В новом качестве

12 сентября 1955 года Министр речного флота СССР Шашков издал приказ № 355 «О реорганизации Пеледуйского арктического судостроительного училища в Красноярское речное училище». Этим же приказом предписывалось Енисейскому речному пароходству доставить выделенные с Енисейской судоверфи 3 восьми квартирных дома из Енисейска в Красноярск для речного училища. Позднее был выделен и доставлен четвёртый дом.

С большим трудом, с помощью начальника Енисейского речного пароходства Назарова Ивана Михайловича, удалось «выбить» площадку под строительство. Решением горсовета площадка была выделена напротив хирургического корпуса краевой больницы на свободном от застройки поле в 2 км от существующего учебного корпуса по улице Просвещения.

Большие трудности встретились с доставкой домов из Енисейска в Красноярск. Иван Семёнович Корякин вспоминает: «…Енисейск находится ниже Красноярска на 460 км и если даже буксировать баржу со скоростью 10 км/час, не работая ночами, и то можно за 3–4 суток дойти до Красноярска, но этого не было.

4 октября баржу поставили рядом с причалом Енисейской судоверфи под погрузку домов. Для обеспечения более быстрой погрузки домов в г. Енисейск командируется А.Г. Мазур (преподаватель). Он хорошо понимал сложность обстановки. Зная его настойчивый характер, мы не сомневались в том, что погрузка домов будет произведена быстро, так и получилось.

В 3 дневный срок баржа была полностью загружена деталями домов. 8 октября п\х «Дежнев» забуксировал баржу и повёл её в Красноярск. Мы считали, что 12 13 октября она будет в Красноярском речном порту, готовились как лучше организовать её разгрузку, продумывали вопрос доставки стройдеталей на площадку. Но наши расчёты не оправдались. Мы пережили много тревожных дней. Осенняя непогода была неустойчивой, по прогнозу выходило, что вот-вот Енисей встанет, назывались сроки, что не далее 20 октября. Если бы прогноз оправдался, то строительство домов было бы отодвинуто на целый год. И ещё неизвестно, где бы оказалась баржа с домами. Она могла вмёрзнуть в Енисее на подступах к Красноярску. Проходит 15 октября, а баржа не прошла и половину пути, п\х «Дежнев» выходит из строя из-за поломки двигателя. Буксировка прекращается. Проходит ещё 5 дней, уже 20 октября, а баржа с домами в Красноярск не пришла. По-прежнему прогноз погоды самый неблагоприятный для нас – на днях Енисей должен встать. Тревога усиливается. Хорошо было то, что прогноз не сбывался, в некоторой степени это нас ободряло и вселяло надежду, что все-таки успеют баржу привести в Красноярск. 25 октября диспетчер порта сообщает, что баржа пошла в Атаманово, что через день–другой будет в Красноярске. И так обещания следовали за обещаниями.

С 9 октября, как забуксировали баржу, прошло 17 дней, а она все ещё далеко от Красноярска… После 20 октября я каждый день ходил к начальнику пароходства, имел с ним телефонные разговоры. Очевидно, я ему изрядно надоел, и он 26 октября отдал распоряжение: поставить на буксировку баржи исправный теплоход… 28 октября, спустя 20 дней, как была забуксирована баржа, она, наконец, прибыла в Красноярский речной порт. За 20 дней баржа прошла путь, равный 460 км, проходя в сутки в среднем 23 км».

На следующий день, 29 октября, началась разгрузка баржи. Работали и курсанты, и педагоги во главе с начальником училища. Большую помощь Ивану Семёновичу в организации разгрузки, а затем и в строительстве домов, оказали: заместитель по учебной части Н.Т. Шкиль, руководители бригад курсантов преподаватели Вадим Петрович Кутумов, Николай Александрович Лукьянов, Арсений Григорьевич Скворцов, Александр Васильевич Кузнецов.

Сразу же после перевозки домов к месту началось строительство хозспособом. Курсанты работали каждый день, сочетая труд с учебой. Особенно добросовестно трудились Никитенко, Куклеев, Анохин, Фалин, Чубарь да и многие другие. В середине ноября для увеличения темпов были наняты 3 бригады строителей. Одновременно возводилось 3 дома; в конце декабря 1955 года все они были приняты в эксплуатацию.

С 1 января 1956 года Красноярский речной техникум стал именоваться Красноярским речным училищем. Вскоре утверждено штатное расписание цикла военно-морской подготовки, расширен штат педагогических работников. В училище вводятся должности замполита, заместителя начальника по военно-морской подготовке, инструктора культмассовой работы, инженера-строителя и другие.

В середине января 1956 года бригада плотников приступила к строительству столовой, площадью 300 кв.м, которая была построена в кратчайшие сроки: к июню уже сдана в эксплуатацию. 1 марта открывается в свой медицинский пункт. 20 марта организуется электротехнический кабинет и ликвидируется химический кабинет.

С апреля, в связи с преобразованием техникума в училище, преподаватели по графику привлекаются на военные сборы для переподготовки.

В июне 1956 года на должность замполита назначается Николай Дмитриевич Тарасенко, в обязанности которого входило прежде всего организация воспитательной работы с курсантами и работниками училища. Дело для того времени было новое, ни методических пособий, ни наработок не существовало и Николаю Дмитриевичу пришлось организовывать дело практически с нуля.

В августе началось строительство восьми квартирного дома под общежитие. К 1 сентября, в основном, все трудности были позади. 2 сентября государственная комиссия приняла 3 построенных дома с оценкой «хорошо».

20 сентября закончился первый приём в речное училище 120 юношей, имеющих среднее образование. В первых числах октября курсанты училища получили форменное обмундирование и были размещены во вновь построенных домах. Училище начинало свой первый год в новом качестве.

В сентябре–октябре продолжалось комплектование кадрового состава. 7 сентября принят на должность инструктора физвоспитания Фёдор Иванович Трепуков, участник Великой Отечественной войны, фронтовик. Фёдор Иванович, проработав в училище более 30 лет, пройдя должности от инструктора до руководителя физвоспитания, внёс большой вклад в развитие спорта и физического воспитания. И в настоящее время, находясь на пенсии, не забывает родные стены, проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию курсантов.

Вскоре начали прибывать из Военно-морского флота на работу в училище и офицеры. Среди них на должность заместителя начальника по военно-морской подготовке капитан 2 ранга В.Г. Ершов, преподаватель ВМП капитан 2 ранга С.В.Орешников, на должности командиров рот приходят капитан П.А.Мармышев и старший лейтенант П.И.Немолов. Это на их плечи легли все трудности первоначальной организации деятельности училища в новом качестве.

7 ноября 1956 года курсанты Красноярского речного училища приняли участие в демонстрации и шли не в общих колоннах, как раньше, а вместе с воинскими частями Красноярского гарнизона.

Так начиналась жизнь молодого речного училища в Красноярске. Конечно, не все на первых порах было гладко. Курсанты теперь жили на казарменном положении, в город могли выйти только по увольнительным. Вводилось новое организационное строение – курсанты объединялись по взводам и ротам, вводился новый распорядок дня, мало чем отличающийся от воинского.

Были среди курсантов и недовольные новыми Правилами внутреннего распорядка. Так, 3 ноября, помощник командира 5 взвода 2 роты курсант П.О.Быков, выражая свое недовольство организацией быта и питания в училище, организовал малодушную часть курсантов своего взвода (8 человек) и вместо занятий демонстративно увёл их в столовую мединститута, за что был наказан в дисциплинарном порядке. Но таких были единицы. Основная часть курсантов была довольна новыми преобразованиями и гордилась тем, что они в будущем получат не только диплом командира речного флота, но и звание офицера.

Трудно измерить те заботы, то количество труда, который был вложен коллективом преподавателей и учащихся в осуществление заветной мечты о создании современной учебно-материальной базы вновь создаваемого Красноярского речного училища. Ведь помимо этих забот была ещё и текущая работа: организация учебного процесса, организация спортивной и культурно-массовой работы. Однако, люди справились успешно.

12 ноября, сразу после праздников, возник пожар в радиорубке. Помощник командира взвода курсант Никитенко А.Ф. покурив, бросил непогашенный окурок и ушел на занятие, в результате – возгорание. Хорошо, что огонь был вовремя замечен и принятыми усилиями потушен. А то не миновать беды. Ведь здание, как и все училище, было деревянным.

24 ноября 1956 года в училище был принят преподавателем спецдисциплин Николай Михайлович Пшенников. Он трудился в училище более 20 лет, вырос от преподавателя до начальника КРУ. Им проделана большая работа по подготовке и воспитанию будущих командиров речного флота, созданию надлежащей учебно-материальной базы. В дальнейшем переведён с повышением в Министерство речного флота,

В 1957 году трудовой коллектив продолжал укреплять учебно-материальную базу. За год были построены и оснащены оборудованием учебные мастерские в составе слесарного, токарного, кузнечного и столярного участков, лаборатория двигателей внутреннего сгорания, сделана двухэтажная кирпичная пристройка к учебному корпусу, закончено строительство четвёртого восьмиквартирного дома для преподавателей. Печное отопление было заменено на центральное, для чего выстроена котельная. Последнее новшество позволило сократить объём работ по заготовке дров, и, следовательно, уменьшить отрыв курсантов от учебных занятий. Большую помощь в создании мастерских оборудованием оказали Енисейское речное пароходство, судоремонтный и судостроительный заводы и другие предприятия города.

Активное участие в организации и руководстве работами по созданию надлежащей учебно-материальной базы приняли замполит Е.Д.Тарасенко, начальники специальностей Н.М.Пшенников и И.А.Лукьянов, руководитель физвоспитания Ф.И.Трепуков, заместитель начальника училища по АХЧ А.В.Кузнецов.

Большинство курсантов под руководством секретаря комсомольской организации Ивана Васильевича Гринько проявляли исключительное трудолюбие на всех строительных объектах. И.В.Гринько умело совмещал учебу с большой общественной работой. Он некоторое время работал штурманом на одном из теплоходов на Енисее, затем был направлен в училище. Без отрыва от производства окончил Новосибирский институт водного транспорта и более 20 лет проработал в училище, в том числе большой срок замполитом. Вкладывая всю свою энергию, не жалея сил, он личным примером воспитывал в курсантах необходимые качества.

В июле коллектив с почестями проводил на пенсию старейших своих педагогов, начавших работу в техникуме со дня его основания – Ф.Г.Алексеевского и В.П.Кутумова.

К 1 сентября 1957 года училище уже имело минимальную необходимую базу по подготовке специалистов по новым учебным планам. А ими предусматривалась одновременная подготовка техников речного флота и офицеров запаса военно-морского флота по корабельным специальностям БЧ–2 и БЧ–5.

В училище принимались только юноши со средним образованием. Несмотря на это, конкурс для поступающих был большой: 9 человек на одно место. Курсанты 2 раза в год выезжали на военно-морскую практику в города Владивосток и Находку, в г. Хабаровск. Выпускники получали специальности: техников ГСМ, командиров береговых орудий. По такой программе учебное заведение проработало 6 лет с 1955 по 1961 год. Было сделано 3 выпуска, подготовлено 326 офицеров запаса.

С 15 по 27 июля 1958 года был проведён первый шлюпочный поход, который впоследствии становится традиционным, по маршруту Красноярск–Шушенское–Красноярск. Руководил шлюпочным походом Гринько Иван Васильевич.

Пароходством впервые были выделены учебно-производственные суда – 5 пароходов и теплоходов. Ранее выделялись по 1–2 судна. Среди них два мощностью по 1400 лошадиных сил – «Красноярский рабочий» и «В.И.Ленин», мощностью 450 лошадиных сил – «Дежнев», «Жуков», «Ушаков».

Во второй половине 1958 года по неизвестным причинам остановилось строительство нынешнего здания техникума, начатое 1 июня 1956 года. Рабочие были переброшены на другие объекты. Неоднократные встречи директора техникума с начальником стройотряда ничего не дали.

Осенью стало известно что крайком КПСС и Красноярский Совет подготовили проекты Постановления Совета Министров РСФСР о передаче строящегося общежития Красноярского речного училища под институт цветных металлов имени Калинина. В декабре проекты постановлений уже направлены в Москву.

Иван Семёнович Корякин, видя безвыходность положения и невозможность решения на месте вопроса о продолжении строительства техникума на выбранном месте, совместно с секретарем партбюро училища, председателем профкома и секретарем комитета ВЛКСМ обращается с письмом к секретарю ЦК КПСС Аристову. Результат был положительный, однако, строительство продолжилось только в 1960 году, так как на 1959 год из-за этих неурядиц Министерство речного флота капитальных вложений на продолжение строительства не запланировало.

С 1958 года курсанты училища принимают активное участие во всесоюзных соревнованиях по различным видам спорта. Первые такие соревнования состоялись в г. Омске по классической борьбе. В них приняла участие команда из 6 человек: курсанты И.С.Агнеев, В.Ф.Дудко, А.К.Уразаев, Н.И.Демьянов, Лопушанский, И.А.Шемель В феврале на лыжные гонки убывает в Москву команда училища в составе курсантов М.В.Цыганова, А.Г.Сазонова, В.В.Качаева, А.П.Бурвина, в город Киров на соревнование убывает курсант Орлов.

Нужно отметить, что и раньше спорт в техникуме, а затем и в училище, был всегда на высоте. Проводились различные состязания, турниры, спортивные праздники, учащиеся принимали участие в городских и краевых соревнованиях, но времена менялись к лучшему, что позволило нашему Министерству в лице спортивной организации «Водник» проводить всесоюзные соревнования с привлечением учебных заведений МРФ.

В 1958 году на базе курсов стажистов в училище было открыто вечерне–заочное отделение с целью дать возможность работникам флота и береговых подразделений МРФ получить специальное среднее образование без отрыва от работы.

В 1959 году, идя навстречу выборам в Верховный Совет РСФСР, в училище был организован лыжный поход по маршруту Красноярск – Павловщина – Красноярск, с заходом в затон Ермолаевский, Есаульский, Кононовский. Агитпоход под руководством капитана А.В.Власова прошёл, в целом, успешно. В июне проводится второй шлюпочный поход по маршруту Красноярск – Подтёсово протяжённостью 432 км с тем же руководителем.

В середине 1959 года, наконец, решается вопрос о продолжении строительства нового здания общежития для училища. Строительство было передано 277 строительно-монтажному поезду треста «Красноярсктрансстрой» под руководством начальника поезда Кондакова Кима Яковлевича. После консультаций в Управлении учебных заведений и с руководством 277 СМП было принято решение о перепроектировании общежития с тем расчетом, чтобы на 1–3 этажах разместить учебные классы, а на 4–5 этажах кубрики под общежитие. Осенью подрядчики приступили к рытью котлована и кирпичной кладки актового и спортивного залов. Причём, это строительство практически не финансировалось, а трест вёл его в долг.

1960 год уже традиционно начинается с лыжного похода по маршруту Красноярск – Павловщина под руководством командира роты М.И.Сафонова. В ходе агитпохода было проведено 9 бесед и лекций, дано 9 концертов с охватом населения прибрежных деревень и сёл в количестве 3500 человек.

Одновременно 1960 год был годом активного строительства, строительные и отделочные работы развернуты широким фронтом. В весенне-летний период строителям помогали курсанты по 20–30 человек ежедневно, а в отдельные дни – по 80–100 человек.

Работать старались под девизом «К 30-летию училища – завершить основные работы». И курсанты, и сотрудники училища работали не жалея сил, с приподнятым настроением. Все видели реальную перспективу и желали, чтобы строительство завершилось как можно скорее. Активно работали в качестве руководителей курсантских бригад многие преподаватели и воспитатели. Это благодаря Н.Т.Шкилю, И.А.Лукьянову, Ф.И.Трепукову, П.И.Амосову, П.А.Мармышеву, И.М.Аленникову, Н.Д.Тарасенко и другим преподавателям и работникам училища, руководившими курсантами на вспомогательных направлениях, были закончены к осени основные работы на главном корпусе и на лаборатории ДВС. Для последней вскоре было приобретено новое оборудование. Одновременно начали планироваться пристройки к левому крылу основного здания.

Иван Семёнович Корякин вспоминает: «…Следуя принципу «Аппетит приходит во время еды» или «Куй железо, пока горячо», я начал прорабатывать вопрос о пристройке к левому крылу. Имелось ввиду, чтобы удлинить левое крыло на 25 30 метров по всем 5 этажам. Делалось это для того, чтобы в этой пристройке разместить только общежитие, так как при подсчете выяснилось, что без пристройки всех курсантов не разместить. Так возникла идея пристройки…»

Осенью 1960 года началось строительство левого крыла здания. К концу года был вырыт котлован, сделан фундамент пристройки, бетонное перекрытие подвального этажа и воздвигнуты стены 1 этажа. 30 декабря Государственная комиссия приняла основной корпус с оценкой «хорошо». В конце декабря начался завоз в училище обмундирования, а после Нового года стали перевозить учебно-лабораторное оборудование из старого здания училища.

Транспортом помогли судостроительный и судоремонтный заводы, судостроительная верфь, речной порт, заготконтора Енисейского речного пароходства. Однако, его все же было недостаточно. Переезд через р. Енисей в то время осуществлялся по льду, так как Коммунального моста ещё не было и по воспоминаниям бывших курсантов – выпускников училища – многие вещи и имущество им пришлось переносить на себе прямиком по льду через Енисей, в колонну по 1–2 человека под руководством преподавателей и воспитателей.

Помимо этого, вся погрузка, выгрузка и расстановка оборудования и других вещей по местам также легла на плечи курсантов, но они с удовольствием и радостью выполняли эту тяжёлую, но необходимую работу.