Опасная профессия почтальон

В конце мая состоялся четырехдневный семинар для актива Красноярской краевой организации профсоюза работников связи. Председатели более двадцати первичных профорганизаций из разных городов и районов края познакомились с обширной программой; итоги же подвел «круглый стол», где были рассмотрены наиболее острые вопросы отрасли связи.

А отрасль эта, действительно, переживает сложные времена. Современная сверхчувствительная связь оказалась на гребне разнообразных перемен.

— К сожалению, негатив заметнее, — говорит профлидер связистов края Галина Николаевна Соловьева. — Горький вкус перебивает сладкий, который работникам связи пока только обещают, но которого они еще так и не почувствовали.

Из 12994 человек занятых в отрасли связи края, 9800 — члены профсоюза. Таким образом, процент охвата профчленством приближается к 73.

В состав краевой профорганизации входят первички Красноярского филиала ОАО «Сибирьтелеком», УФПС Красноярского края-филиала ФГУП «Почта России», Сибирского филиала ОАО «Ростелеком», Красноярского радиотелевизионного передающего центра, ЗАО «Енисейтелеком» и др.

Наиболее крупные, а, стало быть, и наиболее проблемные — «Сибирьтелеком» и «Почта России».

Оба являются филиалами, чьи головные офисы находятся в Москве, и «генеральные решения» спускаются сверху вниз зачастую без учета местной специфики. В результате, изначально благие, может быть, намерения заводят вовсе не туда, куда хотели их инициаторы.

Вот, например, всеобщая «интернетизация» — вещь, безусловно, хорошая. Но когда в ход пускается «общая гребенка», и новенькими компьютерами снабжаются глухие деревни, где живут практически одни пенсионеры, которые просто не знают, что им делать с «всемирной паутиной», доброе дело приобретает трагикомический оттенок.

О неизбежном в связи с обязательным введением пунктов доступа в Интернет изменении режима работы горячо говорили председатели профкомов Вера Яковлевна Стрекалова (Ачинский почтамт) и Елена Николаевна Упит (Канский почтамт). Ломаются ставки, разрывается рабочий день, уменьшается зарплата — получается полнейшая неразбериха, от которой страдают работники почты, да и клиенты ее отнюдь не выигрывают.

— Почтальон — профессия опасная, — подчеркивает Елена Николаевна Упит. — Сейчас много говорят о том, что врачей «скорой помощи» должны сопровождать «телохранители»… А почтальонов? Они же почти как инкассаторы! Но им сейчас даже карманные фонарики «пробить» трудно! У работников почты должна быть спецодежда, обувь, средства индивидуальной защиты, сумки… Должна. В действительности же на первый квартал этого года было выделено 40 % от положенного на спецодежду, а на второй квартал не выделили совсем ничего.

…«Сибирьтелеком» тоже не минули денежные проблемы и новшества с оплатой труда. У работников связи есть своя НСОТ (новая система оплаты труда) под названием «грейдовая». Правда, по настоянию профсоюза введение этой системы приостановлено до более полного выяснения всяческих нюансов*.

Кроме того, «Сибирьтелеком» пополнила собой печальный список предприятий, где происходит процесс аутсорсинга (выведение работников за штат). Здесь председатели профкомов филиалов «Сибирьтелеком» Алексей Валентинович Петухов (Минусинск) и Татьяна Григорьевна Маркова (Шарыпово) вспомнили ООО «Вектор», куда работодатель стремится перевести работников вспомогательных служб.

Проблема сложная, и пути ее преодоления российским профсоюзам известны еще не вполне. Однако, как считает Алексей Валентинович Петухов, нерешаемых проблем в принципе нет:

— Есть те, что решаются трудно, есть такие, для решения которых требуется время, но чтобы вовсе нельзя было сдвинуть с мертвой точки воз вопросов, чтобы разумные доводы не нашли отклик… Нет, такого не должно быть! Иначе зачем тогда вообще нужны профсоюзы?

Самая главная задача профсоюзов – сделать труд приятным человеку. Чтобы наша работа регулировалась не жесткой забюрократизированной системой, в которой человеку трудно дышится, а гибкой и удобной для жизни. Чтобы все реформы и новшества помогали, а не мешали работать и жить.

Что для этого нужно делать? Вопрос вопросов!

Контролировать соблюдение Трудового кодекса? Выстраивать правильные партнерские отношения с властями и работодателями? Выступать с законодательными инициативами? Проводить акции протеста? Обучать профсоюзный актив?..

И то, и другое, и третье, и много-много всего еще. Но, возможно, самое главное — найти некий нравственный стержень, не позволяющий сворачивать с избранной дороги.

* Для пояснения основного принципа грейдовой оплаты труда обычно вспоминают нож и вилку.

Если говорить проще и короче, то грейдовая сетка оплаты труда предусматривает разделение сотрудников компании на определенные слои-грейды. Принципы этого деления могут быть разнообразны — как по должностной иерархии, так и по профессиональной компетенции. Гипотетически, работа талантливого менеджера средней руки может оцениваться выше, чем работа высокопоставленного, но менее даровитого управленца.

Однако, пределы каждого грейда ограничены вилкой зарплат, и если получатель максимальной ставки по каким-либо причинам испортит прежнюю свою трудовую репутацию, то грейдовая система тут же срежет ему почетную денежную надбавку.