Наш великий земляк

Замечательный исторический живописец В. И. Суриков был коренным сибиряком. Его предки-казаки пришли покорять Сибирь вместе с Ермаком.

Отец художника рано умер. Василий Иванович остался кормильцем матери и брата, которых нежно любил и опекал. Пришлось поступить на службу, хотя больше всего хотелось рисовать.

Три человека решили судьбу Василия Ивановича: учитель рисования Н. В. Гребнев, он первым заметил одарённость подростка; губернатор П. Н. Замятин, не сумевший согнать со своих бумаг нарисованную Васей муху, и золотопромышленник П. И. Кузнецов, давший немалую сумму денег на учёбу в "Академии художеств".

Блестяще закончив Академию, Суриков сразу получает заказ на росписи храма Христа Спасителя в Москве. С 1778 года начинается самое счастливое десятилетие в его жизни: удачная женитьба, рождение дочерей - Ольги и Елены, создание трёх самых знаменитых картин - "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Берёзове", "Боярыня Морозова".

В 1888 году судьба наносит художнику жестокий удар - умирает любимая жена.

От глубокой депрессии его вылечил любимый Красноярск, стены родного дома, помощь матери и брата. Здесь он пишет самую жизнерадостную из своих картин "Взятие снежного городка".

Жизнь продолжалась. Она была наполнена любимой работой, заботами о дочерях, дружбой с Л. Н. Толстым, И. Е. Репиным.

В. И. Суриков создаёт такие исторические полотна, как "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин". Он полон творческих планов, но новая болезнь мешает осуществить их. В. И. Суриков скончался 19 марта 1916 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Свой славный творческий путь Василий Иванович начал картиной "Утро стрелецкой казни". Кто такие "стрельцы"? Это царская армия, созданная Иваном Грозным для несения пограничной, гарнизонной службы и подавления внутренних мятежей. Жилось им несладко: жалование 5 рублей в год, и то не доплачивали целых 32 года, взятки и побои начальства - всё это вызывало недовольство, они восставали неоднократно, но не против царя - батюшки, а только с требованием наказать злодеев - начальников.

На картине - финал последнего восстания стрельцов в 1698 году. Молодой царь Пётр I был за границей, а царевна Софья, рвавшаяся к власти, наобещала стрельцам хорошей жизни, а потом предала их. Началась жестокая расправа: били плетьми, вешали, рубили головы.

Справа на картине, рядом с виселицами, разгневанный Пётр. Слева телеги со стрельцами, их видно сразу по белым рубахам смертников и свечам в руках. Это сильные, красивые, мужественные люди, не сломленные пытками, верящие в правоту своего дела.

Особенно выделяется стрелец в красной шапке. Его горящий взгляд перекрещивается со взглядом царя, он ещё полон азартом борьбы, несмотря на связанные руки и колодки на ногах.

Наступила скорбная минута прощания с родными: онемела от горя старушка - мать, плачут от страха дети, рыдает молодая жена:

В "Утре" перед нами две силы: стрельцы, олицетворяющие старую, допетровскую Русь, сходящую с исторической сцены, и Пётр с его регулярными полками, олицетворяющий новую, европеизированную Россию. В борьбе этих сил каждая обладает долей истины и стремится отстоять свою правоту. Суриков понимал, что трагедия стрельцов вызвана неумолимым ходом истории.

Он обнажил противоречия эпохи, показал не только прогрессивную роль преобразований Петра, но и страдания народа при проведении этих реформ крепостническим государством и его первым помещиком - царём.

Трагической судьбе князя Меньшикова, верного помощника Петра I, посвятил Суриков свою вторую историческую картину "Меньшиков в Берёзове". Через личную драму отца и государственного деятеля художник даёт понять зрителю историческую драму России: конец преобразований Петра, засилье немцев при царском дворе, бесчинства Бирона и его приспешников, которые заживо похоронили Меньшикова в этой деревенской избе, затерянной в глуши лесов.

Следующая картина Сурикова "Боярыня Морозова" переносит нас в эпоху раскола русской церкви - шестидесятые годы XVII века.


Патриарх Никон, человек властный, высокомерный и жестокий решил реформировать церковь: многое изменить в церковных книгах, обрядах, поклонах, двоеперстие заменить троеперстием. Его деятельность вызвала ненависть и активный протест многих верующих. Их стали называть раскольниками или староверами.

Защищая старую веру, раскольники были глубоко убеждены, что они защищают общенародные святыни. Ведь старая вера помогла Руси избавиться от татарского ига, от немецких псов - рыцарей и польской шляхты. Это придавало им силу, мужество и бесстрашие в борьбе с реформами Никона.

Начались жестокие гонения: староверы были преданы анафеме - церковному проклятию, многих пытали, казнили, протопоп Аввакум, возглавлявший это движение, был сожжён на костре.

Его ближайшей сподвижницей была Федосья Прокопьевна Морозова - главная героиня картины Сурикова "Боярыня Морозова".

Художник не соблазнился изобразить какой-нибудь жестокий эпизод её жизни, например, пытку. Он избрал такой момент, который ставил Морозову лицом к лицу с народом. Народ - всегда главный герой в его полотнах.

Картина огромна по размерам и прекрасна по колориту, она напоминает издали дорогой разноцветный ковёр: бархат, парча, вышивки шёлком и серебром на нарядах барышень: И резкое, чёрное, трагическое пятно в центре картины, оно делит толпу надвое.

Морозову везут по Москве "на позорище", закованную в цепи в мрачной монашеской одежде. Её правая рука с двуперстным знамением - это знамя раскола, символ истинной веры. Измученное лицо озарено горящим взглядом не сломленного пыткой человека.

Справа от саней - церковь и стоят те, кто вышел из неё: странник, нищая, юродивый, монашка, набожные боярышни со своей "мамкой" - для них вера в жизни очень важна.

На лицах женщин жалость, сострадание, сочувствие, нищая старушка на коленях, юродивый с двуперстием, он один не боится выразить единодушие с крамольной боярыней, о которой представители её сословия говорили, что она для них страшнее Стеньки Разина.

Слева от саней - люди, равнодушные, а иногда и враждебные Морозовой.

Особенно попик с ехидной ухмылкой беззубого рта и подвыпивший купчик.

На картине много детей. Желая подчеркнуть трагичность момента Суриков показывает улыбку непонимания на круглом розовощёком лице мальчика, стоящего возле саней, недоумение, растерянность или просто детское любопытство остальных.

Морозову уморили голодом в земляной яме, запретив охранявшему её часовому даже разговаривать с преступницей.

Содержание картины гораздо глубже, чем изображение эпизода из жизни этой необыкновенной женщины. Суриков глубоко раскрыл в ней исторический смысл раскола в народной жизни, показал его как протест против насилия, жестокости, нетерпимости представителей власти.

Теперь вы увидите остальные картины Сурикова, посвящённые также русской истории.


"Покорение Сибири Ермаком"


"Переход Суворова через Альпы"


"Степан Разин"

Заканчивая свой рассказ, мы хотим показать ещё две работы художника:

"Взятие снежного городка" - Суриков посвятил её своим землякам - красноярцам, их народным традициям, и портрет своей доброй знакомой Е. А. Рачкаловой "Сибирская красавица", чьи потомки живут и сейчас в нашем городе, давшем миру одного из самых прославленных исторических живописцев.

Талант своего прадеда унаследовали правнуки В. И. Сурикова, сыновья его внучки Н. П. Кончаловской и поэта С. Михалкова - Никита Михалков и Андрон Кончаловский. Их фильмы (оба они кинорежиссеры): "Дворянское гнездо", "Сибириада", "Сибирский цирюльник" - созданы в лучших традициях русского искусства. Их всегда отличает художественная правда, глубокий психологизм и удивительная "суриковская" красота изобразительного ряда.

"Памятник Петру I на Сенатской площади"