, что настала пора, чтобы Имя Ф.Ф. Девятова, этого неутомимого подвижника сельской культуры, воскресить в нашей памяти и, может быть, назвать его именем одну из библиотек Курагинского района.

В конце 90-х годов прошлого века пример Ф. Девятова был быстро подхвачен. Для многих стало очевидно, что поддерживать грамотность населения без открытия сельских библиотек занятие во многих случаях бесполезное. Наиболее явственно это прозвучало в прошении Екатерины Никифоровны Окуловой на имя Енисейского гражданского губернатора Л.К. Теляковского. В нем жена известного минусинского купца писала: "Живя вблизи деревень, мне пришлось обратить внимание на детей, учащихся в церковноприходских школах, которые по выходе из оных за неимением книг и недостатком средств к приобретению их, волей-неволей все заученное забывают и остаются почти такими же неразвитыми, какими были до поступления в школы. Вследствие этого обстоятельства у меня возникла мысль: прийти на помощь в деле развития крестьянских детей, а потому имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство не отказать в разрешении мне открыть бесплатную народную библиотеку при крупчатом заводе моего мужа, Ивана Петровича Окулова".

Прошение было подано 10 декабря 1895 года, а уже 1 апреля 1896 года разрешение на ее открытие было получено.

Большую помощь в подборе книг оказал Н.М. Мартьянов - основатель Минусинского Музея, который вел с Окуловой постоянную переписку по этому вопросу. Библиотечные дела в основном вершила дочь Е. Окуловой - Глафира, впоследствии ставшая видным советским политическим деятелем. К сожалению, частная библиотека Окуловых проработала недолго. После 1905 года сгорел крупчатый завод Окуловых, и библиотека была закрыта.

Умная и проницательная Е.Н. Окулова одной из первых в губернии поняла, что только школа совместно с библиотекой может поднять грамотность сельского населения на более высокий и прочный уровень. Пример Девятова, Окуловой все чаще находил поддержку в среде зажиточного крестьянства губернии. Для многих стало очевидным, что грамотному на селе живется гораздо лучше других. Бойкие на перо журналисты сразу же подметили: в грамоте видеть цель - лучше устроиться в жизни.

Характерно, что даже в глухой сибирской глубинке крестьяне стали обзаводиться библиотеками. В 1897 году петербургская газета "Сибирь" в одной из заметок отмечала хорошую работу народной библиотеки в селе Идра Минусинского уезда. Здесь читателями библиотеки были не только идринцы, но и жители близлежащих сел: Хабыка, Преображенского, Салбинского.

Всего же за 1897 год Идринскую библиотеку посетили 107 человек, которым было выдано 1000 газет, книг и журналов. Очевидно, через некоторое время она закрылась.

Недавно в краевом архиве был найден проект устава бесплатной народной библиотеки-читальни в селе Идринском. Учредители ее - крестьяне Федор Лаптев, Филипп Михайлов и лесной кондуктор Степан Адександров - просили губернатора утвердить проект и открыть в декабре 1906 года в селе Идра библиотеку. Но из-за неточности в оформлении документов администрация губернии прошение крестьян отклонила. В марте 1907 года прошение об открытии было подано снова, и вновь был получен отказ.

К сожалению, новых данных об истории этой библиотеки мы пока не имеем. Возможно, что в последующие годы идринцам наконец-то удалось обойти бюрократические рогатки местных властей.

Но вернемся к 90-м годам прошлого века. Идея идринцев охватить библиотечным обслуживанием как можно больше населенных пунктов новой не была. Еще раньше в селах и деревнях Томской губернии старались расширить сеть так называемых сумочных читален - первых своеобразных библиотек-передвижек. Но этот опыт был довольно краткосрочным и в дальнейшем никакого распространения не получил.

В это же время в печати начинают появляться дискуссии о сельской библиотеке: какой ей иметь книжный фонд, должна ли она быть при школе или находиться в отдельном здании. Ссыльный В. Серошевский, впоследствии видный польский литератор, из далекого якутского края писал: "Я думаю, что необходимые книги в захолустных библиотеках, предназначенных для интеллигентных людей, должны заключать кроме журналов, сибирских газет... еще все книги, описывающие далекий уголок края".

Так опальный писатель одним из первых обратил внимание на комплектование сельских народных библиотек краеведческой литературой.

В конце 1890-х годов сельские библиотеки появляются в Красноярском, Канском, Минусинском уездах.

Так, 11 апреля 1998 года в селе Рыбинском Канского уезда открылась бесплатная библиотека-читальня. Размещалась она в здании двухклассного училища. К этому времени Рыбинская волость была одной из самых населенных в Канском округе. На ее территории размещались 13647 единоличных хозяйств. В волости проживали 30137 мужчин и 27417 женщин. Однако грамотных крестьян было немного. Из всего населения грамотой владели только 1326 мужчин и 209 женщин, 1087 человек были полуграмотными, то есть умели лишь расписываться и немного читать по слогам.

Тем не менее, тяга к печатному слову у многих в селе Рыбинском была. В 1897 году здесь выписывали 18 названий газет и 15 наименований журналов. Наиболее популярной была красноярская газета "Енисей", которую читали 12 семей. "Енисейские губернские ведомости" приходили в село в 4 экземплярах. Всего рыбинцы получали 33 комплекта различных газет. Журналов крестьянами выписывалось и читалось значительно больше. Так, "Родину" выписывали 14 человек, "Церковные ведомости " - 11, "Ниву" - 9, "Вокруг света" - 7. Всего 58 названий.

Часть прочитанных газет и журналов многие крестьяне сразу же передавали в фонд библиотеки.

Надо отметить, что в большинстве сел обязанности библиотекарей исполняли местные учителя. Причем почти без всякого вознаграждения. В Рыбинской библиотеке все библиотечные дела вершил учитель Н. Коростылев, который был влюблен в книгу. В своих беседах он всегда говорил, что каждый человек, живущий на земле, обязан любить книгу. Многие сельчане сочувственно отнеслись к созданию библиотеки, выделяя на ее содержание последние копейки. Так, во время открытия библиотеки крестьяне отдали Коростылеву 59 рублей на ее нужды.

В том же 1898 году открывается бесплатная библиотека-читальня в селе Арейском Красноярского уезда. Еще в 1896 году совет Общества попечения о начальном образовании города Красноярска выступил перед губернатором с ходатайством о разрешении открыть в этом селе библиотеку на средства, пожертвованные для этой цели Валерианом Тимофеевичем Зиминым в сумме 250 рублей. Первоначальный фонд составлял 546 томов. В течение первого года записались 300 читателей, которым было выдано 2642 экземпляра книг. Таким образом, обращаемость книжного фонда была равна 5. Взятые книги крестьяне любили читать всей семьей дома, вслух. Из-за нехватки средств библиотека была вынуждена работать только зимой, в дневное время. Денег на свечи и керосин у крестьян не было. 25 рублей в год читатели платили за аренду небольшого помещения. Работала тут, разумеется, на общественных началах учительница Арейского одноклассного сельского училища Марценкевич. Преодолевая финансовые трудности, равнодушие местных толстосумов, библиотека продолжала работать вплоть до 1917 года.

12 февраля 1898 года на частной квартире в доме Иллариона Коваленко была открыта бесплатная библиотека - читальня в селе Зеледеево Красноярского уезда.

Плату за аренду квартиры платил известный красноярский библиофил Геннадий Васильевич Юдин - по 25 рублей в год. На этом вся благотворительность купца заканчивалась. Читатели часто жаловались на то, что библиотека крайне бедна книгами и инвентарем. Из мебели в ней имелся только шкаф, стол, диван и стул. Такая скудная и убогая обстановка не была "привилегией" зеледеевской читальни. К сожалению, такую картину можно было увидеть во многих сельских библиотеках Восточной Сибири.

И все-таки недостатка в читателях не наблюдалось. Часто записывались даже жители близлежащих деревень. Несмотря на трудности, библиотека проработала до 1916 года.

22 февраля 1898 года в Зеледеевской волости стала работать еще одна библиотека-читальня, открытая в деревне Емельяново.

Страницы истории создания в нашем крае каждой библиотеки - это прежде всего рассказ о трудной судьбе провинциальных интеллигентов сибирской глубинки. Наиболее типична и в то же время драматична история библиотеки в селе Назарово.

Еще в 1896 году назаровцы обратились к губернатору Л.К. Теляковскому с просьбой об открытии в селе библиотеки. Однако, через несколько месяцев пришел отказ. Инициативу сельчан поддержал редактор газеты "Енисей " Емельян Федорович Кудрявцев. А вскоре в его газете появилась заметка, где ее автор писал, что с открытием в таком большом селе библиотеки у жителей появилось бы хоть одно из разумных развлечений, и молодежь, может быть, от нечего делать посещающая кабаки, вместо этого села бы за книжку. Как правило, в те годы подобные заметки кончались на грустной ноте: "Опять на долю обывателей приходится часы досуга коротать в кабачке или стоять у ворот, бесцельно глядя вдаль".

И все же местный кружок интеллигентов, который возглавлял врач Дмитрий Ермолович, продолжал добиваться открытия библиотеки. В 1898 году назаровцы смогли собрать 180 рублей, чтобы на них купить первые книги.

В 1899 году библиотека была открыта. Дела на первых порах у нее пошли неплохо. Никаких денег за чтение книг и журналов с читателей не брали. Даже за нарушение срока сдачи книги не взималась пеня. Влияние этого первого культурного островка в селе Назаровское на общественную жизнь сельчан было огромно.

Это видимо не устраивало местного священника Семена Семенова. И он пустил в ход обычный донос.

В докладной записке, Адресованной самому Енисейскому губернатору, служитель церкви писал: "... от меня первее всего скрыты и укрыты каталоги этой библиотеки, по которым бы я мог судить, как имеющий над библиотекой право надзора, правильно ли сия последняя исполняет свой Устав в отношении читательского материала и законности его набора. Все в этой библиотеке делается самочинно только распоряжениями местного врача, доктора Ермоловича... - эта библиотека скудна набором читательского материала в религиозно-нравственном содержании. Следовательно, она дает народу не то, что ему сперва нужно".

Далее Семен Семенов пишет, что в лице заведующих этой библиотекой он видит людей, влияющих на народ так, что за влиянием этим прямо уследить нельзя. Особенно священник недоволен был доктором Ермоловичем, который ни разу не появился в церкви и, по словам Семенова, держал в библиотеке один хлам - газеты, повести и романы.

На докладную записку священника губернатор прореагировал быстро. Вскоре ему сообщили, что Д.Н. Ермолович - один из активных библиотекарей Назаровской библиотеки - читальни - имеет знакомство с политическими ссыльными. За доктором был установлен негласный надзор, за библиотекой - тщательное наблюдение.

В конце 1890-х годов на примере идринской читальни мы видим, что библиотеки быстро рождались, умирали и вновь воскресали. Богатую историю имеет сельская библиотека Ужура. Это было грамотное, читающее село, где первая начальная школа была открыта еще в 1857 году. Здесь под влиянием политических ссыльных крестьяне стали охотно приобщаться к печатному слову. Многие ссыльные обучали крестьянских детей грамоте, вели с ними беседы на различные темы.

Сохранившаяся архивная переписка достаточно полно характеризует то непростое время. Так, один из одиннадцати невольных обитателей Ужура - Виталий Кудряшов, осиливший грамоту, по воспоминаниям современников, только по дороге в ссылку, в 1892 году писал: "У нас теперь читать есть много кое-чего: есть лекции Брема о животных (по воспоминаниям издательницы Водовозовой, это была одна из самых "модных" книг тех лет - Л.Б.), недавно получили несколько биографических книг, газеты "Русская жизнь", "Наука и жизнь".

В других сообщениях он уведомляет, что здесь, в Ужуре, они прочитали книгу народника-томича Н.И. Наумов "Сила солому ломит". Политические ссыльные А. Макаренко, В. Кудряшов, Е. Синев, К. Пешекеров читали ужурским крестьянам книги издательства "Посредник" - Льва Толстого, рассказы и очерки из журналов "Русская мысль", "Вестник Европы, "Русское богатство". И это влияние на окружающих жителей, наверное, трудно переоценить.

Следует отметить, что наиболее литературно одаренным из этой большой группы ссыльных оказался Алексей Макаренко, который уже в 90-е годы начал работу над книгой "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении", по сути, ставшей для современных исследователей малой энциклопедией по изучению народных обычаев и обрядов дореволюционной Сибири.

Попытки ссыльных революционеров оказывать влияние на умственный настрой ужурских крестьян по утверждению многих советских исследователей, оказались тщетными. Нам кажется, что это утверждение является более декларативным, чем научно обоснованным. Скорее всего, этот вопрос для будущих историков окажется открытым.

Круг чтения ссыльных был необычайно разнообразен. Среди изданий по социологии и политэкономии было немало таких, которые даже самим "учителям" в силу их ограниченного образования были малопонятны. К таким изданиям следует отнести брошюру М. Мандельштама "Интеллигенция как категория капиталистического строя", изданную в Симбирске в 1890 году, о которой в одном из писем упоминает В.Кудряшов.

Сегодня эта брошюра хранится в краевой библиотеке им. В.И. Ленина. Вероятно, это и есть тот самый экземпляр книги, над которой ломали головы ссыльные ужурцы. Лейтмотив этой брошюры сводился к нескольким словам: "Интеллигенция, не доверяйся ласкам капитала! Это ласки сирены. Они усыпят тебя капиталистом, а разбудят нищим". К сожалению, остальные выводы, как признавался сам Кудряшов, были за семью печатями.

Разнообразная общественно-политическая жизнь в этом селе подготавливала почву для открытия в нем библиотеки - читальни. По некоторым данным, такая библиотека в Ужуре появилась уже в 1897 году. Однако архивными и другими справочными источниками это не подтверждается. Но есть данные о том, что уже в 1904 году ужурцы выписывали 33 названия различных периодических изданий в количеетве 54 экземпляра. Среди них были журналы: "Мир Божий" - 1 экз., "Русское богатство" - 1 экз., "Родина" - 4 экз., "Вокруг света" - 2 экз., "Журнал для всех" - 2 экз., "Правительственный вестник" - 1 экз.; газеты: "Енисей" - 3 экз., "Сибирская жизнь" (Томск) - 4 экз., "Сенатские Ведомости" - З экз., "Биржевые ведомости" - 5 экз. Эта богатая статистика говорила о том, что в Ужуре было много любознательных людей, которые, как точно подметил корреспондент газеты "Енисей", "могли бы создать народную библиотеку, но до сих пор такой библиотеки здесь нет, а потребность в ней до сильно ощущается". Только с приездом в Ужур мирового судьи К.А. Станкеева здесь начинается создание общественной библиотеки. Всю самую лучшую часть своей домашней библиотеки судья передал в народное пользование. В 1909 году его не стало. Современники запомнили, что "это был человек, который верил в добро и просвещение".

Ужур становился с каждым годом селом читающим, а в 1916 году здесь появился свой первый печатный станок, который в количестве 20 - 30 экземпляров стал выпускать телеграммы Петроградского телеграфного агентства. Слова Федора Девятова о том, что в каждом селе и деревне найдутся люди, сочувствующие книге, стали все чаще сбываться в начале ХХ века.

Нашлись такие люди и в старинном казачьем селе Каратузском Минусинского уезда. Здесь библиотека-читальня открылась 19 января 1902 года.

Главную свою задачу ее создатели видели в том, чтобы "все жители села Каратузского могли бесплатно пользоваться книгами и журналами". Это положение было четко зафиксировано в уставе, который был отпечатан в красноярской типографии М.Я.Кохановской в 1902 году. Заведовать читальней жители поручили местному жителю Семену Ивановичу Лысяку.

С самого первого шага библиотека испытывала острую нехватку средств. Чтобы как-то поправить кассу, актив решил соорудить в помещении читальни небольшую сцену, где за небольшую плату можно было показывать сельчанам спектакли местного драматического кружка. Здесь же проводились и воскресные народные чтения. Но все эти меры существенно изменить материальное положение не могли.

Со страниц местной прессы заведующий Каратузской библиотекой учитель Николай Шевгунов и в 1912 году постоянно сетовал на то, что в библиотека нет собраний новейших писателей, нет даже сочинений классиков русской литературы. Жалким выглядел естественно - научный отдел библиотеки, многие крестьяне, обращавшиеся за ответами в основном по агрономическим вопросам, уходили ни с чем. Большая часть книг за десять лет пришла в негодность. Денег на переплет старых и на приобретение новых не было. Библиотека стала быстро терять читателей и вскоре была закрыта.

Девятнадцатый век подготовил хорошую почву для дальнейшего развития книжной культуры в Енисейской губернии. Почти во всех городах работали музеи, книжные магазины, библиотеки, типографии.

Однако споры красноярской интеллигенции о том, как сделать жизнь сельскою труженика достойной, не утихали. Местные газеты, тираж которых поддерживался только различными скандалами, эти споры еще больше усиливали.

Резкой критике подвергалась работа сельских школ. На высоких заседаниях чиновники-демократы, не оглядываясь на присутствие высокого начальства, смело говорили, что "существующие начальные школы не удовлетворяют потребностям населения ни в количественном, ни в качественном отношении. До 75 процентов всех селений губернии лишены были школ вовсе. В среднем одна школа приходилась на 1700 душ населения обоего пола.

Безграмотность сельского населения губернии была поразительной. Во многих больших селениях лишь единицы могли поставить свою подпись под документом.

Эти факты заставили членов губернского комитета на февральском заседании 1903 года быть в своих мнениях единогласными: поднятие уровня народной грамотности, культуры - констатировали они - является делом первостепенным и наиболее важным, поэтому "при разрешении его должны быть отброшены всякие соображения о затруднениях материального свойства" (разрядка моя - Л.Б.).

Но хорошие решения, принятые на бумаге, на практике разрешались чрезвычайно сложно и медленно. Инициатива сельской интеллигенции была стеснена различными ограничениями, инструкциями, правилами. В основном она подавлялась местной администрацией, которая в большинстве своем была невежественна, ленива и развращена властью.

Однако постепенно в ее аппарат приходили новые люди, которые стремились облегчить жизнь сельчан. Так, благодаря усилиям крестьянских начальников С. Ордынского, Д.Сайлотова в Минусинском и Канском уездах было открыто значительное количество библиотек-читален. Например, в селе Таштыпском, в деревнях Бейской волости, в селе Абаканском.

Но к 1902 году стало ясно, что сеть сельских библиотек на юге губернии развивается намного интенсивнее, чем в Красноярском уезде.

Иногда разрешение об открытие библиотеки приходилось ждать годами. Так, 9 декабря 1900 года сельский сход отправил прошение енисейскому губернатору - тайному советнику М.А. Плецу об учреждении в селе Сухобузимском народной библиотеки. Но лишь 28 мая 1903 года учредители получили положительный ответ. 4 апреля 1903 года состоялось торжественное открытие.

Так же долго чиновники волокитили вопрос о разрешении работы библиотеки-читальни в селе Тесинском Шушенской волости Минусинского уезда. Еще в 1904 году на сходе крестьяне решили отправить прошение об открытии библиотеки в Красноярск.

Надо сказать, что к этому времени в местной печати были опубликованы новыми правила 1902 года об открытии бесплатных библиотек-читален. По сути дела это были лишь слегка измененные "Правила о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними", утвержденные правительством в 1890 году.

Согласно этим правилам, за народными бесплатными библиотеками следили министерства внутренних дел, народного просвещения и духовное ведомство. Короче говоря, библиотеки находились под тройным надзором. Правила 1900 года разрешали библиотекарям только выдавать книги, затребованные читателем. Рекомендовать книги читателю они не имели права. По новым же правилам 1902 года библиотекарь теперь мог давать посетителям различные пояснения, справки и советы. Против этого 13 параграфа новых правил 1902 года резко возражала местная администрация, которая принципиально считала, что 13 параграф предоставляет библиотекарям слишком неопределенные полномочия, "могущие повлечь за собою нежелательные последствия".

Дело зашло так далеко, что енисейский губернатор решил по этому параграфу проконсультироваться с чиновниками из столицы. "Консультации" продолжались уже более трех лет, а ответа из Петербурга все не было. Вскоре исправник донес губернатору, что он получил от священника села Тесь Александра Любутского сообщение от 26 июня 1907 года, что библиотека в селе Тесь "открыта быть не может за недостатком материала для чтения и лиц, сочувствующих этому делу".

Так бюрократическая машина в зародыше убивала все добрые демократические начинания в области книжного дела. Ни о какой поддержке его развития в губернии администрация в эти годы даже не помышляла. Двигателем библиотечного дела, как и в прошлом веке, была только личная инициатива.

Только благодаря настойчивости врача Карпа Дмитриевича Куприянова в селе Ермаковском Минусинского уезда открывается кабинет для чтения. Как писал врач, "цель кабинета дать возможность местной читающей публике воспользоваться имеющимся в моем распоряжении небольшим запасом разрешенных цензурою книг". Иными словами, Куприянов просил губернатора домашнюю библиотеку превратить в общественную.

По сведениям К. Богдановича, в 1902 году был отпечатан "Устав бесплатной библиотеки-читальни в селе Ермаковском Минусинского уезда Енисейской губернии ". Единственный экземпляр этого устава хранится в фондах краевого архива.

Заметим, что в конце 80-х годов прошлого века в семитысячной Ермаковской волости было грамотных 544 мужчины и 450 женщин. С открытием здесь в 1888 году министерской сельской школы грамотность населения стала резко возрастать. По нашим сведениям, в Ермаковском, довольно типичном для Восточной Сибири селе, в 1902 году работали 4 библиотеки: бесплатная библиотека - читальня, школьная при сельском училище, церковная и кабинет для чтения врача Куприянова.

Однако так было не везде. Некоторые местные чиновники вынуждены были признать, что для внешкольного образования в Ачинском уезде ничего не делается: народных чтений почти не бывает, новых библиотек-читален не открывается, воскресных школ не устраивается. На весь Ачинский уезд трех действующих в 1902 году народных библиотек - в с. Назаровском, Большеулуйском и Балахтинском, созданных благодаря старанию частных лиц и сельских обществ, - было явно недостаточно. Ни духовенство, ни Министерство просвещения не были заинтересованы в распространении просвещения среди жителей сел и деревень уезда.

В 1903 году бесплатная народная библиотека-читальня была учреждена в селе Подсосенском Ачинского уезда. Свою главную задачу учредители видели в "предоставлении всем жителям Подсосенской волости бесплатного пользования книгами и периодическими изданиями.

Местная полиция бдительно следила за распространением нелегальной литературы в сельской местности. Почти каждый житель губернии был под пристальным оком полиции и жандармов. Крамолу искали в библиотеках, школах, обществах, одним словом, везде. Это дало повод местным острякам сочинить такой анекдот: Будто бы канский исправник, докладывал енисейскому губернатору, что девицы под именем "Пропаганда" в Тасеевской волости не обнаружено. По слухам, оная девица вышла замуж за ирбейского волостного писаря и уехала с ним в Якутскую область".

Учредителей библиотек на политическую благонадежность власти проверяли по несколько раз в год. В 1904 году разрешено было открыть в селе Частоостровском Красноярского уезда народную библиотеку-читальню в доме крестьянина Александра Яковлевича Козлова. Перед открытием Козлова тщательно проверяли на политическую благонадежность, но ничего компрометирующего в его биографии, не нашли.

В типографии М. Кохановской в Красноярске был отпечатан устав. Крестьянский начальник С.К. Будинцев, один из организаторов этой библиотеки, выполнил все строгие формальности по утверждению каталога книг. Читальня проработала успешно уже несколько месяцев, и вдруг ее закрыли. Когда все выяснилось, то жители узнали, что А.Я. Козлов подозревался в политической неблагонадежности. Читальню срочно перевели в другое место - в дом вдовы псаломщика Пелагеи Александровны Глаголевой.

В 1904 году крестьяне села Шила Сухобузимской волости Красноярского уезда впервые в Енисейской губернии решили присвоить библиотеке-читальнеимя одного из русских писателей. Выбор пал на писателя-народника Глеба Успенского.

Сельский сход поручил заведование библиотекой чиновнику Шилинского почтово-телеграфного отделения Иннокентию Ивановичу Вишневскому. Вести наблюдение за приобретением газет и книг стал местный священник Андриан Кручинин. В числе активистов были крестьянский начальник Красноярского уезда С.К. Вудинцев и крестьянин Федор Криволуцкий.

В своих секретных документах охранка докладывала губернатору, что устроители библиотеки люди в политическом отношении вполне благонадежные и открывают ее в чисто просветительских целях.

Необходимо отметить, что часто организаторами сельских библиотек выступало и духовенство. Так, священник Аскизской Петропавловской миссионерской церкви Владимир Кузьмин настойчиво просил губернские власти о разрешении открыть библиотеку в селе Аскиз Минусинского уезда. В феврале 1905 года священник писал губернатору, что он дает "свою личную подписку об ответственности перед правительством за соблюдение законных правил в библиотеке-читальне".

Революционные события 1905 года заставили местную администрацию пойти на снятие запретов с печатного слова. Основная масса населения пыталась разобраться в идеях местного самоуправления, гласности. На практике это стремление населения выражалось и в открытии новых библиотек.

В августе 1906 года 127 крестьян из села Тасеево Канского уезда заявили губернатору о том, что они хотят открыть библиотеку-читальню. Провинциальный крестьянский начальник 5-го участка Канского уезда Д. Сайлотов по этому поводу писал губернатору Гирсу, что "устройство проектируемой библиотеки-читальни желательно без всякого сомнения".

Упреждая возможный отказ, крестьянский начальник решил прокомментировать губернатору решение тасеевских крестьян так: "Если же деятельность читальни примет несоответствующее направление, то у администрации есть средства парализовать вредные действия со стороны кого бы это ни было". В переводе на простой язык этот "дипломатический" ход Д. Сайлотова означал: "Разрешайте, Ваше превосходительство, а я уж здесь похлопочу, чтобы тасеевские крестьяне не сбились с заданного "направления".

В марте 1907 года библиотека в Тасеево была открыта.

Д. Сайлотов в отличие от других губернских чиновников, понимал, что библиотеки сельскому жителю необходимы. Ибо грамотный мужик - это богатый рассудительный хозяин. Своим авторитетом Д. Сайлотов давил на губернатора Александра Николаевича Гирса, чтобы "хозяин" губернии поддержал политику проводимых им мероприятий в Канском уезде.

Заметим, что в экономическую жизнь губернии губернатор вникал мало. Главная задача его в это время била - не допустить распространения по-территории губернии крамолы. Вот почему в это время оргия взяточничества прочно свила себе гнездо в Красноярске.

После открытия Тасеевской библиотеки Сайлотов просит открыть библиотеку-читальню в селе Николаевском Тасеевской волости Канского уезда.

Ответ губернатора долго себя ждать не заставил. Вот что писал Гирс своему подчиненному: "Если же Вы находите возможным допустить функционирование библиотеки в селе Николаевском, то в этом случае деятельность ее возлагается на полную Вашу ответственность".

Вскоре заведующий Николаевской библиотекой сельский писарь Дмитрий Дорофеевич Угрюмов приступил к своим обязанностям.

В эти же годы открываются так называемые пришкольные библиотеки, которые выдавали книги не только ученикам сельских училищ, но и взрослым жителям сел. В красноярском архиве сохранился устав народной библиотеки при Межовском сельском училище Красноярского уезда, утвержденный в 1906 году губернатором. В училище была выделена бесплатно отдельная комната. В правилах библиотеки мы обратили внимание на один из пунктов, который гласил, что "лица не крестьянского сословия деревни Межовой должны платить за пользование книгами из библиотеки по 15 копеек в месяц".

Заметим, что платных библиотек-читален в сельской местности почти не было. Межовская библиотека в этом смысле представляет исключение. Скорее всего, такая дискриминационная мера по отношению к другим сословиям, проживающим в деревне Межовой, была вызвана какими-то конфликтами местного значения.

Если на юге губернии рождение народных библиотек стало переходить в разряд рядовых явлений, то на севере губернии сельское население о просветительных учреждениях и вообще не помышляло. Лишь изредка на приисках Енисейского уезда некоторые золотопромышленники создавали для своих рабочих передвижные библиотечки, выписывали для них газеты и журналы.

Зная, что север губернии очень плотно населен политическими и уголовными ссыльными, губернские власти прибегали к различным уловкам, чтобы не допустить открытия библиотек в этих селах и деревнях.

В краевом архиве сохранилась переписка о неудачной попытке устроить библиотеку в селе Кежма Енисейского уезда. Так, в 1911 году крестьянский начальник, курировавший Кежму, обратил внимание на живой интерес крестьян к различным наукам. Он впервые снабдил жителей этого села семенами вики, клевера, тимофеевки. Видя их удивление богатым урожаем трав, чиновник решил немедленно открыть в Кежемской волости сельскохозяйственные библиотеки с богатым подбором книг по огородничеству, растениеводству и животноводству. Сначала решено было открыть такую читальню в самой Кежме. Заведовать ею сельчане поручили молодому волостному писарю Ивану Корниловичу Суздалеву. Характеристика ему сходом была дана самая похвальная: кежемцы отмечали его религиозность, скромность, трудолюбие, честность, обязательность. Но этого оказалось мало. По существующим в то время правилам, заведовать библиотекою, как мы уже не раз отмечали, должно было только лицо политически благонадежное.

Разрешение на вхождение в должность давала губернская власть. Однако губернатор Суздалеву работать не разрешил. А произошло следующее: 12 декабря 1911 года начальник губернского жандармского управления доложил губернатору, что "означенный И.К. Суздалев будучи в 1906 - 1907 гг. помощником кежемского волостного писаря участвовал в демонстрациях с политическими ссыльными, хождении с красными флагами и пении "Марсельезы", но привлекаем по малолетству не был.

В настоящее время Суздалев имеет также близкое общение с политическими ссыльными и навлекает на себя подозрение в политической неблагонадежности".

Этого подозрения было достаточно для того, чтобы культурное начинание быстро заглохло.

Немалый вклад в развитие библиотечного дела и краеведения внес учитель Красноярского духовного училища Николай Герасимович Тарасов, автор многих краеведческих издании. В 1911 году в Красноярске выходит составленная им брошюра "Краткий обзор деятельности бесплатной народной библиотеки-читальни в с. Балахтинском Ачинского уезда Енисейской губернии за 1899 - 1909 гг." Издана она была на средства Иосифа Николаевича Половникова. Составитель брошюры подчеркивал, что основными читателями библиотеки во все эти годы были дети от 7 до 15 лет. В 1909 году таких жителей было записано 160, 55 читателей имели возраст от 30 до 50 лет. Люди старшего возраста посещали библиотеку очень редко.

В книжном фонде было 2500 экземпляров книг и журналов. Судя по отчетам, он был разнообразным и удовлетворяющим все потребности читателей. Здесь были полные собрания сочинений Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Некрасова, Л. Толстого, Г. Успенского, Г Гауптмана, Г. Ибсена, В. Гюго и многих других. Из периодики балахтинцы выписывали журналы "Вестник трезвости ", "Вокруг света", "Нива", "Домашний доктор", "Юная Россия", "Русское пчеловодство".

Библиотека для читателей была открыта только 126 дней в году, то есть в неделю 2 - 3 раза. Библиотекари работали бесплатно. По этому поводу местные юмористы острили, что за такое бескорыстие и добродетель на земле библиотекари получат вознаграждение только на небе.

Большую материальную помощь оказывали библиотеке сыновья известного библиофила Г.В. Юдина - Алексей и Леонид. Они давали деньги на подписку, за свой счет вели ремонт помещения. Благо расходы на одного читателя составляли не более 70 копеек в год.

В 1913 году на Каменском переселенческом участке Уярской волости Канского уезда открывается библиотека латышских колонистов. И сразу же она получает пособие, завещанное известным книгоиздателем Ф. Павленковым, и небольшую подборку книг для народного чтения. Сюда же, в село Каменское, харьковское общество грамотности присылает все свои самые ценные издания в трех экземплярах. Имела она и свою печать с надписью: "Каменская народная библиотека". Это была первая народная библиотека-читальня в густонаселенной Уярской волости".

После введения в 1914 году в России запрета на продажу алкогольных напитков развитию библиотечного дела уделяется самое серьезное внимание. В 1915 году даже было выделено 30 тысяч руб. на комплектование школьных библиотек для взрослого населения губернии.