Начало века

После присоединения Сибири к России Красноярск как военное поселение свое значение утратил. В 1690-х годах он получил статус города. Ненавистные красноярцам воеводы были заменены новым должностным лицом — комендантом. Гостинный двор Позднее должность воеводы восстанавливается, а затем снова заменяется должностью коменданта. В 1710 году вместо коменданта назначается городничий. Эти не­однократные реорганизации в системе внут­реннего управления Красноярском ничего су­щественного не меняли. Происходила только смена названия, дела же управления от это­го не улучшались. Полномочия правителей были не ограничены. В Красноярске царил произвол воевод и комендантов. С 20-х годов XVIII века мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея. Однако почти полная незаселенность русскими южных плодородных районов и сильная конкуренция со стороны Томска, Енисейска и Иркутска не позволяли Красноярску превратиться в крупный торгово-промышленный пункт. Город количественно и территориально почти не рос. Так, в 1720 году в нем насчитывалось 369 дворов и 1250 душ мужского пола, а в 1784 году - 337 дворов и 1046 душ мужского пола. Масштабы выхода из города выглядят еще более значительными, если учесть высокий естественный прирост населения. Экономика Красноярска, удаленного от тор­говых путей, практически не развивалась. Со второй половины XVIII века экономико-географическое положение города в корне изменилось.

Появление Московского тракта

Московский тракт, проложенный по территории Кра­сноярского уезда в 1762—1776 годах через Ачинск — Красноярск—Канск, во много раз ускорил, по сравне­нию с водным путем Обь—Енисей—Ангара, доставку то­варов из России на Восток и в обратном направлении. Енисейск утратил свои ключевые позиции и постепен­но начал их уступать Красноярску, который, оказав­шись на перекрестке сухопутных и водных дорог, из по­граничной крепости превратился в город, лежащий на, оживленной трактовой магистрали между Россией и Китаем. Обслуживание тракта способствовало широкому развитию извозного промысла. Однако приток населения извне был небольшим. В целом в XVIII веке число горожан зависело от размеров естественного прироста и содержания хозяйственной жизни. В этой сфере тоже происходили изменения. Многие горожане стали заниматься земледелием, а Красноярск стал видным центром сельскохозяйственной округи, поставлявшей хлеб и скот в Енисейск, Туруханск, на Алтай и в низовья Оби. Среди промыслов заметными стали занятия, связанные с обслуживанием полеводства и переработкой его продукции. На речках Каче, Панюковке и Базаихе действовало до десятка мельниц. Одним из центров речного судостроения на Енисее стало село Есаулово. С проведением Московско - Сибирского тракта жизнь в городе оживилась. К концу XVIII в городе появились мыловары, кожевенники, портные, столяры, плотники и другие ремесленники. В культурном развитии Красноярск во втором столетии своего существования сделал новый шаг вперед. Значительное распространение получило домашнее обучение. В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства. В школу ходило около 30 учеников. Через 30 лет в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища, которое в первым год посещали 100 мальчиков и девочек. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа. По инициативе медика и просветителя Степана Михайловича Кашкарева в апреле - июне 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека. В 1782 году ликвидировали, образованную еще во времена Петра I, Енисейскую провинцию, которая охватывала почти весь край. Территория прежнего Красноярского уезда вошла сразу в три наместничества: Тобольское, Колыванское и Иркутское. Красноярск стал подчиняться не Тобольску, а Колывани (Бердску), центру нового Колыванского наместничества, причем обсуждался вопрос, стоит ли центр уезда переносить в Абаканский острог. Все же Красноярск сохранил прежнее административное значение. В 1797 году Красноярский уезд включили в состав Тобольской губернии, присоединив к нему Ачинский уезд.

Культура

Превращение Красноярска в XVIII веке из крупной приграничной крепости в обычный небольшой сибирский город сказалось на всех его сторонах жизни - культуре, образовании. Была даже латинская школа. Благодаря местному книгопечатанию, в 1784 году открылась первая в России уездная библиотека. Игры, увеселения, праздники по-прежнему тесно связывались с народным земледельческим календарем. В городе складывались и укреплялись определенные традиции, характерные Для си­бирских поселений. Как правило, взаимоотношения красноярцев были благожелательные, сибиряки отличалисВоскресенский соборь храбростью и взаимовы­ручкой в трудные моменты жизни. Речь отли­чалась учтивостью, относительной правиль­ностью и даже своего рода музыкальностью. У красноярцев были свои интересные забавы. Видный ученый, академик С. П. Крашенинников, проживший в 1735 году в Красноярске несколько месяцев, записал в своем «Дорожном журнале»: «Во время масленицы по горам уливаются водою катушки, на кото­рых во всю неделю почти всего города девицы и женщины вместе с мужиками на коро­вьих кожах катаются. А в последний день, то есть в воскресенье, с оных катушек идучи со всеми, кто бы ни шел навстречу целуются...» В. И. Суриков на своем самом жизнера­достном по сюжету полотне, написанном в Красноярске, показал еще одну забаву красноярцев — «Взятие снежного городка». Художник В. Пантиков на основании изу­чения архивных документов и научных тру­дов составил описание одежды красноярцев тех времен. Сарафан был как для повседнев­ной, так и для праздничной носки. Он подпо­ясывался плетеным поясом из разноцветных шерстяных нитей. Сарафаны делались из хол­ста, ситца, китайки, шелковых материй. Отправляясь в деревню зимой, красноярцы наде­вали баранью или заячью шубу, крытую нан­кою. Большим разнообразием отличались женские головные уборы. Зимой носили шали. Под шаль надевалась шапочка — чебак. Обу­вью в Сибири были чарки и пимы. Чарки — это род калош, толстые башмаки с опушкой и оторочкой. К сожалению, до нас дошло слишком мало документов о Красноярске изначальном, поскольку не сохранились архивы. Некоторые воеводы специально уничтожали компрометирующие их материалы. Часть документов «от многих лет лежа, погнили, и мыши их переели, и подраны были».