Образование и становление речного техникума

Величаво, с южных границ России строго по меридиану на север, несет свои воды в Северный Ледовитый океан могучая сибирская река Енисей. «Ионесси» называли её древние народы, Енисеем-батюшкой величали казаки самую многоводную русскую реку. От места рождения реки, расположенного близь географического центра Азии, и до арктического Диксона протяжённость этой естественной уникальной водной магистрали превышает четыре тысячи километров.

Неповторим Енисей и тем, что в него впадает большое количество притоков: Туба, Сида, Сисим, Мана, Кан, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Бахта, Нижняя Тунгуска, Курейка, Хантайка, Кас, Сым, Елогуй, Турухан, Большая Хета, Абакан и многие другие. Они образуют разветвленную систему судоходных путей, позволяющую наиболее дешёвыми водными дорогами проникать в глубинные районы Сибири к богатейшим месторождениям нефти и газа, золота и железа, молибдена и меди, свинца и вольфрама, цинка и графита и других полезных ископаемых.

Судоходство на Енисее зародилось только в конце XIX века. Первая навигация на нём прошла в 1863 году по инициативе купцов-золотопромышленников. Создав свою судоходную кампанию, они имели тогда всего два парохода «Енисей», «Опыт» и две баржи в придачу. Эта флотилия курсировала между Енисейском и Туруханском.

По настоящему развитие судоходства на Енисее началось с конца 20-х годов. На берегах появляются новые поселения, пристани. По реке пошли комфортабельные, по тому времени, паротеплоходы и буксировщики. Решением Народного Комиссариата СССР было утверждено строительство Подтёсовского судоремзавода и реконструкция Предивинской и Енисейской судоверфей, строительство речного вокзала в г. Красноярске.

Тридцатые годы XX века ознаменовались развитием северных территорий Красноярского края. Планом первой пятилетки предусматривалось строительство мощных комбинатов в Игарке и Норильске. В связи с этим намечался весьма значительный поток грузов и пассажиров в северные районы края. Необходимость в количественном и качественном улучшении судоходства на Енисее подняла проблему подготовки командных кадров для развивающегося флота на месте. Существовавшее при судоремонтном заводе фабрично-заводское училище готовило только специалистов рядового состава.

Поэтому 24 июня 1930 года Народным Комиссариатом путей сообщения был издан Приказ № 304-к об образовании в г. Красноярске техникума водных путей сообщения.

Перед техникумом стояла задача – готовить средний командный состав по судоводительской, судомеханической и гидротехнической специальностям. Молодёжь края проявила большой интерес к новому учебному заведению: на 240 мест было подано 1500 заявлений.

Нелегко было в то время организовывать подготовку специалистов. Техникум располагался в неприспособленных помещениях макаронной фабрики по проспекту Сталина (ныне – проспект Мира), дома 19 и 21 (бывший клуб водников «Красный бурлак»). Не хватало высококвалифицированных опытных преподавателей, было мало учебников и учебного оборудования. Ощущалась острая нужда в хозяйственном инвентаре.

Вся тяжесть первого года становления и организации учебного процесса легла на плечи первого директора техникума Ремезова (к сожалению, его имя и отчество установить не удалось) и заместителя директора по учебной работе Александра Петровича Каминского.

Выступая на встрече с учащимися Красноярского речного техникума в Доме Учителя в 1955 году, выпускник техникума – лауреат Сталинской премии механик А.Вакутин вспоминал: «Я окончил техникум в 1933 году. Это был период организационный. Условия учёбы, конечно, были совершенно другие: не было помещений, учебных пособий. Учащихся часто отвлекали на работу, но желание заниматься взяло своё – техникум мы окончили. Многие из первых учащихся техникума стали хорошими специалистами. Среди них – заместитель начальника МСС Рычков, механик–наставник Фёдор Григорьевич Ермолаев, механик Лев Александрович Ермолаев…»

В юбилейном 2000 году произошла встреча с выпускником 1933 года, по специальности судомехаником–паротехником, Иоакимом Ивановичем Кадонцевым, который в своих воспоминаниях очень тепло отзывался о первых руководителях и преподавателях техникума: математики – В.П.Кутумове и В.Ф.Буракове, химии – П.А.Черняеве, русского языка – С.Г.Зотове, инженерах флота – Н.Н.Новикове, М.С.Лавриненко, Ф.Г.Алексеевском, капитане дальнего плавания Н.А.Добровольском, библиотекаре О.К.Рахмановой.

Это именно они стали активными помощниками директора в организации и становлении техникума водных путей, воспитании учащихся, совершенствовании методики преподавания учебных занятий, написании методических пособий. Так, преподаватель общей и специальной лоции, руководитель судовой практики, Алексеевский Фёдор Григорьевич, написал учебное пособие «Такелажные работы», которые переиздавались шесть раз.

Педагогом высшего класса и внимательным наставником был преподаватель математики Кутумов Вадим Петрович. Выступая перед молодыми педагогами техникума, он говорил: «Подходите к человеку без позы, подходите с хорошего конца – и человек отзовется чистым сердцем, покажет, на что он способен…» Вера в хорошее начало каждого человека – это было кредо Кутумова, поэтому его любили и уважали и педагоги, и учащиеся.

Особые воспоминания И.И.Кадонцева и о первом директоре техникума Ремезове. Иоаким Иванович вспоминает: «Директор техникума был заботливым руководителем. Сам, не имея квартиры, жил в общежитии, а о нас беспокоился. У меня порвались ботинки, так он, увидев это, отдал мне свои. Работу свою любил и практически все время проводил среди учащихся…»

История становления и развития техникума неразрывно связана с историей развития России. Нормальной организации учебного процесса мешали не только хозяйственные трудности.

Начавшийся в конце двадцатых – начале тридцатых годов переход к политике индустриализации совпал с периодом массового похода на «классового врага». На поиск этих врагов были мобилизованы партийные и профсоюзные органы, комсомол. Главной задаче была подчинена кампания по развертыванию «критики и самокритики». Суровые приговоры, вплоть до расстрелов, создавали обстановку страха, недоверия; зато открывался простор для приспособленцев и карьеристов.

Начался поиск внутренних «врагов» и в техникуме. Уже в январе 1931 года их «нашли», и зазвучали один за другим приказы об их выявлении и отчислении их из техникума. Формулировки были самые различные, вот выписки из некоторых приказов того времени:

«Приказ № 2 от 4 января 1931 года

…§3. Исключить из техникума студента судоводительского отделения группы «С» Махатина В., поступившего в техникум по подложным документам и скрывшего свое социальное происхождение, как сына бывшего заводчика и белокарателя…»

«Приказ № 4 от 1 февраля 1931года

…§ 3. Исключить из техникума студента судоводительского отделения группа «Е» Лебедева Р., как сына бывшего дворянина, умолчавшего об этом при приёме…»

«Приказ № 7 от 19 февраля 1931 года

… § 2. Студента судомеханического отделения группы «С» Милицинсо А., как сына чуждого элемента – кулака, проникшего в среду пролетарского студенчества и скрывшего свое преступное социальное положение ложными документами, из техникума исключить…»

… § 3. Студента судоводительского отделения, группа «Б», Шемсудинова С. из техникума исключить, как сына классового врага – кулака и квартиропредпринимателя, проникшего в среду студенческого коллектива техникума и скрывшего это…»

… § 4. Исключить из техникума студента судоводительского отделения группа «Б» Курочкина М., как сына служащего культа и раскулаченного основной частью крестьянства в период сплошной коллективизации…»

Таких приказов были десятки. И десятки молодых ребят в возрасте 15–16 лет отправлялись на улицу, для них двери всех учебных заведений были закрыты.

Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев.

22 декабря 1931 года убыл в г. Томск для клинического обследования директор техникума Ремезов. Назад он не возвратился. Как оказалось впоследствии, он был арестован и репрессирован. Исполняющим обязанности директора был назначен Горбунов Семён Афанасьевич.

Отчисления и аресты студентов продолжались. Среди учащихся начинают насильно распространять облигации внутреннего государственного займа. Тех, кто не желал их приобретать, выгоняли с позором. Вот один из приказов по техникуму:

«Приказ № 26 от 8 января 1932 года

… § 1. Исключить из техникума с 6 января студента 2 курса судоводительского отделения группа «А» Месунова Г.К., согласно решения товарищеского суда, как разложившегося и не желающего усваивать политику Коммунистической партии, ведущей пролетариат к новому светлому будущему…»

С 1 сентября 1931 года происходит объединение речного техникума и ФЗУ при ремзаводе в Учебный комбинат Государственного речного транспорта. В новой структуре вводится должность заместителя начальника комбината – руководителя общественно-политического воспитания. На эту должность назначается Горбунов Семён Афанасьевич (приказ № 4 от 23.09.1931).

В учебном комбинате вводятся курсы по специальностям: кузнечная, слесарная, плотницкая, кочегары, котельщики. Срок обучения на всех курсах – 5 месяцев. Курсы давали возможность получить студентам дополнительную рабочую специальность.

В июле 1932 года директор техникума С.А.Горбунов убывает в очередной отпуск, но в техникум не возвращается. По воспоминаниям первых выпускников Иоакима Ивановича Кадонцева, Валентины Порфильевны Кузиковой и других, он также как и первый директор Ремезов был арестован, а затем репрессирован.

В сентябре 1932 года директором техникума назначается Скачков Андрей Фёдорович. (Приказ по Управлению Енисейречтранса № 194 от 21.09.1932). Однако и он на посту директора пробыл недолго – всего 5 месяцев. Судьба его неизвестна.

Осенью того же года ФЗУ выводится из состава учебного комбината в самостоятельное учебное заведение, а техникуму возвращается старое наименование.

Первую производственную групповую практику студенты проходили на пароходах «М.Литвинов», «Ян Рудзутак» под руководством опытного капитана Сергеева Евгения Фёдоровича и руководителя практики Алексеевского Фёдора Григорьевича. Топливом парохода были дрова. Для нормального хода судна необходимо было расходовать 100 кубометров в день. Поэтому студенты–практиканты чаще занимались тем, что пилили дрова, топили котёл, а уж потом выполняли все возможные судовые работы, стояли на вахте. После второго курса учащиеся шли на практику штурманскими учениками, на третьем курсе – помощниками капитанов на суда Енисея, Оби, Лены.

В феврале 1933 года новым директором техникума назначается Михаил Семёнович Лавриненко (приказ Енгосречтранса № 4 от 04.02.1933), оставивший заметный след в истории учебного заведения. Михаил Семёнович – выпускник ГИИВТа, грамотный специалист, хороший организатор. Сразу же после назначения на должность он начал решать первоочередной вопрос: о выделении нового помещения для техникума, а также вопросы развития и совершенствования учебно-материальной базы.

В апреле 1933 года Красноярский техникум водных путей сообщения переименовывается в техникум речного транспорта. В мае–июне 1933 года состоялся первый выпуск командиров речного флота в количестве 119 человек, в том числе: 54 судомеханика–паротехника, 26 техников-судоводителей речного, озёрного и малого каботажного плавания, 20 судомехаников двигателей внутреннего сгорания, 19 техников речного транспорта по специальности искусственных сооружений (гидротехников).

Тридцать выпускников были премированы за ударную академическую и общественную работу, в том числе, шесть выпускников были премированы браунингами. Интересны были и другие премии: фуражки, пальто, брюки, путёвки на курорт.

Многих из того поколения выпускников жизнь разбросала по стране, многие погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Однако в юбилейном 2000 году состоялась встреча курсантов училища с одним из первых выпускников техникума – Иоакимом Ивановичем Кадонцевым, прошла беседа с первой выпускницей Варварой Акимовной Самсоновой–Беспрозванных, выпускником Львом Александровичем Ермолаевым. Живут они в Красноярске, много лет проработали на флоте. В своих воспоминаниях они тепло отзываются о руководителях и преподавателях техникума, которые в трудных условиях смогли дать им необходимые знания, помогли стать хорошими специалистами.

В конце 1933 года старания Михаила Семёновича Лавриненко увенчались успехом. Техникуму было выделено двухэтажное деревянное здание, в котором до этого было общежитие грузчиков Красноярского речного порта, по улице Просвещения, 13. В этом доме было оборудовано 14 классов, небольшая библиотека, учительская и служебные кабинеты. Здание было несуразно длинное, построенное ступенями, спускающимися в сторону реки Качи. Большие, в мелком крестовом переплете, окна, обыкновенные ворота с калиткой, сараи для угля во дворе, туалеты, находящиеся на значительном удалении. Учебных кабинетов и лабораторий, учебных мастерских в то время, разумеется, не было. Занятия проводились в две смены. Лабораторные работы и учебная практика организовывались, как правило, в других техникумах или ремесленных училищах. В учебном корпусе и в общежитии не было центрального отопления, а только печное, которое создавало постоянную угрозу пожара. И эта беда не заставила себя долго ждать.

11 февраля 1934 года происходит загорание стены в общежитии студентов (ул. Просвещения, 11) в комнате № 38. Не успели разобраться с одним пожаром, как 22 апреля 1934 года, буквально через два месяца, от перегрева печей в комнате № 33, загорелись матрацы в соседней комнате. К счастью, оба пожара были обнаружены и потушены вовремя, что спасло и здание, и людей, проживающих в них.

Отсутствие центрального отопления сказывалось и на учебном процессе. Ведь для того, чтобы зимой не замерзнуть, необходимы дрова, и их надо было заготовить в достаточном количестве. Деляны для заготовки дров отводились за сотни километров. Отрывались от работы и учебы преподаватели и студенты, которые сменно-вахтовым методом заготавливали топливо.

В мае 1934 года для групповой практики выделяется учебное судно «Амур». Руководителем практики назначается Твин Виктор Иванович. В связи с осложнением международной обстановки приказом директора техникума № 27 от 9 мая на учебном судне для студентов 1 курса, проходящих на нем практику, вводится военный распорядок. На учебное судно дополнительно назначаются руководитель по политчасти Андреев Иван Павлович и помощник по строевой части Сиюшев Хамза Абдулович.

Состоялся второй выпуск специалистов для речного флота в количестве 25 человек. Техникум переходит на 4-х годичное обучение, открывается новое радиотехническое отделение.

Конец 1934 года в стране был ознаменован новой волной репрессий. Террор особенно быстро стал нарастать после трагедии в Ленинграде, когда террористом Николаевым был убит первый секретарь Ленинградского горкома и обкома партии, член Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК партии С.М.Киров.

По всей стране под флагом повышения «большевистской революционной бдительности» прокатилась волна партийных и комсомольских собраний, нацеленных на выявление «заговоров» и «заговорщиков».

27 февраля 1935 года состоялось такое собрание и в Красноярском техникуме. Выступившие на собрании работники и студенты отмечали, что воспитательная работа ослабла, упала дисциплина (пьянки, игра в карты), произошло притупление классовой бдительности (выступление Бастрыкина, заявление Хорькова, дело Гитова, поступок студентов четвёртого курса Горбунова, Панюшкина, Чекмарева). Актив студентов об этих негативных явлениях знал, но не сигнализировал.

Сразу же после собрания, на основании его решения, издаётся приказ об исключении из техникума, без права поступления в другое учебное заведение, студентов Бастрыкина, Хорькова, Бурягина, Рослякова за «активную контрреволюционную деятельность». Исключается из техникума и арестовывается органами НКВД студент 2 курса гидротехнического отделения Мягких. 27 марта исключаются из техникума без права поступления в другое учебное заведение, за антисоветскую контрреволюционную деятельность студенты 4 курса судоводительского отделения группы «А» Кукин, Васильев, Развозжаев и Плохих, студент судоводительского отделения Филатов.

Одновременно в техникуме развивается движение под лозунгом «Культурно жить, производительно работать».

19 мая 1935 года пришел приказ Наркомата водных путей о переезде техникума в г. Минусинск. Начинается подготовительная работа. Приказом Наркомвода 355 от 17.08.1935 гидротехническое и радиотехническое отделения переводятся в Горьковский речной техникум. Тринадцать работников техникума подали заявления на увольнение в связи с нежеланием переезжать, десять из них уволилось. Директор М.С.Лавриненко выезжает в г. Минусинск на рекогносцировку.

Побывав на месте и убедившись в отсутствии надлежащих условий для успешной деятельности техникума в г. Минусинске, он выезжает в Наркомвод и доказывает нецелесообразность перевода на новое место, представляет проект и смету строительства нового здания техникума в Красноярске на ул. Дубровинского. В Наркомводе с доводами Михаила Семёновича согласились, проект и смету утвердили. Со второй половины 1936 года проект начали претворять в жизнь. На отведённом участке по ул. Дубровинского, недалеко от речного вокзала, началось строительство – вырыли котлован, завезли стройматериалы, но осложнение международной обстановки, а затем начавшаяся война, помешали проекту претворяться в жизнь.

В 1936 году нарком внутренних дел Ягода освобождается от занимаемой должности и его место занимает Н.И.Ежов. Начинается новая волна репрессий. 7 января 1937 года коллегией воднотранспортного суда осуждены студенты судомеханического отделения И.А.Писарев и И.У.Простоквашин. Взят под стражу студент 2 курса судоводительского отделения Шмарловский.

19 марта директор техникума М.С.Лавриненко освобождается от занимаемой должности и передает её завучу М.З.Мильман. Однако 1 апреля этот приказ отменили, и Михаил Семёнович был восстановлен в должности директора техникума.

Указанием Наркомвода с 1 сентября 1938 года вводится ежедневное обязательное проведение физзарядки для студентов, проживающих как в общежитии, так и для проживающих дома.

С 1939 года снова осложняется международная обстановка. В воздухе чувствуется запах войны. Поэтому многие студенты сочетают учебу в техникуме с занятиями в аэроклубе. Некоторые подают заявления и поступают на учёбу в школы по подготовке командного состава для Красной Армии. Особенно это движение усиливается в предвоенный 1940 год. Убывают в лётную школу студенты 2 курса Г.И.Кольцов, А.М.Перфилов, с 3 курса в Омскую школу комсостава РККА – А.П.Иванов и И.Н.Филиппов, в военную школу – З.Н.Рыскин, Н.А.Ященко, В.С.Краснов (все трое убывают по окончании аэроклуба).

26 июня 1940 года выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Согласно этого Указа, за прогул без уважительных причин, рабочие и служащие предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы сроком до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%. Народные суды должны были такие дела рассматривать не более чем в 5-дневный срок и приговоры по ним приводить в исполнение немедленно. Предусматривалось также, что руководители, уклоняющиеся от предания виновных к суду, сами привлекаются к уголовной ответственности.

Напрямую коснулся этот Указ работников техникума: 14 мая 1941 года привлекается к судебной ответственности сторож Дембицкий, 16 мая бухгалтер Глушков, уклонившийся от определённого маршрута при следовании из банка в техникум.

В 1940 году директором техникума назначается выпускник Иркутского государственного университета Трофим Семёнович Зотов, который в техникуме начал работать со дня его основания преподавателем русского языка. На его долю выпала тяжёлая ноша – организация учебного процесса в военные годы.

За период с 1930 по 1941 год техникум для речного флота произвёл выпуск специалистов среднего командного состава в количестве 452 человек.

Комментарии и отзывы

Сообщение оставил sboy507, 1 Январь, 2010 - 10:49:

xqteqhk

Сообщение оставил andy93, 25 Декабрь, 2009 - 16:21:

jaolshy

Сообщение оставил andy93, 22 Декабрь, 2009 - 16:23:

djeheug