Новая история

Из всех семи районов города Железнодорожный район самый юный. Он образован 29 ноября 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за счет части территории Октябрьского района. Площадь района - одиннадцать квадратных километров. Население - 94600 человек.

Район не случайно носит имя Железнодорожного. Здесь расположена значительная часть предприятий Красноярской железной дороги.

На страницах его истории - прибытие первого поезда в 1896 году, первые железнодорожные мастерские 1898 года, "Красноярская республика" - 1905 год. Сюда эвакуирован в 1941 году запорожский завод "Коммунар", уже в 1944 году выпустивший первые 10 комбайнов. И уже "Красноярский коммунар" награжден двумя орденами - "Отечественной войны" 1 степени и Трудового Красного Знамени.

Сегодня Железнодорожный район - это: 16 крупных промышленных предприятий, в числе которых Электровагоноремонтный завод, ГУНПП "Радиосвязь", ОАО "Красноярский завод комбайнов" ОАО "Красноярский водочный завод "Ярич" . 4 научно- исследовательских института: Красноярский промстройниипроект, "Востсибниигипрозем", "КрасТИСИЗ", Сибжелдорпроект. 11 строительных организаций, которыми в районе построены прекрасные современные административные и жилые здания. 287 магазинов, 76 предприятий общественного питания, 45 предприятий бытового обслуживания, они обеспечивают запросы покупателей качественными товарами, торгово-экономический институт, он организован в год рождения Железнодорожного района на базе учебно-консультативного пункта как Красноярский филиал Ленинградского института советской торговли им. Ф. Энгельса. Сегодня это престижное высшее учебное заведение, где на пяти факультетах готовят специалистов высокого класса по семи специальностям. около 10 общеобразовательных школ, 6 специализированных центров; 20 дошкольных и 22 медицинских учреждения, основная задача которых образование и сохранение здоровья молодого поколения, 81 спортивное сооружение и 17 учреждений культуры, и это не случайно, ведь 25 % от численности населения района - молодежь. Славится район и памятниками истории, архитектуры и археологии, которых насчитывается тридцать три. Среди них памятник-паровоз на привокзальной площади, дом-музей Красикова, органный зал (Римско-католический костел 1911г.), мемориальный комплекс на Красной площади, железнодорожный вокзал и многие другие.

В 1998 году к 370-летию г. Красноярска по инициативе администрации района была реконструирована Красная площадь, на которой на радость красноярцам открылся первый фонтан. Сегодня Красная площадь по праву может считаться одним из самых красивых мест города.

В последние годы в районе проводится большая работа по благоустройству и озеленению. В районе действует более 13 фонтанов. Самым красивым и самым большим считается, конечно, фонтан под поэтическим названием "Лунный свет" по ул. Копылова.

В рамках разработанной в городе программы "Мой Красноярский двор" в Железнодорожном районе силами администрации района, предприятий, жилищных трестов, акционерных обществ, организаций с привлечением жителей благоустроено более 100 дворов. Лучшими из которых стали: двор по ул. Мира,105, Ленина 126, 155, Пионеров,13.

Продолжается благоустройство Южного проезда по ул. Копылова. После предусмотренного проектом сноса деревянных построек, планируется строительство делового центра и благоустройство этой части района.

Введен в эксплуатацию наземный пешеходный переход через проезжую часть ул. Копылова. Постепенно решается и проблема ветхих деревянных построек. Так в течение трех - пяти лет планируется их снос на магистральных улицах нашего района.

Идет реконструкция сквера имени Ю.А. Гагарина, а это значит, что еще один сквер в районе в 2000 году отметит свое второе рождение.

Главой администрации Железнодорожного района на протяжении 13 лет является Юрий Дмитриевич Рогачев.

У Железнодорожного района надежная стартовая площадка для успешного.

Свердловский район - это молодой побег исторического ствола, корни которого уходят в далекое прошлое. Напротив Острога, основанного в 1628 году, на правой стороне Енисея жили кочевые племена. Позднее, ближе к середине 17 века, на правобережье появились первые казачьи заимки, а затем и станицы Лобинская, Торгашинская, Базаихская. Спустя столетие через правобережье проложили Московский тракт и организовали паромную переправу. В конце 19 века на правом берегу Енисея были заложены две деревни: в 1885 году - Базаиха, в 1893-ем - Торгашино. Великий Сибирский путь открыл новые возможности. На стыке двух веков по первому железнодорожному мосту через Енисей было открыто движение поездов в Красноярске. Началось интенсивное освоение территории правобережья. В 1909 году основали Затон казенного пароходства. Одним из первых постановлений губернского исполнительного комитета Затон и весь флот Енисея были национализированы. 1925-ый год можно считать началом промышленного освоения территории правобережья, где строится деревообрабатывающий комбинат, три лесопилки, Затон, хлебопекарня. В сороковых годах на территории правобережья действовало уже 11 промышленных предприятий, среди них Красмаш, Судостроительный завод, Судоремонтный завод, Лесопильные заводы, Деревообрабатывающие комбинаты, Кирпичные заводы, Известковая, Графитовая фабрики, пять артелей, пять строительных организаций. В 1942 году начали выпускать продукцию Гидролизный, Цементный, Финажный заводы, дала ток КрасТЭЦ. В феврале 1945 года коллектив завода "Сибтяжмаш" поздравили с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию первой очереди завода.

Пятидесятые годы стали венцом промышленной инфраструктуры и началом формирования социокультурной среды правобережья, где существовало два административных района Кировский и Ленинский. К 1977 году население Кировского района увеличилось до 250000 человек в связи с новостройками на Правобережье и переселением в новые жилые дома горожан левобережной части Красноярска. Район стал громоздким. Краевой совет народных депутатов трудящихся направил ходатайство в Верховный Совет РСФСР о разукрупнении Кировского района.

23 марта 1977 года вышел Указ об образовании Свердловского района - третьего правобережного района г. Красноярска. Этот день стал новой точкой отсчета социально - экономической жизни Свердловского района в границах, общей площадь которых была определена в 72 квадратных километра. Протяженность района с запада на восток - 19 километров, с севера на юг - 3,8 километра. Баланс земель - 6300 гектара. К 1 января 2001 года население составило 131 тысячу человек.

Выделившись из Кировского района, Свердловский район обрел новое дыхание. Ему в наследство достались не только предприятия, значимость которых для развития экономики города была огромной, но достался и самый главный ресурс - человеческий. Задачи, которые ставились в те годы перед районом, невозможно было решить без квалифицированного, хорошо знающего и болеющего за дело директорского корпуса. Среди тех, кто оставил о себе добрую память потомкам руководители: судостроительного завода Псомиади Н.А., шелкового комбината Озерова Н.Д., завода медпрепаратов Позмогов Л.Н., химико-металлургического завода Ворогушин Г.А., комбината асбоцементных изделий Фирюлин В.В., мостоотряда №7 Виноградов С.Н., треста "Строймеханизация" Кузубов Ю.Ф., "ВНИИстройдормаша" Суховский А.Б., судоверфи Рузанкин Ю.В., ТЭЦ-2 Шлегель А.Э.

Много лет достойно руководят коллективами, с пониманием относятся к проблемам района директора: красноярского ДОКа Зорин В.Ф., фирмы "Культбытстрой" Семеняков Г.А., золотодобывающей компании "Северная" Рябинин А.Н., графитовой фабрики Мылко А.А., СМП-277 Таращанский В.М., КМУ-2 Шумельдо Е.И., Кузнецова Е.Г. Но не только сфера промышленная - кладезь кадровых руководителей. Трубачева Т.П., Аверин С.П. Дягтеренко Н.А., Бестужев В.И., Моисеева З.Г., Балюта Г.В. - это те люди, которые весь свой творческий потенциал положили в основу развития района.

Историю района можно вести с начала основания Красноярска в 1628 году. Однако официально, Центральный район - сердце города, был основан чуть более 60-ти лет назад. 5 октября 1937 года вышло постановление Красноярского крайисполкома и бюро крайкома КПСС об образовании Сталинского района. 25 июня 1938 года это постановление было утверждено Президиумом ВЦИК и стало официальной датой рождения района.

5 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ о переименовании района из Сталинского в Центральный.

Расположен на левом берегу Енисея. К началу второй мировой войны район занимал более обширную территорию, чем сегодня, включая полностью нынешний Советский район. Там, где сейчас находится микрорайон под названием "Зеленая роща", действительно была замечательная березово-сосновая роща. В шестидесятые годы началось строительство гиганта цветной металлургии - алюминиевого завода. А в 1969 году из Центрального района выделился новый, Советский район. Сегодня Центральный район научный, культурный и административный центр Красноярска.

Центральные улицы района - проспект Мира, улица им. Ленина, улица им. К. Маркса. Проспект Мира - любимая улица красноярцев. Ее название менялось неоднократно. В былые времена это - Большая улица. Воскресенская - по имени первого в городе трехэтажного Воскресенского собора, возведенного на Стрелке в середине 18 века. После революции и Гражданской войны стала называться Советской, потом - проспектом Сталина. Ни одна улица города не знала столько событий, как эта. Сколько колонн демонстрантов прошло по ней, начиная с революции 1905 года!

Улица Ленина, бывшая ул. Благовещенская, так же была названа по расположенной на ней Благовещенской церкви.

Улица К. Маркса раньше называлась Гостинской, красноярцы еще называли ее улицей Узенькой. По ней через город проходил Московский тракт. До строительства в Красноярске железной дороги по этой улице этапом шли ссыльные к централам и рудникам Восточной Сибири.

Мало кто знает, что улица Сурикова ранее называлась Покровским переулком, ул. 9-го января - Благовещенским переулком, улица Кирова была Театральным переулком. Улица А.Г. Перенсона, названная так в честь героя революции, ссыльного, в 1918 году - заместителя председателя исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Енисейской губернии - Почтамтским переулком (в переулке находилась усадьба почтового ведомства). Улица Ады Лебедевой раньше называлась Малокачинской улицей.

Перекресток пр. Мира и ул. П. Коммуны - ранее назывался Владимирской площадью, в честь приюта, был спроектирован еще в 1773 году, большая часть домов принадлежала купцам Гадаловым.

Улица Г.С. Вейнбаума, бывший Гимназический переулок. Ул. Дубровинского была Береговой.

В Центральном районе расположены культурные и архитектурные памятники Красноярска, здесь и его символ - Часовня на Караульной горе.

Белокаменная часовня Параскевы Пятницы с золоченым куполом, венчающая вершину - в центре города всюду видна. Она как будто сопровождает город, осеняя его золотым крестом…

Исторически сложилось так, что многие деловые свидания и сердечные встречи совершаются на площадях, улицах и набережных Центрального района. Летом набережная Енисея - одно из любимых мест отдыха красноярцев. На набережной расположено здание Речного вокзала, построенное в 1952 году архитектором Л.Н.Голубевым.

Со стороны набережной расположен Центральный парк культуры и отдыха им. А.М. Горького. Это бывший красноярский городской парк, слава о котором, распространялась далеко за пределами Енисейской губернии. Летом 1891 года здесь чествовали Цесаревича Николая - будущего царя. По сосновым и березовым аллеям этого сада любил гулять Суриков. Летом 1936 года здесь была открыта малая железная дорога - полуторакилометровый путь, охватывающий парк, до сих пор доставляет радость ребятишкам, желающим прокатиться в маленьких, будто игрушечных вагончиках.

Имя красноярского первопроходца на мировой спортивный Олимп - Климентий Буль. В 1911 году в возрасте 23-х лет он в 16 схватках мирового первенства по французской борьбе блестяще победил всех своих соперников и был увенчан лентой чемпиона. Пресса того времени восторженно писала о великолепной технике русского борца, его эффектных приемах, могучей силе и красоте телосложения.

Климентий Иосифович Буль родился в 1888 г. в Латвии. С 15 лет он был подручным своего отца - мастерового в Красноярских железнодорожных мастерских. Неизгладимое впечатление от увиденных в цирке поединков борцов привели юношу в рабочий тяжелоатлетический кружок. Его наставником был знаменитый силач России, первый чемпион Мира по гиревому спорту Сергей Елисеев.

В долголетней спортивной карьере Буля - победы над знаменитыми борцами: голландцем Ван-Рилем, русскими силачами Шемякиным, Заикиным, Поддубным. Свою победу над Иваном Поддубным Климентий Буль одержал в возрасте 40 лет. В 45 лет он перешел на тренерскую работу. В числе его учеников - чемпион Европы К. Коберидзе. В 1945 году нашему знаменитому земляку было присвоено звание Заслуженного мастера спорта СССР.

Афишы и семейное фото Климентия БульБуль КлиментийБуль Климентий
Афишы и семейное фото
Автопортрет

Художник-мыслитель, наделенный могучим талантом, Василий Иванович Суриков (1848-1916) вошел в историю русского искусства, прежде всего, как исторический живописец. В своих произведениях он показал историю, "творимую и движимую самим народом", в противоречивых явлениях раскрыл ее закономерный объективный характер.

В. И. Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона еще в ХVI веке. Здесь обрел он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. С одной стороны, Сибирь Х1Х века являла собой живую историю, сохраняя почти в неприкосновенности патриархальные черты ХVII века в укладе, обычаях и нравах. Не знала Сибирь и крепостного права. С другой - ее удаленность от центра России способствовала превращению Сибири царским правительством в тюрьму для своих политических противников, попадавших на каторгу за свободомыслие и протест против угнетения. Под воздействием этих неоднозначных условий сложился суровый и мужественный облик сибиряков, энергичных, смелых, полных чувства собственного достоинства, всегда ярких по характеру. "Могучие люди были. Сильные духом. Размах во всем был широкий", - говорил художник о своих земляках.

Суриков прожил в Сибири безвыездно до двадцати лет. Наделенный от природы острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью, он на всю жизнь впитал и полюбил виденное. Этот драгоценный запас впечатлений и стал неиссякаемым источником его будущего творчества.

Тяга к искусству обнаружилась у Сурикова уже в раннем возрасте. Первые уроки ему давал учитель рисования красноярского уездного училища Н. В. Гребнев. Красноярские "власти" не оставили незамеченным талант своего молодого земляка и приняли живое участие в его судьбе. Это были губернатор П. Н. Замятин и городской голова, золотопромышленник П. И. Кузнецов, поддержавший губернатора в хлопотах по устройству Сурикова в Академию художеств.

Учился Суриков в Академии (1869 - 1875) с жадностью, успешно переходя из класса в класс, получая серебряные и золотые медали. Уже во время пребывания в Академии у него пробудился интерес к историческим сюжетам. Началу петровского царствования посвящено первое значительное произведение, написанное уже после окончания Академии в Москве. Сначала Суриков приезжал туда, чтобы выполнить заказ для храма Христа Спасителя, но очарованный старой столицей остался здесь на постоянное жительство. Московские впечатления помогли Сурикову облечь исторические образы живой плотью. Вот как об этом вспоминает сам художник: "И вот, однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось". И все же не казнь, а ее ожидание, обнажающее характеры, а через них саму суть страшной народной трагедии изобразил Суриков в своем полотне "Утро стрелецкой казни" (1881). Противопоставляя две уверенные в своей правоте силы - старую уходящую Русь в образе стрельцов и новую нарождающуюся в лице Петра и его окружения, он убедительно показал закономерность обреченности стрельцов.

Судьба сподвижника Петра I Александра Меншикова послужила темой следующей большой картины Сурикова "Меншиков в Березове" (1883). В падении всесильного временщика он увидел и сумел передать не только большую личную трагедию человека, но и конец петровской эпохи.

Оба полотна были приобретены П. М. Третьяковым для своей галереи. Деньги, полученные от их продажи, позволили Сурикову совершить длительное путешествие за границу вместе с семьей. Он побывал в Германии, Франции, Италии, Австрии, где с большим интересом знакомился с крупными европейскими художественными коллекциями, жизнью и бытом народов. Картина "Сцена из римского карнавала" (1884) написана в результате этой поездки. Великолепный этюд к ней "Итальянка" включен в данную подборку.

Главное, ради чего было предпринято путешествие, - потребность усовершенствования своего мастерства, пополнить знания и опыт в области понимания разными художниками натуры, постичь законы композиции и колорита на примере творчества Веронезе и Тинторетто. Все это нужно было Сурикову для осуществления возникшего еще в 1881 году замысла нового исторического полотна "Боярыня Морозова" (1884 - 1887).

Впервые экспонированная на ХV передвижной выставке в феврале 1887 года "Боярыня Морозова" была воспринята современниками как огромное событие в русском искусстве. "Суриков просто гениальный человек, - писал Стасов, - подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей школе. Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал. Ему равны только "Борис Годунов", "Хованщина" и "Князь Игорь". Картина действительно национальна и по содержанию (движение религиозного раскола в России в середине ХVII века), и по созданным в ней образам, и по своему живописному строю".

Неотъемлемой частью художественного образа, оттеняя его национальный характер, становился в картине пейзаж. И в России, и за границей Суриков писал преимущественно городские пейзажи. И только, когда художник попадал в Сибирь, у него появлялись картины природы. К таким работам относится ранняя ученическая акварель "Минусинская степь" (1873). Уже в ней отчетливо раскрываются способности Сурикова-монументалиста: он стремится передать не внешние приметы пейзажа, а его суть, видя в степи прежде всего величественность бескрайнего простора, ее вольную суровую красоту.

Сибирь продолжает питать и позднее творчество Сурикова. В 1891 году он пишет единственную жанровую картину "Взятие снежного городка", в которой стремится передать сам дух старинной народной игры на масленицу. Написанная в звучных ярких тонах картина полна движения, задора, удали и веселья. Здесь зарождается тема героизма и силы, которая станет главной в следующем сюжете из русской истории, опять подсказанным Сурикову Сибирью. Это поражающая эпическим величием картина "Покорение Сибири Ермаком" (1891 - 1895), изображающая знаменательное событие - столкновение двух стихий, в результате которого к России была присоединена огромная территория - Сибирь. Картина знаменует собой вершину творческого подъема художника.

Особое место в творчестве Сурикова занимают портреты. Это, как правило, этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы "Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской". (1891), "Портрет Александры Ивановны Емельяновой". (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту.

Не считая себя портретистом, Суриков редко обращался к этому жанру, изображая либо своих близких, либо чем-то заинтересовавших его людей. Без нарочитой позы, без внешних эффектов Суриков стремился раскрыть основные свойства человека.

В "Автопортрете" (1913) художник изобразил себя погрудно, на нейтральном фоне, без намеков на свою профессию. Все внимание сосредоточено на простом, типично русском скуластом лице. Не восторженные чувства, а опыт жизни и пытливость ума читаются в проницательном взгляде; за внешней скромностью и сдержанностью вырастает личность, яркая, сильная, темпераментная. Таким знали и любили Сурикова его современники.

Как всякий большой художник, уходя из жизни, он оставил нам как завет свое искусство, рожденное любовью к Родине и народу, высоким взыскательным талантом и мастерством.

Наверное, нет в стране человека, который бы не знал о восстановлении в Москве знаменитого Храма Христа Спасителя, построенного в середине XIX века по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона (1794-1881). Но далеко не всем известно, что в Сибири по проектам К.А. Тона было построено два величественных сооружения: Богородице — Рождественский собор в Красноярске и Троицкий кафедральный собор в Томске. Попытка найти эти творения в наших городах не приведет к успеху — судьба их трагична, она сходна с судьбами тысяч других храмов по всей стране. Историю создания и разрушения сибирских построек великого мастера мы и попытаемся проследить.

По большому счету их появление было предопределено качественными преобразованиями в общественно-политической и культурной жизни Сибири. В результате административной реформы, проведенной в 1822 г. М.М. Сперанским, Красноярск и некоторые другие сибирские города стали губернскими центрами. Вслед за изменением статуса городов происходило пространственное развитие, сопровождаемое увеличением числа жителей, освоением новых городских территорий.

Церковь на речке БазаихаВсе это приводило к укрупнению городского масштаба, усложнению и обогащению архитектуры старых сибирских городов. В таких условиях все ярче проявлялась необходимость создания новых городских планов. Для Красноярска, Омска и Томска планы были составлены соответственно в 1828, 1829 и 1830 гг. Автором проектов перепланировки этих городов стал крупнейший архитектор-градостроитель первой трети XIX в., член Строительного комитета при Министерстве Внутренних дел В.И. Гесте (1763-1832). В соответствии с новыми планами, исполненными по законам регулярности, территория каждого города увеличивалась в 2-3 раза. При этом функции общественного центра переносились на новую крупную площадь. Пространственные границы такой площади формировались фронтом административных зданий, а центральное место площади отводилось для монументального здания собора.

Идея построить в Красноярске новый соборный храм возникла 10 октября 1843 г. — в день получения в Красноярске Высочайшего манифеста о рождении 8 сентября того же года Великого князя Николая Александровича. В то время пребывающие в Красноярске золотопромышленники, в день отправления по такому случаю молебна, составили приговор, в котором выразили желание на «память счастливейшего события сего и в благодарение Всевышнему за особенное к ним Его милосердие в здешнем крае по делам золотопромышленности: принести дар каждого и по усердию к делу благому: чрез добровольную подписку» построить в губернском городе Красноярске на новой площади храм, для чего подписали 96400 руб. серебром. Ответственным от золотопромышленников назначили купца И.Г. Щеголева.

Для Томска и Красноярска главные соборы были заказаны маститому столичному архитектору К.А. Тону. Уже к 1845 г. К.А. Тоном завершено проектирование собора для Томска. Для красноярского собора проект, составленный К.А. Тоном, был высочайше утвержден в столице 8 июля 1844 г.

При выполнении многочисленных заказов в 1840-е гг. К.А. Тон широко использовал авторские приемы, наработанные в ходе собственного проектирования первых церквей. Так, для Томска кафедральный собор спроектирован по схеме основного объема композиционно близкого Введенской церкви в Санкт-Петербурге и созвучный по трактовке глав храму Христа Спасителя в Москве.

Наряду с этим, что уже отмечено исследователями, «вполне оригинален» мощный параллелепипед собора в Красноярске, собора с шатровым пятиглавием и примыкающей к основному объему колокольней.

Здесь К.А. Тоном введены в завершение фасадов треугольные фронтоны, причем выдвигается предположение о том, что это — «реплика» Новгородской Софии, реставрацию которой К.А. Тон курировал в то время. Центральный шатер обогащен ранее не используемыми К.А. Тоном «круглыми слухами», а шатер колокольни имел интересное членение по горизонтали: нижняя часть шатра, решенная в том же материале, что и стены здания, и имеющая окна, зрительно увеличивала высоту колокольни. Иногда местные строители несколько отступали от проектов, разработанных автором. Так, построенный в Красноярске собор имел в действительности апсиду (в проекте ее не было) и иные, нежели в проекте, пропорции центрального шатра. Вместе с этим, вероятно, городские власти принимали участие в выборе местоположения новых зданий, что находило выражение в органичном вхождении тоновских построек в сложившуюся градостроительную ситуацию.

В Красноярске строительство собора вряд ли могло обойтись без участия Якова Ивановича Алфеева (1802-?), енисейского губернского архитектора, члена енисейской губернской строительной комиссии; здесь пригодились полученное им образование в Кремлевском архитектурном училище и богатый опыт практической работы в Экспедиции Кремлевского строения в Москве (1822-1830).

Торжественная закладка собора в Красноярске состоялась 15 июля 1845 г. К середине 1849 г. работы в основном были закончены. Но случилось непредсказуемое — 29 сентября того же (1849) года стены собора дали трещины и, к несчастью, средняя часть строения с верхними сводами и куполами рухнула. Для восстановления храма потребовались большие средства. Необходимые деньги были пожертвованы Исидором Григорьевичем Щеголевым и его супругой Татьяной Ивановной. По заявлению И.Г. Щеголева, строительство храма, со всей утварью, иконостасом, ризницей и колоколами, обошлось ему в 560 тыс. руб. Впоследствии за крупные пожертвования по представлению святейшего Синода в 1863 г. царь Александр II наградил С.И. Щеголева орденом Святой Анны 2-й степени с императорской короной. Вместе с тем, в благодарность за благотворительность после смерти супруги И.Г. и Т.И. Щеголевы были погребены в нижнем храме собора.

После обрушения все здание храма, кроме колокольни, разобрали. И к 1861 г. храм был восстановлен вновь на прежнем месте и по полному подобию первоначального. Сначала храм предполагали назвать Николаевским, но впоследствии было принято решение называть Богородице-Рождественским.

Так случилось, что в год окончания строительства храма начался отсчет истории вновь учрежденной Енисейской епархии. По докладу Святейшего Синода 25 мая 1861 г., новый храм назначен кафедральным собором Енисейской и Красноярской епархии. Ее первым епископом стал с 5 января 1862 г. преосвященный Никодим (1803-1874) с титулом епископа Енисейского и Красноярского.

Новое возведение собора осуществлялось под наблюдением архитектора Якова Набалова.

Троицкая церковь на Покровской гореО величественных размерах возведенного собора говорят такие характеристики. В плане по оси восток-запад здание собора (с колокольней) составляло 26 сажен (в новых величинах 55 метров), внутри «от западных дверей до горняго места» — 22 сажени, ширина 11 сажен 2 аршина с четвертью, высота внутреннего пространства (от пола до верхнего главного купола) около 19 сажен (40 метров). В 1860-х гг. вокруг собора на средства И.Г. Щеголева была устроена каменная с чугунными решетками ограда длиной 220 сажен, с тремя чугунными воротами. В 1867 г. недалеко от собора, с востока, построили часовню, через 34 года к ней пристроили помещение для склада свечей епархиального свечного завода.

Собор имел 4 престола. Главный из них — средний — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В правой части иконостаса располагалась храмовая икона Рождества Богородицы. Эту икону доставили в 1858 г. от Великого Князя Николая Александровича. Причем размер иконы в длину (12 вершков) соответствовал росту государя наследника при рождении. С правой, южной, стороны располагался придел в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста, а с левой, северной, стороны — во имя Святителя и Чудотворца Николая. С южной же стороны располагался придел во имя Святых мучеников Исидора и Татьяны. Все престолы были освящены специально приглашенным преосвященным епископом Томским (бывшим епископом Томским и Енисейским) Порфирием в сентябре 1861 г., соответственно 7, 10, 21 и 22 числа. В том же году императрица Мария Александровна пожертвовала «бархатную, шитую золотом священническую ризу со всеми принадлежностями на св. Престол, жертвенник, аналой и столики» в знак признательности И.Г. Щеголеву за построение собора.

В 1897 г. газета «Енисей» писала: «Приехавшие из России, посетившие храм восхищаются его архитектурной внешностью и изяществом внутренней отделки. По первоначальному проекту стены собора были выкрашены в розовый цвет солнечного заката, а крыша в зеленый. И в таком виде он долгое время красовался и считался одним из красивейших соборов Сибири». «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» издания 1902-1903 гг. свидетельствовал: «Особенно красив по своей архитектуре и позлащенными главами обширный новый Рождественский собор, построенный по плану известного архитектора Тона».

Об интересных деталях сообщает в описании собора епископ Енисейский и Красноярский Никодим. Собор шести колонн, … «живопись в золоте, высокой кисти, но смиренной. Писано в Москве. Из алтаря спуск в подземелье на 24 ступени. Там просторная ризница, обширные подвалы, в коих помещены четыре пневматические печи — две на восток, две на запад. В иконостасе образ Рождества Богородицы, прислан Наследником престола в 1858 году».

В середине 1930-х гг. живая история сибирских построек К.А. Тона оказалась уже у своего завершения. В Красноярске 30 декабря 1935 г. вышло постановление крайисполкома о сносе собора для освобождения на главной площади места под строительство здания Дома Советов. В 1936 г. собор был закрыт и частично разрушен. Сохранившиеся помещения использовались для различных целей вплоть до полного разрушения здания в конце 1940-х - начале 1950-х гг.

В семейных архивах священника Н.А. Климовского (Николай Александрович Климовский служил в Красноярском кафедральном соборе с 1917 г., с 1922 г. был его заштатным священником) сохранились дневниковые записи (исследованы О.П. Аржаных). Записки касаются последнего года существования главного собора Красноярска. В них значится: «27 (16) июня 1936 года Кафедральный собор накануне разрушения: железо с крыш снято, рамы выставлены, полов нет, нижние своды разобраны (частично): В стенах наверчены отверстия для закладки взрывчатого вещества». 9 июля (26 июня по старому стилю) 1936 г. дневниковые записи Н.А. Климовского сообщают о произведенном в соборе взрыве. Известно, что крепкое здание храма рухнуло лишь после третьего взрыва.

В Томском Троицком соборе службы были прекращены еще раньше — в 1929 г. В начале 1930 г. приступили к разборке здания, и в 1934 г. собор полностью снесли.

Значение величественных построек, осуществленных по проектам К.А. Тона в Сибири, до настоящего времени по-настоящему не оценено. Лишь попутно архитекторы-исследователи иногда обращались к этим объектам. Необходимо заметить, что незаслуженное забвение подобных страниц культурной истории Сибири следовало бы исправить.

Необходимо особо обратить внимание на значение построек К.А. Тона в развитии архитектурной среды сибирских городов. Так случилось, что в Красноярске в период строительства кафедрального собора возводилась взамен деревянной каменная часовня, что на Караульной горе, в самой высокой точке города. После реставрации шатра Покровской часовни в 1970-1971 гг. (автор проекта реставрации красноярский архитектор А.С. Брусянин) стало очевидным заимствование для нее общей композиции и архитектурных деталей из шатрового завершения часовни и шатра колокольни нового собора в Красноярске, построенного по проекту К.А. Тона. Образ здания храма в общественном сознании определял не только веру, соборность, но и категории величественного, прекрасного. Эти представления распространялись и на место, занимаемое собором в городе. Огромное, самое крупное из храмовых построек Сибири, здание нового кафедрального собора в Красноярске занимало центральное место в сформированной среде города, являлось объединяющим акцентом в обширном пространстве нового центра.

Ранее не говорилось о значении архитектуры здания Красноярского Богородице-Рождественского собора в развитии русской архитектуры. В последнее время исследователями-архитектуроведами признается значительное влияние форм архитектуры Красноярского кафедрального собора и его элементов на архитектурное и пространственное решение церквей, построенных в Петербургской и Новгородской епархиях во второй половине XIX в. - начале XX в.

Красноярск, административный центр Красноярского края, крупнейший промышленный и культурный центр Восточной Сибири. Географические широта - 55°38', долгота - 29020'. Расположен на обоих берегах реки Енисей.

Слобода «Нахаловка» Был основан как крепость, опорный пункт для закрепления русских на Среднем Енисее в 1624 году Андреем Дубенским.

С первых дней Красноярску пришлось оружием и дипломатией утверждать свое право на существование в вооруженной борьбе с киргизскими князьями, которая закончилась только в начале XVII века.

Складывание постоянного населения и его занятия в первую очередь определялись военно-административными функциями острога-крепости. По численности гарнизона с начала XVIII века Красноярск стал одной из крупнейших крепостей Сибири (1708 год — 849 человек).

Первые красноярцы набирались из добровольцев на Урале и в Западной Сибири.

Материальная и духовная культура русского населения Красноярска и всей Сибири развивалась как вариант северорусской культуры. Материальный быт имел свои особенности. Чаще чем жители Европейской России они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, шитые из китайских хлопчатобумажных и шелковых тканей рубахи, кафтаны, кушаки, сарафаны, платки. Больше ели дичи, рыбы, чаще пользовались не глиняной, а деревянной и фарфоровой китайской посудой.

Грамотность была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На красноярском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и богоучительные книги. Из сочинений историко-географического характера горожан были известны «Хождения Трифона».

Казаки и промышленники хорошо знали географию, растительный и животный мир Приенисейского края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов.

Из природных богатств края использовали каменный уголь, слюду, графит, железные руды, глину. В лечебных целях широко применяли зверобой, волчью траву, сосновую хвою, черемшу, девятильник, березовые почки, шиповник, белену, «лиственную губу». От южных соседей узнали о лечебных свойствах ревеня.

Любили на берегах Енисея былины, исторические песни о взятии Казани, о Ермаке и Степане Разине. Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и скоморохов. По вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых пели песни, плясали и «в ладони били».

Общий вид старого городаМногие увлекались шахматами, катанием на лыжах с гор, городками, шахардою (чехардой — сост.) и свайкою, а также борьбой и конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных досках со специальных ледяных горок и просто с крутого енисейского берега.

С 20-х годов XVIII века мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея. Однако почти полная незаселенность русскими ближних южных плодородных районов и сильная конкуренция со стороны Томска, Енисейска и Иркутска не позволяли Красноярску XVIII столетия превратиться в крупный торгово-промышленный пункт. Город количественно и территориально почти не рос.

С проведением Московско-Сибирского тракта город оказался на перекрестке важнейшего в Сибири сухопутного и значительного водного путей сообщения. Однако приток населения извне был небольшим.

Из части жителей города, а также ссыльных и вольных переселенцев, к концу века сложилось небольшое, но уже устойчивое ядро торгово-ремесленного (с 1775 года — мещанского) населения. Преобладали занятия, связанные с переработкой животного и растительного сырья (кожевенное, мыловаренное, свечное, портновское, столярное и плотничье ремесла), а также иконописание.

Среди промыслов заметными в XVIII в. стали занятия, связанные с обслуживанием полеводства и переработкой его продукции. Извоз тоже стал распространенным промыслом.

Став в XVIII веке крупным товарно-распределительным центром в своем уезде, Красноярск все еще значительно уступал Енисейску. Купеческий капитал к 1799 году составлял всего около 30 тысяч, а торговый оборот в год не превышал рубля на каждого жителя. В целом характер экономики Красноярска был патриархально-натуральным.

В социально-экономическом смысле Красноярск только к концу XVIII века стал сложившимся городом, то есть центром ремесла и торговли.

В 1782 году ликвидировали прежнюю, еще во времена Петра I образованную, Енисейскую провинцию, которая охватывала почти весь край. Территория прежнего Красноярского уезда вошла сразу в три наместничества: Тобольское, Колыванское и Иркутское. Красноярск стал подчиняться не Тобольску, но все же сохранил прежнее административное значение. С 1804 года Красноярск подчинили Томску, ставшему губернским городом.

Превращение Красноярска в XVIII веке из крупной приграничной крепости в обычный небольшой сибирский город сказалось на всех его сторонах жизни. К последней четверти столетия внешний облик города уже ничем не напоминал о боевом прошлом. Страшный пожар 1773 года, после которого осталось лишь 30 домов, уничтожил все укрепления.

Общий вид старого города Присланный из Тобольска сержант геодезии Петр Моисеев дал городу совершенно новую, петербургского типа линейную планировку, которая в старой части города прослеживается до сих пор.

В культурном развитии Красноярск во втором столетии своего существования сделал новый шаг вперед. Значительное распространение получило домашнее обучение. Так, в 1781 году городовой магистрат заказал для горожан в книжной лавке при Российской академии наук 150 букварей и 50 апофегмат (сборников нравоучительных историй). Появились в городе и первые учебные заведения специального, а позже общеобразовательного типа. В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства всех трех церковных заказов Енисейской провинции, через 30 лет в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа.

Благодаря развитию в XVIII веке книгопечатания расширился круг чтения горожан. В апреле-июне 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека.

В XVIII столетии красноярцев интересовала музыка и хоровое пение. Основоположник русской этнографической науки С.П. Крашенинников и видный натуралист И.Г. Гмелин уже в 1730-е годы засвидетельствовали увлечение всех жителей Приенисейского края «вертепным действом», то есть народным театром кукол.

Родина гениального художника В.И. Сурикова в то время славилась своими иконописцами. Продукция Прокопия Бородулина, Ильи Агапитова и Ивана Белозерова была известна во всей Восточной Сибири. Работы дальнего родственника В.И. Сурикова М.Г. Хозяинова даже получили в начале XIX века поощрительный отзыв от Российской академии художеств.

Бывшая Воскресенская улица (ныне проспект Мира)Благодаря среднему в Сибири положению на перекрестке путей сообщения и разнообразнейшей флоре и фауне бассейна Енисея, Красноярск был опорным пунктом многих научных экспедиций XVIII века.

В целом общий культурный уровень Красноярска того времени был невысоким. Начинания энтузиастов, как правило, глохли в маленьком уездном городке.

У горожан практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями: вырви днем открыто траву «волчий корень» — гром грянет, искупайся в рождественской проруби — будешь здоров и богат. Правда, религиозное чувство было развито слабо. Даже церковь могла превращаться в место, где пили вино и на кулаках сводили личные счеты...

Всех, кто бывал в Красноярске в XVIII веке, поражали гостеприимство и широкое хлебосольство жителей, их гордость, развитое чувство собственного достоинства, свободное, даже вольное обращение с местными властями. От других сибиряков они отличались особенной непокорностью и несдержанностью в гневе, а также неумеренным потреблением крепких напитков.

Ссылки

Строительство крупнейшего в Сибири завода для производства тяжелых экскаваторов и горнодобывающей техники Крастяжмаш началось в начале 1979 года в 20 км от Красноярска. Цель создания машиностроительного гиганта — освоение богатейших запасов углей КАТЭКа, Забайкалья и Дальнего Востока.

Продукция, выпускаемая на Крастяжмаше, ранее проектировалась и выпускалась ведущими предприятиями Минтяжмаша: Уралмаш, Ижорский завод тяжелого машиностроения, Новокраматорский завод тяжелого машиностроения.

Сибирский гигант машиностроения, оснащенный наиболее передовым оборудованием, был введен в строй в декабре 1981 года. Первый экскаватор Крастяжмаша начал добычу бурого угля в 1982 году. В 1994 году предприятие было приватизировано.

Производство

Крастяжмаш является сегодня самым современным предприятием отрасли на территории СНГ.

Все производства расположены на промышленной площадке общей площадью 640 га в 20 км от Красноярска. Промплощадка находится рядом с автомобильной трассой регионального значения, и имеет на территории железнодорожный узел.

Производственные мощности и оборудование предприятия позволяют выпускать и обслуживать котлы отопления и практически любой вид машиностроительной продукции до IV категории сложности. Производство выполняет полный цикл работ от конструкторской разработки необходимого оборудования до его монтажа, отладки и ввода в строй.

В настоящий момент производство Крастяжмаша ориентировано по следующим направлениям:

  • Производство тяжелых экскаваторов и запчастей к ним;
  • Производство оборудования для открытых горных работ;
  • Производство горно-обогатительного оборудования;
  • Производство буровых установок для нефте- и газодобывающей отрасли;
  • Производство оборудования для цветной металлургии;
  • Сервисное обслуживание и ремонт машиностроительного оборудования, в том числе и выпущенного на иных предприятиях;
  • Разработка новых видов тяжелого машиностроительного оборудования, для ресурсодобывающих отраслей.

Педагогам и учащимся Лицея №1
г. Красноярска п о с в я щ а е т с я

Автор благодарит директора лицея Сеткову И.Н., педагогов и обслуживающий персонал лицея за труд по чтению и прослушиванию текста рукописи, оценку объективности и непредвзятости изложения событий, имевших место в лицее, высказанные при этом замечания и предложения.
Особая благодарность автора – его ученикам, слушавшим черновик рукописи, поделившимся своим мнением о реальности описанных в повести событий, правдивости описания действий и поведения учеников – героев повести, среди которых были и они сам, сделавшим поправки и замечания по тексту рукописи.

В повести рассказывается о Суриковом ключе – родничке в живописном пригороде Красноярска, где, как выяснили местные краеведы, находилась когда-то родовая заимка и покосы Суриковых – семьи нашего знаменитого земляка и художника. О том, как учащиеся расположенного в Ветлужанке лицея решили взять шефство над этим историческим местом.

Действия школьников излагаются в повести на фоне исторических событий, начиная со времен сооружения острога на Красном Яру, описания судьбы предков художника и его собственной судьбы. И везде в качестве одного из главных героев повествования выступает родничок возле речки Ржавицы за Долгой гривой.

Ссылки

Syndicate content