Фольклорно-этнографический музей «Русская изба» средней общеобразовательной школы №96 возглавляет директор школы Т.И. Козлякова. Основные направления деятельности музея:
- собирательская – за 5 лет собрали экземпляры старинной одежды, утвари, предметов обихода – 136 экспонатов; подбор методической литературы (книги, альбомы и др.) – 83 шт.; подарены музею книги красноярских прозаиков, поэтов, художников с автографами - 36 шт.
- исследовательская – этнографические экспедиции по Красноярскому краю (1998 г. Красноярский край, Кежемский район (Красноярское Приангарье) 1999 г., Красноярский край, Богучанский район 2000 г., Красноярский край, Бирилюсский район); НОУ учащихся «Аутентичный фольклор Красноярского края»
- экскурсионная – по разделам экспозиции музея: «Уголок крестьянской избы», «Символика народного быта», «Русский человек без Родины не живет», «Дома и стены помогают», «Дом вести - не рукавом трясти», «Православная литература», «Годичный круг христианских праздников как повторение священной истории», «Православная икона в жизни русского государства, общества, человека», «Семейный устав Православной Руси», « Библейские и выражения в русской избе», «Монастыри Сибири», «Изба простолюдина – это символ понятий и отношений к миру», выставка детского художественного творчества в духе народных традиций.
На протяжении 7 лет школьный музей «Русская изба» сотрудничает с Центром духовной культуры, Домом дружбы, ГЦНТ, Краеведческим музеем.
Наиболее интересные формы работы в рамках школьного музея: экскурсии, уроки народоведения, музыкального фольклора, уроки дополнительного образования: «Основы христианской культуры», «Аутентичный фольклор», «Декоративно-прикладное искусство» - на занятиях ДПИ учащиеся не только знакомятся теоретически с экспонатами музея, но и используют их в прикладной работе (ткачество); проведение народных праздников и обрядов: «Крещение», «Пасха», «Рождество», и др.; встречи с национальными обществами края; встречи с творческой интеллигенцией города и др.
В музее воспроизведен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно - бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Они принесены в дар музею студентами факультета русского языка и Литературы КГПУ, родителями, общественность района - предлагается, что фонд музея "Русская изба" будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно - нравственного порядка. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бьгговых орнаментов, в которых, по выражению Сергея Есенина, скрыта "мудрость избяных заповедей". "Все наши коньки па крышах, петухи на ставнях, цветы на постельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья. Это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека", - писал поэт. И далее: "Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками".
При музее создан лекторий. Разработанная тематика ориентирована на учащихся разного возраста, родителей и педагогов. Вот некоторые из тем:
- Образ дома в русской литературе.
- Рождественские обычаи разных народов и другие.
Прочитанные, лекции неизменно пользуются успехом у аудитории слушателей.
Актив музея начал вести его летопись и определил программу своей дальнейшей деятельности, выделив в ней три раздела: "Знать", ''Уметь", "Действовать". Согласно программе, акцент сделан на постижении духовного склада и обихода русского народа: проведение праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсов на лучшую творческую работу по проблематике музея; конкурсов знатоков народных обрядов, обычаев и русского языка; встреч с представителями национальных обществ края и т. д.
В "Русской избе" есть и современный уголок. Там представлены книги красноярских прозаиков и поэтов (В. Астафьева, Р. Солнцева, Эд. Русакова, Н. Еремина и других), подаренные авторами учащимся школы.
Уважение к "отчему гнезду", настроенность на создание в будущем собственной прочной семьи, связанной не только материальным достатком, но и духовными узами, ответственность за судьбу родителей, осознание глубинной связи между благополучием своей семьи и судьбой целой России вот те желаемые нравственные итоги, к которым могла бы привести работа, идущая сегодня в скромном школьном музее.
«Русский человек - существо на девяносто процентов домашнее, а в остальном - общественное, - утверждает В. Распутин. -... У нас дом был смоковницей, на которой взрастала и продолжалась из рода в род семья. Для нас быт - самая главная, самая сладкая, "божья" часть жизни. Не состоявшийся чиновник, мастеровой, актер или писатель простительно, не той дорогой пошел человек, но несостоявшийся семьянин - грех неотмолимый... Самое лучшее, чем народ может оплодотворить себя, - добрым и красивым бытом, воспитывающим неповрежденного нравственно и духовно гражданина».