Праздник семьи
Семья и школа
.
Исторический опыт человечества уже в эпоху античности зафиксировал идею социальной обусловленности становления и жизнедеятельности каждого человека. В Древнем Риме о новорожденном говорили как о «чистой доске», на которой пишут воспитатели. Древнегреческие философы рассуждали о человеке как о неком центре многих концентрических кругов. Близлежащий круг – это семья: родители, жена, дети; следующий круг включает в себя близких и дальних родственников; третий круг – сограждане, и , наконец, четвертый круг – человечество.
При всей условности такой образной схемы в ней заключена глубокая мысль. Человек неразрывно связан с другими людьми, обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизни и деятельности, формируют его духовный мир, поведение. И важнейшее место здесь занимает семья.
Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране; неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экрана телевизора; материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.п. Все это привело к тому, что многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их становиться, к сожалению все больше), которых необходимо оградить от детей, чтобы они не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное бремя, они видят в детях ненужную обузу.
Дети остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро.
Кризисные явления в семье толкают на необдуманные поступки как детей, так и родителей.
Все это мы наблюдаем в нашей школе
Предлагаем вашему вниманию социальный паспорт школы 133
Количество учащихся в школе |
675 |
Полные семьи |
353 |
Неполные семьи (родители в разводе) |
130 |
В семье - мачеха |
12 |
В семье - отчим |
45 |
Многодетные семьи |
22 |
Мать-одиночка |
22 |
Дети – сироты (опекаемые) |
10 |
Социальные сироты (детей
воспитывают родственники) |
6 |
Неблагополучные семьи |
6 |
Дети «группы риска» |
6 |
Дети получающие пенсию по потере кормильца |
52 |
По этим данным, можно сделать вывод, что родителям и учащимся школы №133 необходима педагогическая помощь, что возможно только при сотрудничестве семьи и школы.
В этом деле не помогут разовые меры, необходим системный подход, тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы.
Хочу рассказать о работе нравственно-этического объединения нашей школы в этом направлении.
Главная задача нравственно-этического объединения:
- единение семьи и школы;
- тесное сотрудничество «триады»: учителя – дети – родители.
Этой задаче подчинены все проводимые мероприятия. Вот уже 7 лет в нашей школе существует добрая традиция: дважды в год проводить Праздник семьи. Как появилась эта традиция?
Школа готовилась к очередной встрече с родителями, чтобы обсудить актуальные вопросы воспитания и обучения детей. Хотелось, чтобы встреча была необычной, запоминающейся, полезной. Обдумывали разные варианты. В ходе обсуждения родилась идея проведения Праздников семьи.
Вот тематика некоторых из них:
«Спасти детей» (приглашались на эту встречу психологи, юристы, врачи, представители детской комнаты милиции);
«Поклонись до земли своей материи отцу до земли поклонись»;
«Мои года – моё богатство»;
«Моя семья»;
«А может, это любовь»;
«Как прожить долго молодым и здоровым»;
«Как не любить мне эту землю»;
«Мы родились в Сибири»;
«Когда начинаются ссоры»;
«И жизнь, и слезы, и любовь»;
Дорогой мой человек»;
«Мои друзья – книги»;
«Поговори со мною, мама, спроси о чём-нибудь, отец»;
«Не обижай меня»;
Сама тематика праздников говорит о важности и актуальности этих мероприятий. Идёт серьёзная подготовка.
Живой диалог родителей, учителей, детей интересен всем. На этих праздниках нет равнодушных. Мы сорим, обсуждаем, рассказываем, поем, танцуем все вместе. Мы – единая семья, у нас общие интересы, проблемы, заботы, тревоги, радости. Такие встречи надолго остаются в памяти. Эти праздники помогают сблизить и родителей, и детей, и учителей.
Не забываем говорить о детях, которые живут в детском доме. У некоторых из них родители живы, но о своих родительских обязанностях они забывают. А дети ждут их, любят и ненавидят, тоскуют и проклинают. Очень важно, чтобы они не обозлились на весь мир, чтобы верили в добро, чтобы знали, что есть люди, которые помогут, протянут руку помощи в трудную минуту. Сколько добрых слов посвящают эти ребята работникам детского дома и учителям нашей школы! А наша задача – сделать всё возможное и невозможное для того, чтобы души этих детей не зачерствели, чтобы они не повторяли ошибки своих родителей, чтобы в будущем стали достойными, уважаемыми людьми и хорошими родителями.
И в этом нам помогают Праздники семьи.
Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный подход к каждому ребёнку.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи, школы и других социальных институтов.
Задачи надо решать на государственном уровне. Очень своевременно опубликовано письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях», в котором подчеркивается исключительная роль семьи и школы в решении задач воспитания и предлагаются рекомендации по разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания.