Первый послевоенный год был знаменателен тем, что в техникум начали возвращаться, призванные в годы войны, учащиеся 2, 3, 4 курсов. Среди них: В.В.Добровольский, С.Катков, Л.Ф.Маклаков, Н.И.Благуш, А.Ф.Дрягик, М.С.Соловьюк, В.С.Любиков, В.А.Гриценко, М.И.Алферовов, И.Я.Зыков, П.В.Петров и другие.
Это были уже не подростки, а настоящие мужчины, прошедшие дорогами войны, не раз смотревшие смерти в глаза, испытавшие все тяготы войны. В 1946–1947 годах в учебных группах было почти половина фронтовиков. На их гимнастёрках и кителях красовались боевые ордена и медали. На них с завистью смотрела молодёжь, на них старалась она походить. Фронтовики выступали наставниками юных курсантов.
С воодушевлением педагоги, работники и студенты встретили сообщение о том, что после почти восьмилетнего перерыва состоятся 10 февраля 1946 года выборы в Верховный Совет СССР. В честь выборов группа учащихся техникума в количестве 10 человек совершила лыжный агитпоход по маршруту «Красноярск – Павловщина – Красноярск». Общее расстояние, пройденное учащимися, составило 300 км. Во время агитпохода провели 16 докладов, 18 бесед, дали жителям сел и деревень 15 концертов.
За добросовестный труд по подготовке специалистов для речного флота 8 работников техникума были награждены нагрудными знаками и Грамотами Народного комиссара речного флота СССР.
16 июня 1946 года Приказом Министерства речного флота СССР № 210 вводятся школы–интернаты юнг для подготовки качественного резерва для комплектования речных техникумов. Создается такая школа и при Красноярском речном техникуме. Контроль за учебно-методической работой возлагается на заместителя директора техникума Артинова Константина Ивановича.
В октябре 1946 года приказом Наркома речного флота № 0424/л от 07.09.1946 Наумов А.И. освобождается от руководства техникумом и убывает в распоряжение центрального управления кадров МРФ СССР. Директором техникума назначается Фёдор Иванович Титаренко.
Выпускник техникума Борис Николаевич Еремеев в своей книге «Кача впадает в Енисей» так вспоминает о нем: «Директор техникума Фёдор Иванович Титаренко – строгий, властный, но справедливый человек. Мы его не просто боялись, мы по щенячьи робели перед ним. Его пронизывающий, из-под насупленных бровей, взгляд, казалось, проникал в самое нутро и умудрялся даже там все видеть и знать про нас. Его неожиданное появление в аудитории приводило нас в полное смятение и гвоздило каждого к месту, особенно если в этот момент ты совершил что-нибудь неестественное: стоял на голове, сидел верхом на товарище, курил перед топочной дверкой или форточкой. Его протяжное «Ну, те – е!» леденило животы и спины, хотелось провалиться в преисподнюю, улететь в тартарары, лишь бы исчезнуть «сей минут» от пронзительных глаз директора.
Но мы все знали, что все блага: и тепло, и чистота, и буфет с доступной по ценам едой, и учебники всем, и стипендия вовремя и тоже всем по возможности, и готовность наказать провинившегося, но удержать в стенах техникума – все это забота, и постепенно от страха почитания мы перешли к доверию и уважению этого человека».
Да, действительно Фёдор Иванович был заботливым и требовательным директором. Он отдавал много сил не только обучению, но и воспитанию будущих командиров речного флота. В своем приказе № 4 от 14 января 1947 года он писал:
«Убедительно прошу и категорически требую от классных руководителей помнить о том, что именно они являются той силой, которая способна с помощью созданного ими же актива групп, поставить дело воспитания и обучения на должную высоту, что классный руководитель является заведующим учебной частью своего класса, его директором, отцом, старшим товарищем и ближайшим другом, другом большой души.
Советы, внимание и действенная забота, которые вносят неоценимый вклад в дело формирования характера советского технического интеллигента »
Большой вклад в организацию учебного процесса и в дело воспитания будущих командиров в послевоенное время внес и заместитель директора по учебной части Артанов Константин Иванович. Б.Н.Еремеев так пишет о нём: «Артанов Константин Иванович – завуч техникума, показно строгий, но добрейший на самом деле человек, любил пошутить с учащимися на разные и даже «скользкие» темы, но это не было панибратством, а скорее проявлением отеческого снисхождения к нам ещё и потому, что в нашем потоке учились его сын Костя и дочь Ольга. Директор и завуч олицетворяли собой высшую верховную власть в техникуме, и если первого из них мы всячески старались обходить стороной, то ко второму шли как к последней защитной инстанции, если степень поступка и наказания за него выходили за рамки отделения, на котором учился провинившийся. И нередко Титаренко и Артанов играли роли строгих начальников, всё кончалось благополучно, а след от полученной взбучки долго давал о себе знать».
Кстати, Ольга Константиновна Шаповалова (в девичестве – Артанова) успешно окончила наш техникум, а затем и институт, и продолжительное время работала в училище преподавателем. В настоящее время является председателем Совета ветеранов училища и продолжает, находясь на пенсии, оказывать помощь в воспитании будущих командиров речного флота.
В октябре 1947 года был принят на работу техником Николай Николаевич Новиков который с первых дней зарекомендовал себя хорошо подготовленным педагогом, выпустил не одно поколение специалистов. Проработал в училище более 30 лет, внёс ощутимый вклад в развитие материально-технической базы.
Послевоенное время хотя и было мирным, однако в техникуме, как по всей стране, продолжали действовать довоенные и военные Указы Президиума Верховного Совета, в том числе Указ от 26 июля 1940 года. C 1946 года в стране начинает разрабатываться массированная кампания борьбы за «утверждение советского патриотизма» против тлетворного влияния Запада, за перевоспитание интеллигенции, деятелей науки, образования и культуры. Это находит выражение в принятом в марте 1947 года Постановлении Совета Министров СССР «О судах чести в Министерствах СССР и центральных ведомствах», принятии новых законов о государственной тайне и секретности, в рассылке и обсуждении «Закрытого письма ЦК ВКП (б) по делу профессоров И.Г.Клюевой и Г.И.Роскина, в создании комитета по информации и специальной службы дезинформации. Разработка сталинской программы строительства коммунизма начиналась в условиях нового усиления репрессивной политики, насаждения лицемерия и растущего страха. Конечно, в этих условиях репрессивные меры проводились и в учебных заведениях.
Уже в марте 1947 года вновь зазвучали приказы по техникуму о применении строгих мер наказаний к нарушителям дисциплины:
« Курсанта 1 курса судомеханической специальности отделения стажистов Лалетина Ф.Ф. отчислить из техникума как дезертировавшего с занятий и дело о нем передать в военную прокуратуру».
« Курсанта 1 курса судоводительской специальности отделения стажистов Везнер А.Е. отчислить из техникума как дезертировавшего с занятий и дело о нем передать в военную прокуратуру». (Приказ № 27 от 31.03.1947).
Арестован и осуждён студент Романов (отделение стажистов). В мае 1948 года привлечена к уголовной ответственности и осуждена на 6 месяцев принудительных работ уборщица Леонтьева за самовольный уход с работы. В июне за халатное исполнение своих обязанностей её вновь привлекают к уголовной ответственности.
В декабре 1947 года на основании Приказа Наркома МРФ СССР № 28105 от 24.09.1947 вводятся персональные звания и новые знаки различия в техникуме. Административно-командный и педагогический состав начинает носить форму с погонами, напоминающими армейские.
Тяжёлым было для техникума лето 1948 года. 20 июня гибнет на практике учащийся 2 курса Калиновский А.И., а следом, 6 июля, гибнет из-за нарушения техники безопасности при ремонте силовых установок курсант судомеханического отделения, бывший фронтовик В.В.Добровольский. Практически целых два месяца все были выбиты из колеи. Организация похорон, одна за другой комиссии по расследованию чрезвычайных происшествий, написание многочисленных объяснительных мешало хорошо подготовиться к новому учебному году, однако весь педагогический коллектив, не считая рабочего и личного времени, не жалея себя, всё-таки все работы выполнил вовремя.
Но в 1948 году произошли события, оставшиеся в памяти надолго. Для многих учащихся, проходивших практику, выпала честь участвовать в перегоне новых судов для Енисейского пароходства. Это был первый массовый перегон речных судов Северным морским путем с Волги на Енисей. В составе экипажей судов Арктической экспедиции МРФ, помимо постоянного командного и рядового состава Енисейского речного пароходства, были включены и лучшие учащиеся нашего техникума, проходившие в это время производственную практику. Учащиеся были распределены на штатные должности следующим образом:
судно № 147 «Казахстан» – 2 помощник капитана А.А.Ельшин;
судно № 142 «Узбекистан» – 2 помощник механика А.Ф.Григорьев;
судно № 159 «Азербайджан» – 2 помощник механика В.Е.Сучков;
судно № 131 «Украина» – 2 помощник механика Э.И.Ребана;
судно № 101 «Россия» – помощник механика В.Н.Сторожев;
судно № 148 «Карелия» – 2 помощник механика К.И.Макрушан;
судно № 155 «Молдавия» – 2 помощник механика А.Г.Лалетин;
судно № 162 «Таджикистан» – 2 помощник механика Н.П.Мотович;
судно № 165 «Туркменистан» – 2 помощник механика В.В.Попов;
судно № 039 «Аджаристан» – 2 помощник механика Б.А.Сежетов;
судно № 141 «Якутия» – 2 помощник механика С.Г.Лесков;
судно № 163 «Армения» – 2 помощник механика А.А.Гулунин;
судно № 169 «Киргизия» – 2 помощник механика Л.Ф.Дрягин;
судно № 111 (баржа затонула) – помощник механика А.Г.Грачев;
судно № 102 (баржа затонула) – 2 помощник механика Г.Д.Лазаренко;
ледокольный буксир «Родина» – 3 штурман И.П.Таскин.
Выпускнику 1948 года Е.М.Подшивалову было доверено участвовать в перегоне судов Арктической экспедиции в качестве капитана судна № 165 «Туркменистан», и такое доверие он с честью оправдал. Выпускнику 1948 года Лобановскому Л.И. было доверено участие в экспедиции в качестве штурмана судна № 039 «Аджаристан». Многие командные должности на судах Арктической экспедиции также занимали выпускники Красноярского речного техникума.
Перегон судов от Сталинграда до Красноярска был долгий и сложный. Особенно тяжёлый участок – от Архангельска до Дудинки. Экипажам судов пришлось преодолевать и штормы, и снегопады. Во время штормов затонуло 2 баржи: № 111 и № 102, на которых были учащиеся техникума А.Г.Грачев и Г.А.Лазаренко. Благодаря только умелым действиям капитанов П.Т.Игнаткова и Г.Ф.Лазицкого и оказанной помощи экипажей других судов, все члены команд этих судов были спасены.
Подробно об этом походе пишет выпускник техникума Игорь Павлович Таскин в своей книге «Путями отважных», вышедшей в свет в 1998 году. Сам Игорь Павлович в то время был учащимся нашего техникума и непосредственно участвовал в Арктической экспедиции в качестве третьего штурмана на ледокольном буксире «Родина».
Арктическая экспедиция завершилась 8 октября 1948 года в целом успешно. Вот как описывает этот знаменательный день в своей книге Игорь Павлович Таскин: « 8 октября 1948 года торжественная встреча на рейде Красноярска. Правительственное задание выполнили с честью.
Встречают родные и близкие своих героев беспримерного перехода на речных судах Северным морским путем. Многие родственники были встревожены, до них доходили слухи о гибели судов, они волновались за судьбу своих близких, кто-то не чаял видеть их живыми
Поступила команда: «Встать в кильватер на якоря». На городском бульваре толпы горожан, они приветливо машут руками.
Загрохотали якорные цепи, их грохот заглушила медь оркестра, исполнившего тожественный марш, ему вторили гудки пароходов. С хвоста колонны уже заходил теплоход «Служебный» и, следуя вдоль судов, приветствовал выстроившиеся на бортах команды.
«С благополучным прибытием, герои полярных морей!» – неслось в их адрес. Это Иван Михайлович Назаров по-отечески, от всей души поздравлял своих воспитанников. В ответ неслось дружное «Ура!»
На берегу при большом стечении народа возник митинг, на котором прозвучало немало приветствий и теплых слов от руководства края, от Фёдора Васильевича Наякова – начальника Арктической экспедиции МРФ и, конечно, от Ивана Михайловича Назарова, руководителя, друга и наставника речников Енисея »
В техникуме с гордостью, а некоторые с благожелательной завистью встречали своих товарищей, на долю которых выпала честь участвовать в этой исторической экспедиции.
Студенты, открыв рты, слушали рассказы участников экспедиции о трудностях, которые пришлось преодолеть на пути от Сталинграда до Красноярска. Все учащиеся, участники перегона судов, были награждены Министром речного флота Грамотами и нагрудными знаками.
10 октября 1948 года в техникуме объявлен приказ Министра речного флота СССР № 127-36 от 13 августа 1948 года о присвоении персональных званий преподавательскому составу и административно-хозяйственным работникам в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1947 года.
Звание капитана речного флота III класса было присвоено: директору техникума Титаренко Фёдору Ивановичу, начальнику судоводительского отделения Николаю Анатольевичу Добровольскому, преподавателю спецдисциплин Николаю Николаевичу Новикову, а старшего лейтенанта речного флота – преподавателям спецдисциплин Фёдору Григорьевичу Алексеевскому и Михаилу Анисимовичу Куреневу, другим преподавателям и работникам техникума (всего 18 человек).
Выступая перед педагогическим составом и работниками техникума по случаю присвоения персональных званий, директор техникума так и сказал по этому поводу: «Поздравляю руководящий состав техникума с присвоением персональных званий и выражаю абсолютную уверенность в том, что каждый из вас ещё с большим рвением и решимостью будет трудиться и совершенствоваться в деле выполнения важнейшей задачи – подготовки и воспитания настоящих специалистов-речников, отвечающих требованиям нашего замечательного времени »
В сентябре 1949 года в Речной техникум в качестве пополнения были приняты 52 учащихся Красноярского техникума сельскохозяйственного машиностроения в связи с его ликвидацией. Из них была скомплектована последняя группа по специальности «Речное судостроение и ремонт» с двухгодичным сроком обучения.
Несмотря на трудности послевоенного времени руководством техникума и педагогическим составом принимаются меры по ремонту обветшалых зданий, благоустройству быта учащихся.
Во главе этого процесса стоял директор Ф.И.Титаренко Он вникал буквально во все хозяйственные дела, держал по контролем и ход ремонтных работ, и работы по заготовке топлива на зиму. Главной задачей хозяйственного отдела он видел прежде всего заботу об обеспечении нужд учащихся техникума, поэтому постоянно теребил хозяйственников и не уставал повторять: «Забота о живом человеке – очевидно не случайно из круга обязанностей хозяйственников. Неисполнительность, пренебрежительное отношение к нуждам личного состава техникума, пустые разговоры вместо живого дела – вот характерные черты, присущие руководству нашей хозяйственной части. Ссылка хозяйственников на отсутствие распиленных дров и денег на оплату распиловки, в лучшем случае смехотворны, и являются досужим вымыслом, придуманным для оправдания барского отношения к человеку »
Убывая в командировку, Фёдор Иванович всегда оставлял всем заместителям и хозяйственникам письменные задания, что и как делать. По возвращению обязательно проверял.
Для более успешной подготовки к занятиям и экзаменационной сессии в апреле 1950 года в техникуме образуются кружки взаимопомощи по всем учебным группам с первого по третий курс под руководством педагогов и начальников специальностей.
В апреле–июне 1950 года состоялся первый выпуск специалистов с пятилетним сроком обучения в количестве 83 человек.
24 декабря 1950 года техникум отметил свое двадцатилетие. Этой знаменательной дате было посвящено торжественное собрание, на котором были подведены итоги двух десятилетий. В своем докладе Ф.И.Титаренко отмечал: «В стенах техникума получили образование и специальную подготовку лауреаты Сталинской премии капитан Сербаев и механик Вакутин, лучшие капитаны МРФ Чечкин и Ильин. 26 орденоносцев, работающих на речном флоте – выпускники техникума».