Коцепция среднего общеобразовательного учреждения постиндустриального общества

Конец XX и начало XXI в. войдут в историю как время перехода человечества от индустриального общества к постиндустриальному. За последние сто лет многие общественные структуры претерпели значительные изменения, в то время как принципы, на которых базируется школьное образование, практически не изменились. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой и информатизацию образования, информатика становится одной из основных научных дисциплин в системе среднего, высшего и дополнительного образования. Это означает, что нужны радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать информационно-технологическая среда с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства, т. е. основной упор в ней должен делаться на создание технически оснащенной и включающей в себя большое количество информации обучающей среды, обладающей гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной в плане эффективного использования учебного пространства и времени, а также на разработку образовательной программы, учитывающей вопрос взаимодействия учащихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения с компьютерно-информационной технологией и информационным обществом.

Информационная школа

Информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, выполнять как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности школы, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.).

Образовательную программу средней школы и административную деятельность по ее обеспечению можно системно обобщить в следующие пять методических блоков информационных ресурсов учебного заведения.

  1. Блок учебно-воспитательной деятельности является самым представительным и объемным по информационному наполнению. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям: начальной, основной и средней ступеней непрерывного среднего образования. В его функции входит непрерывное образование по информатике, расширенное образование по математике, предметное гуманитарное образование, естественнонаучное образование, социально-экономическое образование. В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса.
  2. Блок культурно-просветительной деятельности призван сформировать интеллигентного человека постиндустриального общества. Кроме основных знаний по фундаментальным наукам выпускник современной школы должен владеть литературным, музыкальным, художественным и архитектурным наследием мировой цивилизации. Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор виртуальных музеев, исторических памятников, картинных галерей и других достопримечательностей. Этот блок отвечает за формирование у учеников информационной, экологической и экранной культуры, творческой активности, высокой нравственности и толерантности. В методическом плане этот блок базируется на работе кабинета социальной информатики.
  3. Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно-методических комплексов различных форм обучения (проектных, индивидуальных, дистанционных и т. п.). В его функции входит создание электронных учебников, разработка компьютерных программ, обеспечение учителей домашними компьютерами, проведение телеконференций, формирование программно-методического фонда.
  4. Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет совмещения образования с полезным трудом, основанным на использовании новых информационных технологий. В его работу должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, обслуживание административной системы, работа в Интернете.
  5. Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает формирование и тиражирование различных директивных документов (АРМ «Директор»), автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»), работу с классными журналами (АРМ «Учитель»), анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ «Медицинский кабинет»), психолого-педагогическую диагностику (АРМ «Психолог») и др.
Среднее образовательное учреждение любого типа (школа, лицей, гимназия, колледж, училище и др.), в котором автоматизированы все пять блоков их деятельности и в котором администрация, преподаватели и учащиеся квалифицированно подготовлены и активно работают с использованием НИТ, будет характеризоваться как учебное заведение высокой информационной культуры и называться информационной школой — по аналогии с термином «информационное общество».

Информационная школа — это новый тип учебного заведения с образовательными программами в виде виртуальных миров моделирования реальных профессий, обеспеченных знаниями фундаментальных наук и реализованных средствами мультимедиа в педагогической системе «преподаватель — средства новых информационных технологий — обучающийся» с целью обеспечения активных методов самообучения на основе информационной модели организации учебного процесса [1] и дидактических принципов когнитивности коммуникации [2].

Под высокой информационной культурой учебного заведения [3] будем понимать школу, работающую в условиях полной информационной среды обеспечения ее функционирования, в которой администрация, преподаватели и учащиеся квалифицированно подготовлены и активно работают с использованием НИТ в своей профессионально-учебной деятельности.

Квалификационная подготовка означает наличие собственного тезауруса владения инструментарием виртуальных миров метамодели собственной профессиональной деятельности [4].

Выдвигая идею о создании образовательного учреждения высокой информационной культуры, мы развиваем в практической плоскости сформулированную в 40-х гг. XX в., концепцию академика В. И. Вернадского о преобразовании биосферы в сферу разума в результате творческой деятельности человека, т. е. по сути своей это концепция информационного общества (общества новой цивилизации), главная роль в котором отводится науке, культуре и образованию [5].

Журнал «Информатика и образование» своевременно актуализирует научно-педагогическую общественность о необходимости проведения эксперимента по системе интеграции информационных технологий в объеме средней школы в целом [6]. Именно на этой основе следует ожидать необходимый эффект от информационного образования. Как указывается в статье, сейчас накоплен достаточный научно-технический опыт в средней школе для создания технического проекта автоматизированной системы информационного обслуживания всех сфер деятельности образовательного учреждения. Необходимо сосредоточить усилия на двух аспектах этой комплексной проблемы, а именно учебно-методическое наполнение проекта и подготовка высококвалифицированного кадрового обеспечения при реализации информационной школы.

Принципы реализации проекта «Информационная школа»

Проект информационной школы (рис. 1) разработан на основе системотехнической методологии «Информационное проектирование учебного процесса в педагогических макросистемах НИТО» [7]. Он реализуется в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области и информационных ресурсов в средней школе № 43 г. Мурманска. Целью проекта является экспериментальная отработка трех компонент: программно-аппаратной организации информационной школы, учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов и организации деятельности педагогического коллектива.

Центральным структурным подразделением является телекоммуникационный узел (ТКУ), в состав которого входит школьный сервер и внутришкольная информационная сеть. На базе школьного ТКУ организуется сбор и систематизация сведений об информационных ресурсах для указанных пяти методических блоков, т. е. формируется автоматизированный кадастр школы, который обеспечивает создание и обновление электронных учебных материалов, хранящихся на сервере. Кроме того, обеспечивается доступ к информационным ресурсам школьного сервера, компьютерных классов информатики, предметных кабинетов мультимедиа, оснащенных электронными досками; административных АРМов, библиотечной автоматизированной информационной системой, издательско-полиграфической системы, кабинета социальной информатики и лаборатории информационных технологий.



Рис.1

В задачи сервера (рис. 2) входит создание автоматизированного кадастра «Информационные ресурсы школы», учебных баз знаний предметных кабинетов школы, баз данных администрации, библиотеки, издательства, лаборатории информационных технологий и кабинета социальной информатики, доступ органов образования к информационным ресурсам школы через Интернет, сбор и хранение нормативной, учебной, распорядительной информации федерального уровня (например, система «ТВ-Информ-Образование»), проведение и участие в телеконференциях, олимпиадах, связь с образовательными учреждениями, обслуживание абитуриентов, выпускников школы, аспирантов, учителей школы и научных руководителей.

В перспективе информационная школа позволит обеспечить согласование учебных программ среднего образования с высшим профессиональным на основе межвузовской кафедры, а также обеспечить работу учителей в межрегиональной дистанционной аспирантуре.

Рис. 2. Задачи сервера информационной школы

Режим «клиент — сервер» в школе обеспечивает школьная информационная сеть, в задачи которой также входит обмен информацией с внешними абонентами по каналу Интернета, прием нормативно-правовой, директивно-распорядительной и учебно-методической информации по федеральному каналу «ТВ-Информ-Образо-вание». Архитектура школьной сети, реализуемой на первом этапе проекта информационной школы, включает три направления (рис. 3):


Рис. 3. Школьная информационная сеть (фрагмент сети, реализуемой на первом этапе информатизации школы)

(1) — обеспечивает информационные потоки между сервером и административными АРМами;


(2) — обеспечивает передачу учебной информации на мультимедийные проекторы предметных кабинетов, включая кабинет социальной информатики;


(3) — обеспечивает информационную связь сервера с рабочим местом преподавателя компьютерных классов информатики начальной, основной и средней образовательных ступеней школы.

В задачи лаборатории информационных технологий входит:

  • поиск эффективных методов повышения качества обучения;
  • реализация информационной модели обучения;
  • внедрение программно-методических комплексов в учебный процесс;
  • программно-аппаратное сопровождение работ методических объединений творческой педагогики, ориентированной на НИТ;
  • разработка и развитие инфраструктуры информационной школы. Функции кабинета социальной информатики;
  • адаптация содержания учебного процесса по профильному курсу информатики «Социальная информатика» для средней школы;
  • культурно-просветительная работа в школе;
  • патриотическое воспитание учащихся;
  • организация экскурсий по программе «Краеведение»;
  • проведение экологических мероприятий;
  • правоведение и мировоззренческая работа, ориентированная на информационное общество.

Школьное научное общество призвано обеспечить активизацию участия учащихся во всех сферах деятельности информационной школы, для того чтобы привить им практические навыки жизни в информационном обществе:
обслуживание административных АРМов;
поддержка в рабочем состоянии программно-методических комплексов;
оказание помощи при внедрении мультимедийных продуктов;
подготовка документов, таблиц и баз данных для школы;
работа в тематических кружках по программированию;
организация компьютерных игр, викторин, КВН, олимпиад;
выполнение социальных заказов для предприятий, организаций и фирм.

Научно-педагогические основы проекта «Информационная школа»

Научно-педагогическое прогнозирование путей развития информатизации образования указывает на приоритетность решения вопросов интеграции информационных сред, используемых в проекте. Практическая реализация интегрированной среды базируется на принципах проектной компоновки. В основе системотехнических методов проектной компоновки объектно-ориентированных комплексов (компьютерных, педагогических программ учебного назначения и т. п.) лежит системная типология программно-технических и учебно-методических систем, обеспечивающих информатизацию непрерывного компьютерного образования.

К педагогическим новациям информационной школы относятся:

  • внедрение активных методов обучения на основе информационной методологии самообучения;
  • реализация системной педагогики, обеспечивающей интеграцию циклов дисциплин в образовательные области по фундаментальным наукам;
  • согласование выходного образовательного уровня школы с входными требованиями к знаниям абитуриентов;
  • реализация учебной программы непрерывного изучения информатики с выделением ее в отдельную самостоятельную образовательную область в базисном учебном плане средней школы;
  • оптимизация учебного процесса на базе сетевых технологий обучения;
  • операционный подход при внедрении административных АРМов;
  • совмещение процесса обучения с полезным трудом;
  • активизация в школе культурно-просветительной работы на базе кабинета социальной информатики;
  • внедрение методологии двухуровневого педагогического эксперимента при создании информационной школы (уровень технического обеспечения сервера и сети и методический уровень внедрения электронной образовательной программы);
  • обеспечение гибкой, развиваемой и легко адаптируемой информационно-технологической и программной среды с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства (авторская система лаборатории информатики СпбГУ).

При апробации и внедрении проекта информационной школы необходима организационная структура управления двухуровневым педагогическим экспериментом (рис. 4). Главным звеном в этой структуре является Совет по проведению эксперимента, в функции которого входят:

  • отслеживание хода эксперимента и планирование работ на будущее;
  • корректировка программно-методических комплексов и планирование эксперимента по замечаниям научного руководителя и экспертов органов образования;
  • апробация результатов эксперимента в других школах;
  • организация связи со школами, проводящими аналогичный эксперимент;
  • публикации результатов эксперимента и обсуждение их на конференциях, семинарах и методических советах.

Рис. 4. Структура управления экспериментом по реализации информационной школы:

КУП — культурно-просветительная деятельность; ИТО — информационные технологии

в образовании; ИШ — информационная школа

Литература

  1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Минобразование России. Гос. НИИ системной интеграции. Бюллетень № 3 — 4. 1998.
  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994.
  3. Игнатьев М. Б. Информатика устойчивого развития. СПб.: Госуниверситет, 2000.
  4. Роберт И. В. Современные информационные технологии: Дидактические проблемы. Перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994.
  5. Иезуитов А. Н. и др. Информационное пространство информатики в парадигме «Наука, культура, образование»: (Методология информационного общества)/Педагоги-ческая информатика. 2001. № 1.
  6. Урнов В. А. Для информатизации образовательного учреждения все решения уже существуют//Информатика и образование. 2000. № 9.
  7. Калънин С. М. и др. Информационное проектирование учебного процесса: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1997.
  8. Хен Д. Школа будущего: от принципов к планированию и созданию//Информа-тика и образование. 1996. № 2.
  9. Румянцев И. А. и др. Физико-математическая школа высокой информационной культуры//Педагогическая информатика. 2000. № 2.
  10. Степанов С. А. Информатика: Методическое пособие по непрерывному компьютерному образованию. СПб., 1999.
  11. Круподерова Е. П. Информационные технологии в средней школе: (Из опыта экспериментальной работы СШ № 43 г. Мурманска). Мурманск: ГМЦИТ, 1995.