На пути преобразования техникума в речное училище

В декабре 1951 года директор техникума Фёдор Иванович Титаренко был освобождён от должности в связи с возбуждением против него уголовного дела, а на его место назначен Иван Семёнович Корякин (приказ Наркома речного флота СССР № 578/ л от 8 декабря 1951 года). Нового руководителя встретили неприветливо, особенно учащиеся старших курсов, так как они очень любили и уважали Фёдора Ивановича и считали привлечение его к уголовной ответственности несправедливым.

Вот как вспоминает выпускник техникума 1952 года Борис Николаевич Еремеев в своей книге «Кача впадает в Енисей»:

«…За какие-то финансовые махинации главного бухгалтера привлекался к уголовной ответственности и наш директор Фёдор Иванович Титаренко. Суммы хищений фигурировали крупные и, учитывая строгости послевоенного периода, ему тоже грозил срок. Для нас по-прежнему это был строгий, заботливый, умный и справедливый воспитатель.

Халатность – вид преступления, но мы убеждены, что в случившемся в бухгалтерии в техникуме не было его корыстных целей и, желая отстоять своего директора, большинство учащихся подписали ходатайство в суд о смягчении наказания Фёдору Ивановичу. Законы неумолимы, и он был осужден на 8 лет, затем этот срок уменьшили до трёх, и он отбыл его в качестве заключенного в должности заведующего кабинетом политического просвещения в Красноярском порту Норилькомбината, где и остался работать после освобождения главным технологом.

Я и сегодня убеждён в том, что вина директора заключалась только в его халатности, в его преувеличенной оценке своих прав и возможностей, чем и воспользовались рядом работавшие недобросовестные люди.

Старшие – особенно 4-е курсы – встретили нового директора в штыки. Лысый, невысокого роста, одноглазый, какой-то дёрганый весь, и постоянно покрикивающий на кого-нибудь, он производил впечатление суетливого и злого человека. Мы демонстративно заходили к нему в кабинет без сдачи рапорта, и он обязательно выставлял нас вон, не решая наших вопросов. Его первым нововведением было удаление из дверей верхних филенок и установка на их место стёкол. Теперь каждый, проходивший по коридору, мог лицезреть качество учебного процесса, не заходя в класс.

На первом собрании учащихся новый директор во время своего выступления кинул в зал фразу: «Я выбью из вас эту титаренщину!» – чем окончательно восстановил нас против себя. Его угрозы старшими курсам: все припомнить на госэкзаменах, насторожили нас и никак не способствовали взаимопониманию между директором и четвёртым курсом. В техникуме установилась удушливая атмосфера подозрительности, недоверия, нездоровой осторожности и общего раздвоения коллектива».

В такой обстановке новому директору начинать работу было сложно, однако уже к марту месяцу 1952 года отношения между ним и старшекурсниками несколько утряслись, хотя взаимных симпатий так и не возникало.

В апреле–мае месяце техникум произвёл очередной выпуск в количестве 136 человек, и Иван Семёнович начинает активно прорабатывать вопрос о строительстве новых зданий для речного техникума, так как прежние помещения сильно обветшали, а учебная база не отвечала требованиям времени. Большинство сотрудников техникума считали, что площадку для нового здания техникума необходимо подобрать на левом берегу, невдалеке от существующих помещений. Вариантов было много, но все были привязаны к левому берегу, так как через Енисей в то время не было автомобильного моста, только железнодорожный, что затрудняло переправу, поэтому добираться на работу в техникум, если он будет построен на правом берегу, будет очень трудно.

В середине 1953 года Красноярский Городской Совет депутатов трудящихся отвёл под строительство нового здания площадку на старом базаре, почти на самом берегу Енисея. Но для того, чтобы начать строительство, необходимо было снести 5 двухэтажных деревянных домов, а жильцам этих домов необходимо было предоставить 40 квартир. Требовались громадные средства, которых в Министерстве речного флота и в Енисейском пароходстве не было, и поэтому Главное управление учебными заведениями данный проект не утвердило.

Иван Семенович Корякин вспоминал: «Время шло, планы срывались. Причина: прежде чем начать строительство, необходимо речной техникум реорганизовать в речное училище, создать хорошую основу для подготовки командных кадров, а для этого необходимо постановление правительства. Время затягивалось. Вопрос в министерстве о создании на Енисее речного училища обсуждался, но не решался…».

Иван Семёнович, понимая, что строительство затянется, принимает меры по ремонту и благоустройству техникума и общежития. Летом 1953 года была произведена большая работа по благоустройству общежития техникума. Были приобретены и установлены новые кровати, тумбочки, культспортинвентарь, часы.

После смерти Сталина и ареста Берии в стране начались демократические преобразования, наступила «оттепель». После долгих лет ограничений и строгостей изменение политического климата было встречено радостно, но в то же время появилась другая, отрицательная сторона. Начала падать дисциплина. Пьянки, пропуски занятий без уважительных причин становятся настоящим бедствием для администрации техникума. Принимаются строгие меры, однако положение улучшается слабо.

17 марта 1954 года в 13:55 уборщица Мартынова М.П. заметила очаг пожара на крыше учебного корпуса. Смелость и инициативу при тушении пожара проявил учащийся 5 курса отделения стажистов Коровин А.Ф. Совместно с учащимися 4 курса Шеметовым С.И., Лопатиным В.А., Свищевым Ю.И., 3 курса – Рукосуевым П.И., Ковалевым Л.Ф., пользуясь, в основном, огнетушителями, они ликвидировали очаг возгорания и спасли учебный корпус.

В июле 1954 года Корякин выезжает в Москву в Министерство речного флота для уточнения вопроса о проектировании и привязке типовых проектов нового учебного корпуса и общежития техникума, так как обстановка промышленного подъёма в стране этому способствовала. После смерти И.В.Сталина преобразования коснулись и флота. Многие союзные министерства были объединены, в том числе произошло слияние Министерств Морского и Речного флота и Главное управление Северного морского пути в одно Министерство Морского и Речного флота.

В составе объединённого министерства было образовано Главное управление учебными заведениями, в подчинение которого вошли более 30 ССУЗов, в том числе и Пеледуйское судостроительное училище, расположенное в поселке Пеледуй на р. Лена.

Это учебное заведение было создано по инициативе знаменитого полярника Папанина Ивана Дмитриевича – начальника Главного управления Северного морского порта для подготовки кадров для судостроительных предприятий Якутии и Дальнего Востока. В училище существовало казарменное проживание учащихся, проводилась военно-морская подготовка. Выпускникам присваивалось воинское звание – младший лейтенант запаса.

К середине 1954 года Министерство Морского и речного флота вновь разделилось на самостоятельные: Министерство Морского флота и Министерство Речного флота. Главное Управление Северного Морского пути вошло в состав Морского флота СССР, а некоторые предприятия, в том числе и Пеледуйское арктическое судостроительное училище были переданы Министерству речного флота.

В Министерстве были против того, чтобы брать в своё ведомство новое учебное заведение, так как в нём не было необходимости – ведь на Лене уже имелось Якутское речное училище, которое успешно готовило плавсостав для Ленского бассейна.

Однако надо отдать должное начальнику Управления учебных заведений МРФ Василию Фёдоровичу Протасову, который считал, что не следует просто ликвидировать училище, а разумно использовать его учебную базу.

В 1954 году в Министерстве уже созрела мысль о создании в Красноярске на базе речного техникума речного училища, поэтому поездка Ивана Семёновича увенчалась успехом. Был утверждён план работы по организации и строительству нового учебного корпуса на 960 человек и общежития на 600 человек. Составление сметы, утверждение проекта, разработка чертежей должны были быть закончены в соответствии с графиком к концу 1955 года, чтобы уже в 1956 году начать строительство.

В первой половине 1955 года в Управлении учебных заведений МРФ было окончательно решено, что в Пеледуйском арктическом училище готовить техников-судоводителей нецелесообразно. На Лене достаточно и одного Якутского речного училища.

Встал вопрос о закрытии Пеледуйского арктического училища и создании на его базе речного училища либо в Красноярске, либо в Новосибирске. И в Красноярском, и в Новосибирском техникумах учебно-материальная база была слабой, не было ни столовых, ни общежитий, чтобы вместить всех учащихся. После долгих обсуждений и прений выбор пал на Красноярск. Очевидно, главной причиной такому решению способствовало то, что в этот период усиленно развивалось Енисейское речное пароходство, флот пополнялся все новыми и новыми судами, стало не хватать командных кадров.

В июле 1955 года директора техникума И.С.Корякина вызывают в Москву и ставят задачу: начать подготовку к организации в Красноярске речного училища на базе Красноярского речного техникума и Пеледуйского арктического училища, для чего, в первую очередь, в течение 1956–1957 учебного года необходимо построить 4 восьми квартирных деревянных дома под общежитие и столовую для курсантов. Строительство предлагалось вести хозспособом. Иван Семёнович дал согласие.

По прибытию из Москвы он провёл собрания преподавателей и работников, учащихся, где довёл решения, принятые в Министерстве речного флота. Весь коллектив с радостью принял это сообщение и выразил готовность участвовать в работах по созданию надлежащей учебной базы.

Одновременно начался процесс подбора педагогических кадров для училища. 31 августа из Благовещенского речного училища переводом прибывает Николай Трофимович Шкиль, который уже имел опыт организации учебного процесса. Он назначается заместителем начальника училища по учебной части. Опыт Николая Трофимовича, его знания, настойчивость во многом помогли в последующем при преобразовании техникума в училище.