Формы и методы антирелигиозной работы в Енисейской губернии в 1920-1924 гг.

Характерной чертой современного исторического процесса является растущий интерес к религиозной стороне общественного развития. Последнее десятилетие принесло осознание, что религия, отражающая объективные условия бытия, является составной частью жизни общества и мощной движущей силой истории.

Этим во многом объясняется интерес современной науки к вопросам регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций в XX веке.

Так как радикально изменилось отношение общества к религиозному вопросу, и его представители находились в поиске оптимальной модели «церковной» государственной политики.

Особое место занимали 1920-е годы, когда советской властью была выработана собственная модель государственной «церковной» политики. Благодаря ее функционированию, совершилось постепенное и во многом насильственное устранение религиозного измерения в духовной культуре и общественной жизни страны, уже в 1920-е годы произошли необратимые перемены, касающиеся выбора духовных ценностей и формирования особенностей восприятия действительности.

После восстановления Советской власти в Енисейской губернии в 1920 году перед новой властью встала проблема взаимоотношений с религиозными организациями. При разрешении этой проблемы местные власти, в первую очередь, ориентировались на уже действующие по стране законодательные акты, направленные на запрещение религии. Религиозные организации лишались имущества, переходившего в ведении местных Советов, средств к существованию, лишались возможности влиять на воспитание молодежи, заниматься благотворительной деятельностью.

Начальный период антирелигиозной работы в Сибири – это период «бури и натиска». В это время популярными формами борьбы с религиозными предрассудками стали антирелигиозные диспуты, митинги, манифестации, лекции и карнавальные шествия1. По своей сути антирелигиозная пропаганда была примитивна и проходила под лозунгом: « Бога нет, царя не надо, Колчака не признаю». Преобладание агитационных форм в 1920 году обуславливалось как недостатком опыта и кадров, так и необходимостью на первых порах разоблачить антинародную деятельность духовенства. В Сибири в 1920 году практически заново начинается работа по отделению церкви от государства и школы от церкви. Поэтому главной задачей агит - пропагандистской работы являлось политическое просвещение молодежи и борьба с религиозными пережитками2. В содержании агитационно-пропагандистской работы делался упор на то, что населению надо разъяснить «темное происхождение религии, ее несовместимость с наукой» и убедить народ, что религия исчезнет «с ростом знания и власти человека над природой и условиями общественной жизни»3.

Методы и формы агит - пропагандистской работы были различными. Помимо тех, что были перечислены выше, стали организовывать производственные ячейки и образцовые группы. Но чтобы использовать тот или иной метод работы необходимо было как можно лучше изучить местные условия, круг интересов и уровень развития той среды, в которой придется работать. Сибирь- регион сложный, многонациональный, многоконфессиональный, поэтому агитационную пропаганду требовалось проводить осторожно, с учетом региональных особенностей.

20марта 1920 года Губ бюро РКП(б) предложил проводить агитационную работу через организацию манифестаций, лекций и митингов4. Это позволило систематизировать работу агитпроп отделов. Для деревенских школ политнеграмотных была предложена программа, в которой все жизненные явления были обоснованны с научной точки зрения. В этой же программе были заложены основы антирелигиозной пропаганды в деревне. Например, на изучение происхождения на земле жизни человека отводилось 6 часов, на революционное движение в России - 6 часов, на изучение Конституции РСФСР - 6 часов, на экономическую политику Советской власти - 4 часа, на изучение взаимоотношений государства и церкви - 4 часа5. То есть комяйчейки ставили перед собой задачу разломать религиозные стереотипы у деревенских жителей.

Благодаря активной работе агитпроп отделов за сентябрь 1920 года в Енисейскую губернию поступило около 55067 экземпляров книг и брошюр. Большая часть из них приходилась на местные издания, остальные поступали из Омска, Москвы, Иркутска и от местного союза кооперативов. Агентство «Центропечать» Енисейской губернии отмечало, что из числа прибывшей литературы 32% приходится на листовки, плакаты и т.п., 30% на научно-популярную литературу и экономику, 16% на беллетристику, 12% на агитационно-политическую литературу, 5% на детскую, 3% на учебники, 2% на журналы6. Таким образом, необходимой Агитпроп отделам литературы в наличии имелось ограниченное количество, т.к. Центр не имел возможности снабдить губернии страны всем необходимым для агитационно-пропагандистской работы.

Сложно складывались взаимоотношения между Губкомом и райкомами с одной стороны и Политпросветительными организациями с другой стороны. Например, на заседании горкома Николаевского района отмечалось, что учполиты, райполиты и т. д. зачастую получают противоречивые распоряжения Губкома и Учполита и райком не знает какие выполнять. Зачастую Учполит не разрешает выполнять постановления Губкома. Особое внимание обращалось на то, что Политпросветительная работа ведется бессистемно и зачастую направлена против Советской власти своим содержанием7. Это говорит о том, что работники Политпросветительных учреждений не делами систематический отчет перед партийными организациями.

Таким образом, в 1920 году в Енисейской губернии стала проводиться большая и кропотливая воспитательная работа среди местных жителей, среди которых 15-20% было подвержено религиозному влиянию. Одной из главных причин живучести религиозных предрассудков была безграмотность большинства населения сибирского края. По переписи 1920 года на каждые 100 человек было 78 неграмотных, количество неграмотных в деревнях было почти в два раза больше, чем в городах, а неграмотность среди женщин почти полная8. В такой обстановке агитпропотделам приходилось сталкиваться не только с христианской религией, но и с отдельными религиозными организациями, которых на территории Енисейской губернии насчитывалось приличное количество. Поэтому антирелигиозная работа в Сибири при переходе к новой экономической политике проходила в сложной обстановке. Работа агитпропотделов проходила параллельно с классовой борьбой. Из-за непродуманной политики молодого Советского государства большая часть церковнослужителей и зажиточного крестьянства занимали враждебную позицию по отношению к Советской власти и всеми способами пытались мешать работе агитпропотделов.

Очень медленно продвигалась работа по воспитанию партийных масс, т. к. еще очень много людей было политически неграмотными. Поэтому было решено в кратчайший срок дать всем молодым и политически неграмотным членам партии первоначальное партийное образование, которое сводилось к ознакомлению с программой, и уставом партии. Циркуляром №15 от 17 марта 1921 года постановлено: во всех ячейках уездных организаций, в особенности в селах и деревнях, должны быть прочитаны лекции, дающие первоначальное знакомство с коммунизмом, программой и уставом партии9. Обучение политической грамоте считалось обязанностью каждого политически не грамотного члена РКП.

Чтобы привлечь как можно больше людей на сторону советской власти, чтобы как можно больше людей «вылечить» от религиозного фанатизма необходимо было, выступая на митингах, говорить четкими и доступными для населения фразами. Но достигнуть этого было практически не возможно. Во – первых, выступающие узнавали о часе своего выступления на кануне. Во – вторых, большая часть выступающих недостаточно серьезно относилась к своим выступлениям, либо вообще не готовились к ним. В – третьих, парткомы выпускали на митинги таких людей, которые были не готовы выступать, так как сами были плохо подготовлены в политическом и антирелигиозном отношении. Все эти изъяны выступлений парализовали агитационную работу, у многих слушателей пропало желание посещать митинги, доклады и лекции. Поэтому, для того, чтобы антирелигиозная работа стала эффективной, губернский комитет постановил в Циркуляре №17:
1. создать при агитпропотделе коллегию лекторов и агитаторов;
2. за несколько дней до митинга созывать всех агитаторов и лекторов на совещания;
3. делать образцовые доклады и подбирать тезисы, по тем или иным вопросам, которые будут представлены к выступлениям;
4. предупреждать каждого на митинге или собрании за несколько дней о часе, месте и теме с таким расчетом, чтобы он имел возможность подготовится к своему выступлению;
5. создать при агитотделе библиотеки с такой литературой, чтобы было можно каждому агитатору и лектору найти соответствующее пособие
6. обязать всех агитаторов и лекторов писать свои доклады наиболее простым понятным языком, избегая мелких подробностей, останавливаясь более детально на существе своего вопроса…10 .

Считалось, что, соблюдая эти условия можно до некоторой степени агитационно-пропагандистскую работу поставить на должную высоту. Кроме того, необходимо уезд комом и райкомом обратить внимание на методы преподавания я в школах политграмоты. Каждый лектор обязан не только прочесть научную литературу, но и проработать ее со слушателями путем задавания им вопросов о прочитанном. Дополнительные объяснения и разъяснения дают возможность усвоить изучаемый материал. Также необходимо проводить групповые занятия. Так как отсутствовали пособия для слушателей, каждого лектора обязывали давать краткий конспект своих лекций или тезисы для снабжения им слушателей. Таким образом, циркуляры губкома указывали на необходимость прохождения предварительных курсов и элементарных лекций членов и кандидатов РКП. Но, например, на заседании комитета горрайкома Красноярска, выяснили, что циркуляры недостаточно ясно рисуют план работы по ликвидации политической неграмотности, поэтому и возникает ряд недоразумений11. Чтобы недоразумения больше не возникали, 23 марта 1921 года циркуляром №24 был разработан план партийно-просветительской работы среди членов РКП Красноярской организации12. По этому плану отдел Народного образования в первую очередь в школы должен принимать членов партии, которые обязаны немедленно приступить к обучению элементарной грамоты. Таким образом, неграмотность среди членов РКП енисейской организации должна быть ликвидирована в течение трех месяцев. Так как на данный момент времени главной задачей являлось ликвидация политической неграмотности, то агитотдел губкома и уезкомы должны были организовать краткосрочные курсы, в частности в районах города Красноярска не позднее 1 апреля 1921 года. Курсы должны были посещать все члены РКП, те же, кто уклонялся от посещения курсов, привлекались к партийным взысканиям вплоть до исключения из партии. Прослушавшие курсы сдавали своего рода экзамены, и результаты экзаменов вносились в партийную книжку.

Совсем по-другому проходили лекции. Как правило, лектор выезжал в определенную волость, где среди членов сельских ячеек читал лекции в течение 2-х дней. После лекции проводились беседы с целью проверки, поскольку слушатели усвоили прочитанный лектором материал. К непосещяющим лекции так же применялись меры партийного взыскания. Но к лекционным занятиям привлекались не только партийные члены, но и беспартийные. Конечно, необходимо было учитывать то, что лекторских сил не хватит на все районы уезда, поэтому лекторские краткосрочные курсы организовывались только при уезкомах13. Агитотделу Губкома было предложено составить список лекций, который отразил бы задачи текущего момента и разъяснил программу коммунистической партий14.

После окончания краткосрочных курсов по ликвидации политической безграмотности члены РКП продолжают учёбу в губернской партийной школе, по окончанию которой направляются в областную партийную школу и университет Свердловска.
Явно ощущалась нехватка учебных пособий, поэтому агитотделу было предложено разрабатывать конспекты и тезисы к лекциям и к программам курсов, чтобы их размножить и снабжать ими уезкома, райкомы, районных инспекторов. Губ печати было поручено составить специальные библиотеки, которыми необходимо было снабдить каждые школы.

Небольшое место в учебной программе для школ для ликвидации неграмотности в разделе “Программа РКП” занимала тема «Церковь, государство и школа»15. Хотя этой теме нужно было уделить больше внимания, так как большая часть населения оставалась глубоко верующими людьми. Советской власти надо было учитывать тот факт, что церковь в своё время занимала 2-ое место после государства. И этот вопрос требовал более детального изучения.

Таким образом, можно отметить, что все силы были направлены на то, чтобы ликвидировать политическую безграмотность и уничтожить религиозные предрассудки. Но как отметила Канская уездная комиссия между городом и деревней, в отношении партийной работы образовалась трещина16. Действительно, город по целому ряду причин, бесспорно, был поставлен в лучшие условия, чем деревня. В нём было сосредоточено больше партийных и культурных сил, занятых советских учреждениях, люди имели возможность больше друг с другом общаться. В деревнях же порой не было политически грамотных людей, опытных инструкторов, поэтому и работа в уездных ячейках за редким исключением проходило сравнительно слабо.

Предпринятые циркуляры и меры практически ничего не дали, так как к 8-ому сентябрю 1921 года большая часть коммунистов оставалась политически неграмотной. Известия Енисейского губернского комитета РКП(б) отмечали, что политической школы коммунисты старой закалки не прошли и не смогут пройти, и поэтому “уровень коммунистического сознания сибиряков чрезвычайно низок”17. Хотя эти же известия можно сказать впервые посвятили целую лекцию религиозному вопросу. Прежде всего, эта лекция была посвящена религиозным предрассудкам среди рабочего класса и крестьян18.

Говоря о первых шагах агитацио-пропагандистской работы, необходимо сказать, что они были сделаны с помощью сибирских газет. Но общий тираж газет и журналов ввиду крайне слабой материальной базы был в этот период ещё недостаточным для полного утверждения нужд населения Енисейской губерний и особенно крестьян. Был ещё один недостаток – это, например газета ”Красноярский рабочий” оторвана от производственных предприятий. Поэтому Знаменскому и Иланскому райкомам партий предписывается срочно “это явление изжить”19. Необходимо, чтобы специальный корреспондент давал в газету краткие заметки, корреспонденции, характерные картинки жизни того или иного предприятия, его работы, жизни рабочих, отношения их к администрации и администрации к рабочим. Только после этого газету можно считать пролетарской20.

С помощью периодической печати Агитпроп отделы наладили, хотя и с небольшими перебоями, снабжения местных организации необходимыми материалами для работы.

За 1920-1921 годы не была решена одна из важных задач – ликвидация неграмотности и политнеграмотности среди населения губернии.

В 1922 году области полит-просветительской работы была разработана программа по ликвидации политнеграматности среди деревенской молодежи. Чтобы работа давала хорошие результаты, рекомендовалось сближение и тесная связь членов, для этого допускалось устройство вечеров. Предполагалось создать в каждом уезде “Дом рабочей молодёжи”, но этот проект не был осуществлён, так как не было на это средств. Не хватало средств и на содержание школ, поэтому их количество было сокращено. За счёт этого сокращения школы качественно улучшились, увеличилось количество учащейся в ней молодежи. На заседании Енисейской губернской партийной конференции в декабре 1922 года было отмечено, что в деревне многого не достигнуто и не могло быть достигнутым, поэтому приходилось держать курс на сохранение и укрепление существовавших ячеек и произвести социально-политическое оформление21. Был пересмотрен состав ячеек, после чего выяснялось, что политические познания активистов весьма незначительны. Для проверки работы ячеек было организовано ревизионная комиссия, которая подтвердила, что циркулярные распоряжения ЦК и постановления Президиума Губ кома проводятся своевременно. Также ревизионная комиссия исключила из партии более 60-ти человек за всевозможные проступки22. Было отмечено, что агитпропотдел ведёт учёт приобретаемой литературы, агитационную работу проводит достаточно интенсивно, выпустил целый ряд листовок и плакатов. Во многих деревнях были хорошо организованы библиотеки с приличным количеством литературы последнего издания, которую выдавали на изучения членам партии.

Агитпропотдел разрешал не посещать школу, если там ведётся образовательный курс, так как не все члены партии в нём нуждались23. Но с 1 января 1923 года школы переходят на курс предметов политграмоты, поэтому те, кто политически слабо грамотен, кандидаты и члены, которые не прошли проверку на знания политграмоты, обязаны посещать школу с 1 января. Для усиления партработы на местах в деревне были направлены самые лучшие партийные работники24. Но на этом организационный отдел Губ кома не останавливался: в сельскую местность регулярно посылались лучшие активисты с целью дать политическое образование всем желающим.

С декабря 1922 года началась компания о поголовном образовании рабочей молодёжи, для этого губпрофобразование наметило школьную сеть на 1922-1923 год, то есть предполагалось открыть как можно больше школ для молодых людей25. Но для того, чтобы эта компания прошла удачно, необходимо было найти материальные средства. Поэтому в этом вопросе должны были принять участия укомы и райкомы.

Чтобы повышать уровень образованности населения редакция газеты “Красноярский рабочий” 22 декабря 1922 года провела массовую компанию по подписке на газету под лозунгом “Каждый рабочий и служащий должен быть подписчиком газеты”26.
Ближе к Новому году организация РКСМ стали проводить подготовительную работу к противорождественской компании. В проведении этой компании активное участие должны были принимать все члены РКП(б). Устраивать праздник, руководить и направлять должны были молодые люди, которых направляла на эту работу каждая комячейка Енисейской губернии27.

Противорождественская компания являлась следствием того, что на партийных собраниях всё чаще стала звучать фраза о том, что в течении 5-и лет после революции церковь ведёт контрреволюционную деятельность. Таким образом, чтобы обезопасить народ от “вредного” влияния церкви, коммунистические работники считали необходимым уничтожить церковь. Формы и методы достижения поставленной цели были различные: административные - запретительные, агитационно-пропогандистские, культурно-воспитательные. Агитационно-пропогандическая деятельность Советской власти в эти годы носила ярко выраженный антиклерикальный характер и была направлена на поддержку антирелигиозных компании, проводимых Советской властью.
По всей губернии стали создаваться ячейки, с целью активизации агитационной работы. Но члены ячеек не всегда пользовались авторитетом среди жителей губерний, так как ввели неподобающий образ жизни.

Пьянство, драки, религиозные предрассудки наблюдались не только в ячейках Канского уезда, такие явления были характерны для многих ячеек Енисейского губерний. Поэтому райком партии 10 апреля 1923 года постановил “повести решительную борьбу с некоммунистическими поступками (религиозными предрассудками, пьянством и др.) с целью укрепления … единства и дисциплины в партийных организаций”28.

Агитпроп Сиббюро ЦК РКП(б) начал совместно с Сибполитпросветом формирование разъездной лекторской группы для ведения антирелигиозной пропаганды. Критика несостоятельности религиозных верований и освоения методики антирелигиозной работы предусматривались в программах школ политграмоты; различных конференции, курсов и т.п. Так, в программе комсомольских уездных курсов антирелигиозной тематики отводилось видное место. Один из четырёх дней курсов целиком посвящался обсуждению антирелигиозной работы. В другие дни на ряду со многими вопросами рассматривались формы и методы научно-атеистической пропаганды, организация “комсомольской пасхи” и т.п.
При ведении агитационной работы центр рекомендовал использовать следующие формы:
а) общепросветительскую – доклады и речи на собраниях и митингах, лекции и курсы, диспуты, устные газеты, концерты и т.д.;
б) воспитательно-эмоциональную - организация особых праздников в замен религиозных; дисциплинарные суды, бойкоты и т.д.;
в) сравнительно-показательную-схемы, диаграммы, показательные выставки и т.д.29

В губерниях идёт проверка и развитие этих форм, на практике одни формы отмирают, другие наоборот, развиваются. Если в 1921 году предпочтение отдаётся митингам, лекциям, докладам, то к 1923 году роль митингов сводилась на нет и на первый план выходит проведение диспутов, докладов, антирождественских, антипасхальных и т.д. компании включающих в себя проведение лекций, собраний, спектаклей, вечеров с танцами. Так 3 апреля 1923 года в приказе для президиума Енисейского губкома говорилось о том, чтобы руководство проведения антипасхальной компании возложить на Агитпроп отдел Губкома, предложив ему больше внимания на проведения лекции и докладов антирелигиозного содержания30. Курагинская комячейка на общем собрании постановила поставить противопасхальный спектакль и устроить митинг31.

В начале “комсомольская пасха” и “комсомольское рождество” проводились без всякой подготовительной антирелигиозной работы. Опыт проведения первых комсомольских антирелигиозных праздников позволили перейти к более углублённой подготовке и проведению антирелигиозных праздников. И этому немало способствовало то, что антирелигиозную компанию проводили достаточно подготовленные люди, прошедшие специальные курсы. Нужно отметить, что курсы работали по хорошо продуманной программе, которая обеспечивала довольно широкую подготовленность слушателей.

Следует отметить, что в проведении антирелигиозных мероприятий большую роль сыграло активное участие в них студенчества. Хорошо прошли организованные и проведенные студентами лекции для комсомольцев, студентов, рабочей молодёжи.
Антипасхальные и антирождественнские компании носили как положительные, так и отрицательные стороны. Успех антирелигиозных выступлений молодёжи в Енисейской губернии был несомненным, т.к. данные выступления привлекли к антирелигиозной работе тысячи людей, которые участвовали потом в работе кружков, присутствовали на диспутах, докладах, спектаклях и инсценировках.

С другой стороны демонстрации, митинги, шествия к церквам с пением антирелигиозных песен и частушек, сжигание макетов церквей и чучел священников оскорбляли религиозные чувства верующих. Большое внимание в тот период времени народ уделял частушкам, т.к. в них люди отражают личные переживания и настроения.

Именно частушка объявила смертельную войну отсталости, невежеству, бескультурью, религиозному дурману. Всё чаще звучали частушки типа: «Знаем Ленина заветы. Кулаки, попы - наш враг».32

Но и духовники обладали большим запасом религиозных песен и стихов «роспевцев». Но под воздействием антирелигиозной пропаганды уничтожалась почва для существования духовных стихов, и они постепенно исчезали из быта народных масс.33
В борьбе с религиозными пережитками использовались и административно-запретительные, а часто и прямо репрессивные методы, которые в архивных документах прямо так не называются, а приравнивались к агитационным мероприятиям. Например, компания вскрытия святых мощей именовалась в циркулярах «предварительной элементарной агитацией, бьющей на чувство»34.

С 1923 года идёт оттачивание форм репрессий, расширяется сфера их применений. И если до конца 1922 года репрессии затрагивали в основном православную церковь, то позже наряду с православными церквями и часовнями закрываются и молитвенные помещения других конфессий. Это было следствием того, что все очевиднее становился тот факт, что религия отмирать не собирается.

В 1923 году была проделана большая воспитательная и антирелигиозная работа. Антирелигиозная агитация и пропаганда распространялась не только вширь, но и вглубь. Однако в содержании, и в форме, и в методах этой работы продолжали оставаться серьёзные недостатки. Антирелигиозная агитация и пропаганда проводилась не систематически, в основном временными кампаниями, носила вследствие отсутствия необходимых квалифицированных кадров, подчас легковесный, кустарный характер. Слабое участие принимали в антирелигиозной работе местные партийные организации, а это приводило, в свою очередь, к тому, что слабо направлялась и контролировалась деятельность советских, профсоюзных и комсомольских организаций и культурно-просветительских учреждений, призванных вести антирелигиозную агитацию и пропаганду.

Большую роль в атеистическом воспитании сыграли сельскохозяйственные кружки, которые, как правило, вели агрономы. С 1924 года сельскохозяйственные кружки получили широкое распространение в деревнях Енисейской губернии. В них наметилось широкое участие крестьянок-делегаток. Члены сельскохозяйственных кружков организовывали экскурсии на опытные поля совхозов, в коммуну, участвовали в проведении сельскохозяйственных выставок.

Такая активная деятельность сельскохозяйственных кружков поднимала их авторитет в глазах крестьянства, способствовала пробуждению интереса крестьянок к знаниям, к общественной работе, пробуждала их активность и инициативу, следовательно, способствовала их высвобождению из-под влияния церкви.

Таким образом, с 1920-1924годы преобладали культурно-воспитательные и агитационно-пропагандистские методы работы, которые носили компанейский характер. Антирождественские, антипасхальные и др. кампании проводились для широких масс населения, но не системными. Поэтому те, кто проводил кампании, не были заинтересованы в их результативности, а проводили кампании лишь для отметки. Методы работы незначительно повлияли на сознание населения. Поэтому, чтобы деятельность агитпропотделов стала результативной, необходимо было изменить методы и формы работы, и создать централизованный орган, который бы координировал действия агитпропотделов.

Примечание и литература

  1. ЦХИДНИКК, Ф.1,Оп.1, Д.777, Л.Л.41-42.
  2. Бакаев Ю.Н. Антирелигиозная работа в сибирской деревне (1920-1929гг.) //Культурное развитие советской сибирской деревни. Новосибирск.1980, с.71.
  3. ЦХИДНИКК, Ф.16,Оп.1,Д.3,Л.1.
  4. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.80,Л.58.
  5. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.3,Л.1.
  6. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.80,Л.74.
  7. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.36,Л.20.
  8. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.5,Л.Л.1об,2.
  9. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.121,Л.12.
  10. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.1,Л.98.
  11. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.121,Л.23.
  12. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.61,Л.7.
  13. Там же, Ф.42,Оп.8,Д.154,Л.14.
  14. Там же, Ф.42,Оп.8,Д.154,Л.14об.
  15. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.127,Л.24.
  16. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.260,Л.2.
  17. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.127,Л.27.
  18. Там же, Ф.34,Оп.1,Д.1,Л.26.
  19. Гуревич О.В. Очерки и статьи А.В. Гуревича о частушках. ГАКК, Ф.1839,Оп.1,Д.12,Л.24.
  20. Гуревич А.В. Заметки о стихах религиозного содержания. ГАКК, Ф.1839,Оп.1,Д.19,Л.14-15.
  21. ЦХИДНИКК, Ф.15,Оп.1,Д.10,Л.87.
  22. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.461,Л.95.
  23. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.630,Л.30.
  24. Там же, Ф.42,Оп.7,Д.88.
  25. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.70,Л.16об.
  26. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.120,Л.5.
  27. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.80,Л.46.
  28. Там же, Ф.15,Оп.1,Д.10,Л.18.
  29. Там же, Ф.42,Оп.7,Д.87,Л.Л.16-17.
  30. Там же, Ф.16,Оп.1,Д.241,Л.41.
  31. Там же, Ф.1,Оп.1,Д.630,Л.87об.
  32. Варваров И. и А. Железных. Авангард безбожников Сибири. Новосибирск. 1929. с.11.
  33. ЦХИДНИКК, Ф.5,Оп.1,Д.581,Л.181.
  34. Там же, Ф.3,Оп.1,Д.158,Л.85.

Комментарии и отзывы

Сообщение оставил Артур, 5 Апрель, 2009 - 21:27:

Нашел на YouTube ролик, посвященный взорванным храма Красноярска
http://www.youtube.com/watch?v=l6SzXW7EipU